Индивидуальное и общественное сознание

Неприятность сущности сознания ? одна из самых сложных в силу многоаспектности самого сознания, которое есть базисным понятием не только в философии, но и в психологии, физиологии, социологии и других науках, в каждой из которых, (а часто в одной и той же науке), термин «сознание» наполняется различным содержанием. К тому же и сущности сознания и само понимание природы также не есть однозначным, что связано с решением проблемы о соотношении сознания и материи.

Имеется пара разных подходов к определению сущности сознания, причем они не противоречат друг другу, а взаимно дополняют, давая так, полное представление о сущности сознания методом показа разных его качеств.

Сущность сознания
Исторический Нюанс Функциональный Нюанс Гносеологиче-ский нюанс Социальный нюанс
Сознание, вторично по отношению к материи, это продукт усложнения материи и исторического развития Сознание – это функция нормально трудящегося людской мозга Сознание – это как следует новая, совершенная форма отражения, это субъективный образ объективного мира Сознание – это энергично-преобразующеее отражение действительности публичным человеком

Все это разрешает дать определение сознания.

Сознание – это верховная, характерная лишь человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном предвидении и мысленном построении действий их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека

Так, сознание – это совершенная форма деятельности, направленная на преобразование и отражение действительности.

В философии одним из главных качеств прояснения сущности сознания есть вопрос об его онтологическом статусе: есть ли сознание независимой субстанцией либо нет?

Субстанциональность сознания обосновывали, так или иначе, все религиозно-идеалистические учения, отождествляя, понятие «сознание» с понятием «душа» (духовная субстанция). На субстанциональности сознания настаивали и представители дуализма (к примеру, Р.Декарт).

Материализм, признавая в качестве единственной субстанции материю, постоянно трактовал сознание как ее проявление. В рамках материалистического подхода сознание, так или иначе, связано с процессами и материальными явлениями, что разрешает приобретать данные о нем через их изучение.

Современный материализм разбирает сообщение сознания с материей в следующих главных качествах:

— онтологический нюанс – во-первых, как особенный вид бытия (совершенное бытие), во-вторых, как свойствовысокоорганизованной материи – мозга;

— гносеологический нюанс ? как отражение объективной действительности в виде субъективных совершенных образов;

— генетический нюанс ? как следствие развития психики животных в ходе биологической эволюции и антропосоциогенеза;

— социокультурный нюанс ?как социальное явление, продукт культуры развития и исторического общества;

— функциональный нюанс –как объективация совершенных образов сознания в речи, в людской деятельности, в явлениях и предметах материальной и духовной культуры.

Особенно серьёзной чёртом сознания считается его «идеальность». С идеальностью сознания тесно связана такая его черта, как субъективность.

Сознание – это неизменно чье-то сознание, другими словами имеет конкретного материального носителя – субъекта.Наряду с этим нейрофизиологические процессы, протекающие в мозгу человека – объективны, поддаются научному изучению как элемент объективной действительности, а содержание мыслей – субъективно,в собственности внутреннему миру субъекта и включает в себя в свернутом виде всю его уникальную и неповторимую судьбу.

Как совершенная и субъективная действительность сознание функционирует и начинается по иным законам, нежели материальный объективный мир; человек в собственных мыслях может кроме того нарушать его закономерности, создавая сюжеты и фантастические образы, поведение которых противоречит законам природы. Таковы религиозные представления о сверхъестественных существах и о чудесах, сюжеты фантастики и пр.

Сейчас в философии и науке приобретает признание информационный подход к интерпретации сознания,в рамках которого совершенные, субъективные образы сознания трактуются как особенные методы получения, переработки и хранения информации, а нейрофизиологические процессы – как материальные носители данной информации. С данной позиции, к примеру, влияние мыслей и сопутствующих им настроений и чувств на общее состояние здоровья человека интерпретируется как информационное управление:идея воздействует на тело человека не сама по себе, а через нейрофизиологические процессы, каковые являются ее материальными носителями.

Сознание представляет собой целостную совокупность. В структуресознанияобычно выделяют познавательную, эмоциональную, волевую и аксиологическую сферы, и самосознание.

Познавательная (когнитивная) сфера сознания связана с исполнением серьёзной функции сознания – информационно-ориентировочной: сознание – это метод получения информации о мире, разрешающей человеку ориентироваться в окружающей действительности. Познавательная сфера включает в себя разные познавательные свойства человека, память, которая снабжает хранение взятой информации и внимание, которое разрешает сознанию сконцентрироваться на определенном объекте либо проблеме.

Эмоциональная сфера включает в себя эмоции (удивление, любовь, неприязнь, голод, боль и пр.) и аффекты – краткосрочные, но сильные и бурно протыкающие переживания (гнев, восхищение, кошмар и пр.).

Волевая сфера сознания? это, в первую очередь, воля как свойство человека осуществлять собственные жажды, получать поставленных целей; ко мне же относят мотивы, потребности, интересы человека, каковые «включают» механизм волевых упрочнений.

Аксиологическая (ценностная) сфера включает в себя усвоенные человеком в ходе социализации, и выработанные самостоятельно и закрепленные личным жизненным опытом ценностные представления (мировоззренческие, эстетические, нравственные и пр.) и ценностные ориентации (значимое, значительное либо несущественное, второстепенное).

Самосознание -осознание человеком собственного знания, интересов и нравственного облика, мотивов и идеалов собственного поведения и т.п. Словом, самосознание – это сознание, направленное само на себя.Самосознание предполагает выделение человеком себя из окружающего мира, оценку собственных возможностей, чёрта себя в собственном мнении.Самосознание формируется у человека не сходу и является процессом совершенствования и непрерывного развития.Первой его ступенью есть осознание человеком собственного тела, выделение его из мира вещей и других людей. На более большом его уровне происходит осознание собственной гендерной специфики, принадлежности к определенному сообществу, социальной группе, конкретной культуре.

Самым большим уровнем самосознания есть познание собственного «Я» как личного явления, собственной неповторимости, уникальности. На этом уровне осознается возможность довольно свободных ответственности и самостоятельных поступков за них, самооценки и необходимость самоконтроля. Явные формы самосознания имеют место тогда, в то время, когда сознание человека делается предметом его анализа. В этом случае человек делается в позициюрефлексии(отражения себя), разбирает движение собственных действий, среди них и программу создания совершенного образа в собственной голове, программу совершенствования собственного сознания.

Все вышеперечисленные структурные элементы сознания взаимосвязаны и участвуют в деятельности сознания: сначала человек поймёт собственные ощущения, формирует представления о ситуации, наполняет и те, и другие смыслом и определённым значением, испытывая при этомчувства и эмоции. Позже ощущения и представления обрабатываются идеями – знанием о сущности бытия, с применением знания способов мышления. Волевая энергия побуждает человека воплощать эти знания в действия при регуляции их ценностными представлениями. После этого результаты снова оцениваются, и действия корректируются.

Так, элементы сознаниямогут последовательно в ходе деятельности сознания сменять друг друга. В сознании они смогут быть в определенной степени независимыми друг от друга, но фактически их связь носит постоянный темперамент.

Вопрос о сущности сознания предполагает прояснение его связи с бессознательным.

Бессознательное – это совокупность психологических явлений, действий и состояний, лежащих вне сферы людской разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере сейчас, контролю со стороны сознания.

«Сознательное и бессознательное» стали ответственными философскими категориями в связи с происхождением, широким распространением и развитием философии психоанализа. Не смотря на то, что отдельные мысли о наличии в человеке неосознаваемых явлений встречал у философов прошлого (у Платона, Декарта, Лейбница и др.), но как раз работы З.Фрейда, К.Г.Юнга, Э.Фромма и др. придали проблеме бессознательного в человеке статус развернутых теоретических концепций. Многие выводы психоанализа неоднозначно оцениваются современной философией и наукой, но, без оглядки на дискуссионность некоторых идей, философия психоанализа содействует неоднозначности и пониманию сложности для того чтобы явления как человеческое сознание.

Примером этому являются сновидения, гипнотические состояния, невменяемость и т.д. К сфере бессознательного относятся инстинкты, порождающие подсознательные жажды, эмоции, волевые импульсы, каковые позднее смогут попасть в фокус сознания.

Так именуемые автоматизмы смогут появиться сознательно, но после этого погрузиться в сферу бессознательного. Так, к примеру, игра на музыкальных инструментах, управление автомобилем, занятия спортом на начальном этапе контролируются сознанием, а после этого покупают темперамент автоматизма. Тут прекрасно видна охранительная роль подсознательного. Благодаря включению механизма автоматизма значительно уменьшается нагрузка на сознание, возрастают творческие потенции человека.

Бессознательное и сознательное являются довольно независимыми частями единой психологической действительности. Они противоречивы и между ними нередки конфликты. Но они и взаимосвязаны, взаимодействуя между собой, способны достигать гармонии. В бессознательном заключены богатые возможности развития творческих возможностей субъекта. И не смотря на то, что социальное поведение человека определяется сознанием, осознанное поведение не исчерпывает всех поведенческих актов и остается место и для бессознательного. Сознание в значительной степени формирует бессознательное, способно в целом его осуществлять контроль.

Одной из непростых философских неприятностей есть неприятность соотношения личного и публичного сознания.

Сознание есть не только личным, личностным, но и включает в себя публичную функцию. Структура публичного сознания сложна и многопланова, и находится в диалектическом сотрудничестве с сознанием индивидуума.

В структуре публичного сознания выделяются такие уровни, как обыденноеи теоретическое сознание. Первый включает в себяэмпирическое знаниеиобщественную психологию, второй ? естественнонаучное знание и идеологию.

Обыденное сознание формируется стихийно в повседневной судьбе людей. Теоретическое сознание отражает сущность, закономерности окружающего природного и социального мира.

Публичное сознание выступает в разных формах: публично-теории и политические взгляды, правовые взоры, наука, философия, мораль, мастерство как следствие функционирования эстетического сознания, религия.Но нужно не забывать, что это сознание функционирует на двух уровнях, а исходя из этого и представления об этих формах смогут быть разными: как обыденными, так и теоретическими.

Разделение публичного сознания в современном виде – итог долгого развития. Первобытному обществу соответствовало примитивное, недифференцированное (синкретичное) сознание. Умственный труд не был отделен от физического. Он был конкретно вплетен в трудовые отношения, в повседневную судьбу. Первыми в историческом развитии человека появились такие формы публичного сознания, как мораль, мастерство, религия. После этого, по мере развития людской общества, появляется целый спектр форм публичного сознания, что выделяется в особенную сферу публичной деятельности.

Разглядим коротко отдельные формы публичного сознания:

? политическое сознание представляет собой систематизированное, теоретическое выражение публичных взоров на политическую организацию общества, на формы страны, на отношения между разными социальными группами, классами, партиями, на отношения с другими государствами и нациями;

? правовое сознание в теоретической форме высказывает правосознание общества, назначение и природу правовых взаимоотношений, учреждений и норм, вопросы законодательства, суда, прокуратуры. Ставит перед собой цель утверждение правового порядка, соответствующего заинтересованностям определенного общества;

? мораль – совокупность оценок и взглядов, регулирующих поведение личностей, укрепления и средство воспитания определенных нравственных отношений и устоев;

? мастерство – особенная форма деятельности человека, которая связана с освое- нием действительности через художественные образы, составляющие базу эстетического сознания;

? философия и религия – самый удаленные от материальных условий формы публичного сознания. Религия древнее философии и есть нужным этапом развития человечества. Высказывает окружающий мир через совокупность мировоззрения, основанного на религиозных постулатах и вере.

Публичное и личное сознание находятся в тесном единстве. Публичное сознание носит межиндивидуальный темперамент и не зависит от отдельной личности. Для конкретных людей оно носит объективный темперамент.

История знает много примеров, в то время, когда личное сознание способно обгонять существующее сейчас публичное сознание. Таково сознание выдающихся ученых, каковые способны предвидеть предстоящий движение развития той либо другой области научного знания, в противном случае и публичного развития в целом, предвещать то, о чем другие еще и думать не думали. Но бывают и случаи отставания личного сознания от существующего уровня публичного сознания. Устранению этого пробела и помогают воспитание и обучение человека. Так как человек свободен в собственных деяниях только тогда, в то время, когда руководствуется знаниями, достигнутыми человечеством к данному периоду времени и освоенными им.

Любой индивид в течении всей собственной жизни через отношения с другими людьми, методом воспитания и обучения испытывает влияние публичного сознания, не смотря на то, что и относится к этому влиянию не пассивно, а избирательно, деятельно.

Публичные нормы сознания духовно воздействуют на индивида, формируют его мировоззрение, нравственные установки, эстетические представления. Публичное сознание возможно выяснить как публичный разум, что начинается и функционирует по своим законам.

Взоры индивида, самый полно отвечающие заинтересованностям эры и времени, по окончании завершения личного существования становятся достоянием общества. К примеру, творчество выдающихся писателей, мыслителей, ученых и др. Личное сознание в этом случае, проявляющееся в творчестве конкретного человека, получает статус публичного сознания, пополняет и развивает его, придавая ему черты определенной эры.

Контрольные вопросы

1. Перечислите взоры на сознание, существовавшие в

истории философии.

2. Дайте определение сознания.

3. Взаимоотношение языка и сознания.

4. Что есть генетической предпосылкой сознания?

5. Главные функции сознания. Поведайте о них.

1. Какова роль бессознательного в психологической деятельности

человека?

2. Совершенное: разные мнения, сущность.

3. Поведайте о формировании высшей формы сознания –

самосознания.

4. Сотрудничество личного и публичного сознания.

функции и Структура сознания. Видеоурок по обществознанию 10 класс


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: