Индивидуальные индексы показателей

ТЕМА 7. ИНДЕКСНЫЙ СПОСОБ

СТАТИСТИЧЕСКОГО Изучения

Понятие индекса, его главные элементы

Классификация индексов

Совокупность взаимосвязанных индексов. Факторный анализ на базе индексов

ПОНЯТИЕ ИНДЕКСА, ЕГО ГЛАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Индекс (лат. – index) – относительный показатель, что высказывает соотношение размеров какого-либо явления во времени, в пространстве либо сравнение фактических данных с любым эталоном (замысел, прогноз, норматив и т.д.).

Любой индекс включает два вида данных: оцениваемые эти, каковые принято именовать отчетными и обозначать значком «1», и эти, каковые употребляются в качестве базы сравнения — базовые,обозначаемые знаком «О».

Индекс, что строится как сравнение обобщенных размеров, именуется сводным либо неспециализированным, и обозначается I. В случае если же сравниваются необобщенные размеры, то индекс именуется личным и обозначается i. В большинстве случаев, подстрочно дается символ, что показывает, для оценки какой величины выстроен индекс, т.е. для указания индексируемой величины. К примеру, Iq1/10 либо iq1/10 , т. е. сводный и личный индексы для величины q.

При помощи индексов решаются три главные задачи:

1) измеряются факторы в общей динамике показателей.

2) обособляется влияние структуры явлений от трансформации индексируемого показателя при анализе динамики вторичных показателей.

3) измеряются результаты трансформации показателей с несоизмеримыми элементами.

КЛАССИФИКАЦИЯ ИНДЕКСОВ

Рис. 7.1. Классификация экономических индексов

Употребляются определенные знаки для обозначения индексируемых показателей:

— количество (количество) произведенной продукции (либо количество реализованного товара) данного вида в натуральном выражении;

— цена единицы продукции либо товара;

— себестоимость единицы продукции;

затраты рабочего времени (труда) на производство единицы продукции данного вида, т.е. трудоемкость единицы изделия;

— неспециализированные затраты рабочего времени (труда) на производство продукции данного вида либо численность работников предприятия, компании и т.д.;

— производство продукции данного вида в единицу времени либо в расчете на одного рабочего, т.е. уровень производительности труда в стоимостном выражении;

— выработка продукции в натуральном выражении на одного рабочего либо в единицу времени;

— неспециализированные затраты на производство продукции данного вида;

— неспециализированная цена произведенной продукции данного вида либо товарооборот.

Личные индексы – относительные показатели, каковые отражают итог сравнения однотоварных явлений.

Таблица 7.1

Личные индексы показателей

№ п/п Наименование индекса Расчетная формула
1. Личный индекс физического количества выпуска продукции
2. Личный индекс стоимостей
3. Личный индекс себестоимости единицы продукции
4. Личный индекс количества продукции, произведенной в единицу времени (производительности труда) либо , т.к.
5. Личный индекс выработки продукции в стоимостном выражении на одного рабочего , т.к.
6. Личный индекс затрат на выпуск продукции
7. Личный индекс цены продукции
8. Личный индекс численности рабочих

Сводный индекс – показатель, измеряющий динамику сложного явления, составные части которого конкретно несоизмеримы.

Агрегатный индекс – сложный относительный показатель, что характеризует среднее изменение социально-экономического явления, складывающегося из несоизмеримых элементов.

Индексируемая величина – показатель, изменение которого изучается.

Вес индекса – величина, служащая для целей соизмерения индексируемых размеров.

Таблица 7.2

Личные индексы, методика их построения


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: