Индивидуальная работа и работа с семьями

Попытки составить сравнительный обзор теорий социальной работы предпринимались многими авторами. В табл. 3.1 представлены обзоры, которые содержат тот же комплект теорий, что и настоящее издание. Данный перечень неполон, покакое количество многие работы посвящены только работе с личным случаем, либо «клинической социальной работе» (Роберте и Ни, 1970). Терминологически тут отражены различия между социальной работой, целью которой есть оказание услуг и социальная защита, и формами межличностной и групповой терапии, каковые чаще именуются клиническими формами практики. В двух вторых работах (Роберте и Новсн, 1976; Тэйлор и Роберте, 1985) сравниваются теории групповой работы и работы в малых социальных группах, они рассматриваются в последующих параграфах. В моей книге тех-

Таблица 3.1. Другой обзор теорий социальной работы

Категории теорий Роберте и Ни, 1970 Хау, 1987′ Лишман, 1991 Кумар. 1995 Тернер, 199Г, Скипи и Форд. 2000 Купер и Лессер, 2002
Психодинамическая Психосоциальная, функциональная, п робле мно-орие н-тированная Психоаналитическая Психодинамиче-скаи Концепция Эриксона о стадиях развития Психодинамическое консультирование Проблемно-ориентированная Психосоциальная Психоаналитическая, функциональная, неприятностейно-ориентированная, психология личности 1 [сиходинамиче- екач П с и ходинамиче -екая (объект — взаи моотношения) Психология «Я»
Когнитивно-поведенческая Поведенческие модификации Поведенческая социальная работа Поведенческая социальная работа Когнитивно-поведенческая Поведенческая терапия, когнитивная Когнитивно- поведенческая Поведенческая терапия, когнитивная
Домашняя терапия Домашняя терапия (Домашняя терапия)
Кризисные теории Кризисная интервенция ~ Кризисная интервенция Кризисная Кризисная интервенция
Задаче-центрированная [Совпадает с поведенческими| Практика, ориентированная на решение задач Письменные договора Задаче-центриро- ванная Задаче-центри-рованная
Системная теория [Не рассматривается в качестве самостоятельной] Системная Модель жизненных совокупностей Экологическая
Социальная, психологическая, конструктивизм Социализация Теория идентификации горе/утрата Конструктивистская, коммуникативная Нарративная, Нейро-лингвисти-ческое программирование Ролевая Нарративная, ориентированная на итог

I

Социологическая/социального развития Социальная работа в малых социальных группах Социальное развитие оиийлышй м…………….. и м.[.них ООЩМ !!• ных группах
Гуманистическая/ экзистенциальная теория духовности Клиент- це нтриро-ванная [группа экзистенциальных теорий «в отыскивании себя») Гандианская, экзистенциализм р ванная-и-Клиент Экзистенциальная Гештальттеории Обморок Медитация Трансактный анализ Трансперсональная Экзистенциальная Консультирование
Критическая Марксистская радикальная теория/радикальный структурал изм. рост осознания Структуралистский подход Марксизм, радикальная Материалистическая (марксистская)
Феминизм |Феминистскл1 социальная работа| Феминизм Феминистская Женская психология
Антидискриминационная Оборигенная Кросс кул ьтурная
Активизации и зашиты заинтересованностей клиента Акта ни шипя Активизация

1 В квадратных скобках находятся комментарии автора.

2 Круглыми скобками при описании обзора Тернера обозначены теории, о которых поведано в прошлом издании его книги; курси
вом — теории, добавленные в последнем издании (глава о марксизме переименована в материалистическую теорию).

нологии групповой работы, работы по месту жительства и в рамках стационарных учреждений я обрисовываю в главах, посвященных разным теориям. Кое-какие авторы кроме этого детально останавливаются на этих формах работы (к примеру, Хау, 1987).

Кроме этого я включил в обзор работу Роберте и Ни, которая есть показательной, потому, что отражает «противостояние теорий» в американской социальной работе и свидетельствует начало периода обособления разных теорий и содержащейся в них обоюдной критики. За данной работой вышла книга Тернера, переизданная после этого много раз с дополнениями, раскрывающими новые концепции американских исследователей. Ее обзор занимает особенное место, потому, что он учитывает большая часть современных психотерапевтических теорий, известных к настоящему времени. В нем кроме этого разглядываются неприятности профессионализации социальной работы, близко связанной в Соединенных Штатах с другими специальностями и консультированием психотерапевтической направленности, что говорит о потребности в определении четких границ между ними.

Работа индийского автора Кумара (1995) включена в обзор в качестве примера книги, опубликованной за пределами США и Европы. В ней содержится описание практики социальной работы, основанной на правилах Махатмы Ганди, каковые имеют особенное значение в индийском обществе. Для данной работы характерен выговор на социальное развитие, но наровне с общей направленностью на психотерапевтические способы решения проблем внимание уделяется практике социальных трансформаций, которая, в собственную очередь, опирается на радикальный и марксистский подходы. В работе Лишман (1991) сопоставляются модели «понимания людской развития» и модели интервенции. Первая несколько моделей включает то, что я именовал перспективами (у Лишман это психодинамический и структурный подходы), а такж узкосфокусированные теории развития, такие, как теория идентификации концепция Эриксона (1965) о стадиях людской развития. Обзор теорий, предпринятый Лишман, рекомендован для практиков, владеющих специалистным знанием, и для учителей (начальников практики), поэтому, согласно ее точке зрения, он содержит концепции, каковые воображают для нихопределенное значение.

Работа с семьями в тяжёлой жизненной обстановке с применением разработки «работа со случаем»


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: