Информационно-технологическая структура полнотекстовых ис

Процессы компьютеризации деятельности предприятии привели к накоплению большого объема неструктурированной текстовой информации. Возникла потребность в программном обеспечении, реализующем эффективный поиск информации.

Информационно-поисковые каталоги, фасетные и тезаурусные системы не могли быть в ПОЛНОЙ мере использованы в массовой персональной автоматизации. Потребовались средства, которые бы в Максимальной степени освобождали пользователя от необходимости сложной предварительной структуризации предметной области и затратных процедур индексирования при накоплении текстовых данных, но в то же время создавали бы эффективный и интуитивно понятный поисковый инструментарий [14]. В результате на рынке программных продуктов появились полнотекстовые ИС.

Полнотекстовые ПС строятся на основе информационно-поисковых языков дескрипторного типа. Информационно-технологическая структура полнотекстовых ИС включает [14]:

¦ хранилище документов;

¦ глобальный словарь системы;

¦ инвертированный индекс документов;

¦ интерфейс ввода документов в систему;

¦ механизм индексирования;

¦ интерфейс запросов пользователя;

¦ механизм поиска документов;

¦ механизм извлечения найденных документов.

Хранилище документов может быть организовано как единая локально сосредоточенная информационная структура в виде специального файла с текстами документов.

Глобальный словарь системы может быть статическим и динамическим.

Статические словари определяются заранее и не зависят от содержания документов, вошедших в хранилище.

Динамические словари определяются набором словоформ, имеющихся в документах хранилища. Изначально такой словарь пуст, но с каждым новым документом в него помещаются новые словоформы.

менты глобального словаря выступают в качестве дескрипторов

ИПЯ-системы. Поступающие через интерфейс ввода-вывода документы подвергаются операции индексирования по глобальному словарю. Механизм индексирования в полнотекстовых ИС полностью автоматизирован и заключается в создании специального двоичного вектора, компоненты которого показывают наличие или отсутствие в данном документе слова с соответствующим номером из глобального словаря [14].

Существенное влияние на эффективность полнотекстовых ИС оказывает морфологический разбор при индексировании документов и запросов. Морфологический разбор позволяет выделять общую для однокоренных слов словоформу, а также выделять лексемы, т. е. слова, отличающиеся окончаниями, приставками и суффиксами.

В результате индексирования поисковый образ каждою нового документа представляется набором словоформ из глобального словаря, присутствующих в тексте документа, и поступает в виде соответствующего двоичного вектора для дополнения индекса системы. Индекс

строится по инвертированной схеме и в двоичном виде отражает весь

(полный) текст учтенных или накопленных документов [14].

При удалении документа из системы соответственно удаляется и поисковый образ документа.

Через интерфейс запросов пользователь в терминах ИПЯ делает запрос, который обрабатывается поисковой машиной. Механизм поиска основывается на тех или иных алгоритмах и критериях сравнения поискового образа запроса с ПОИСКОВЫМИ образами документов, образующими индекс системы. Результатом поиска является определение номеров документов, поисковые образы которых соответствуют поисковому образу запроса.

Далее специальная подсистема па основе установленных в хранилище указательных конструкций извлекает и доставляет соответствующие документы пользователю [14].

Примером полнотекстовых информационно-поисковых систем являются автоматизированные информационные системы по законодательству.

Автоматизированная информационная система по законодательству (АИСЗ) — это программный комплекс, включающий в себя массив правовой информации и инструменты для работы с ним [37]. Эти инструменты позволяют производить поиск документов, формировать подборки документов, печатать документы.

АИСЗ являются частью следующих типов информационных систем [37].

1. Справочно-информационные системы общего назначения, ориентированные на доступ пользователей к нормативно-правовым

гам. К этим системам относятся «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс» и др.

2. Глобальные информационные службы (хост-системы), предо-

ставляющие доступ удаленным пользователям к библиографической, полнотекстовой или другой информации. Крупнейшей в мире коммерческой службой, обеспечивающей доступ к юридической информации, является система LEXIS (США).

3. Системы информационной поддержки деятельности правотворческих органов. Спецификой таких систем является необходимость хранения и поиска многих версий и редакций нормативно-
правовых документов, с учетом вносимых поправок и изменений.

1. Системы автоматизации делопроизводства судов, милиции и других правоохранительных органов. Основными особенностями АИСЗ являются [37]:

¦ необходимость предоставления адресного доступа к полным текстам;

¦ в информационных языках для поиска в БД по законодательству необходим учет контекстных связей, регламентированных при-

лагательных (типа «обязательный», «произвольный» и др.);

¦ тексты нормативных актов должны подвергаться так называемой
юридической обработке, при которой тексту приписываются не
только классификационные индексы, ключевые слова или дескрипторы (как при обычном индексировании), но и комментарии специалистов, ссылки на предшествующие версии, связанные документы, решения судов и др.

В 1992 году образовалось НПП «Гарант-Сервис». В этом же году была создана общероссийская сеть «Консультант Плюс», которая охватила множество ГОРОДОВ России. В настоящее время наиболее распространена АИСЗ «Консультант Плюс».

Система «Гарант» занимает второе место в России по количеству пользователей.

На третьем месте находится достаточно популярный продукт — информационно поисковая система «Кодекс», которая разработана малым государственным предприятием «Центр компьютерных разработок».

На российском рынке АИСЗ представлены также следующие про-

дукты, созданные государственными предприятиями для обеспечения потребностей в правовой информации государственных ведомств [52]:

¦ «Эталон» (НЦПИ при Министерстве юстиции РФ);

¦ «Система- (НТЦ «Система — при ФАПСИ).

Кроме того, на российском рынке представлены такие системы, как [52]:

¦ «ЮСИС» (фирма «Инталекс»);

¦ «Референт» (ЗАО «Референт-Сервис»);

¦ «Ваше право» и «Юрисконсульт» (фирма «Информационные системы и технологии»);

¦ «1С: Кодекс», «1С: Гарант». «1С: Эталон» (компания «1С»). Информационные банки РФ включают следующие уровни данных:

¦ федеральное законодательство;

¦ местное законодательство;

¦ ненормативные материалы (консультации экспертов, бланки деловых документов, проспекты эмиссии пенных бумаг коммерческих банков и т. п.).

При юридической обработке (индексировании) используется Общеправовой классификатор отраслей законодательства, утвержденный указом президента РФ № 2171 от 16 декабря 1993 года [37],

Существуют два источника получения правовой информации разработчиком для включения в систему: официальная рассылка подписавшего ведомства и опубликование в периодической печати.

Официальная рассылка — основной источник информации для систем «Консультант Плюс". «Гарант» и «Кодекс». Следует заметить, что государственные органы выступают не только в качестве источников информации, НО И сами ЯВЛЯЮТСЯ пользователями систем, т. е. прямо заинтересованы в оперативном и достоверном пополнении информационного банка. Поэтому, как правило, документы передаются из органов государственной власти сразу же после их подписания.

Сеть «Консультант Плюс» имеет прямые договоры об обмене информацией с ОСНОВНЫМИ федеральными органами (среди них— Ад

министрация Президента РФ, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, Федеральная налоговая служба и др.), а гаю местными органами власти. Благодаря аналогичным договорам, нормативные акты достаточно оперативно попадают и в систему «Гарант» [37,52].

Юридическая база < Кодекс» ведется при содействии юридического комитета мэрии Санкт Петербурга. Документы для данной системы поступают в «Центр компьютерных разработок" на основе договоров

не напрямую с органами власти, а с их представительствами в Санкт-Петербурге [37, 52].

Публикации в печатных изданиях. Выделяют три группы таких источников. К первой относятся все издания, в которых публикация нормативных актов считается официальной: «Бюллетень международных договоров», < Вестник ЦБРФ», «Российская газета»,

Основными параметрами, позволяющими определить качество содержания информационной базы, являются [52]:

¦ полнота информации;

¦ достоверность информации;

¦ оперативность обновления информации.

Параметры, характеризующие качество программной оболочки:

¦ поисковые ВОЗМОЖНОСТИ системы:

¦ средства актуализации информации;

¦ дополнительные сервисные функции.

Оценка полноты, достоверности и оперативности обновления информации основывается на количественных показателях. Оценка же качества юридической обработки поступающих в информационный банк документов достаточно субъективна.

Без юридической обработки АИСЗ является всего лишь электронным аналогом бумажных изданий. Еe цель систематизация документов для повышения эффективности их дальнейшего использования. Юридическая обработка обычно состоит из следующих основных этапов [52]:

¦ Классификация документов;

¦ выявление взаимосвязей между различными документами;

¦ составление Примечаний к документу.

Классификация документов предназначена для последующего их поиска по некоторым признакам, формальным или неформальным. Классификация производится на основании классификатора данной системы. Как известно, классификатор — это иерархическая структура, содержащая все понятия, используемые для описания документов, ВХОДЯЩИХ в информационную базу.

Доступ пользователя к информации, хранящейся в АИСЗ, может осуществляться двумя способами, каждый на которых имеет свои достоинства и недостатки [37]:

¦ работа с удаленной базой;

¦ работа с локальной базой.

При работе с удаленной базой пользователю нет необходимости хранить на своем компьютере данные системы, они хранятся на сервере разработчика и доступны через сеть. Большинство АИСЗ имеют версии, доступные через глобальную сеть Интернет. Основное преимущество работы с такими версиями заключается в том, что пользователь всегда имеет доступ к самым последним данным [37].

Однако для работы с удаленной базой пользователю необходим доступ к Интернету. Зачастую скорость передачи информации через Интернет низкая из-за плохого качества каналов, а стоимость доступа достаточно высокая. Поэтому иногда более выгоден вариант работы с локальной базой, которая доступна в любой момент.

Недостатком этого варианта по сравнению с предыдущим является более продолжительный период актуализации информации.

Основные понятия и классификация систем управления базами данных.

База данных (БД) представляет собой совокупность структурированных данных, хранимых в памяти вычислительной системы и отображающих состояние объектов и их взаимосвязей в рассматриваемой предметной области [49].

Логическую структуру данных, хранимых в базе, называют моделью представления данных. К основным моделям представления данных (моделям данных) ОТНОСЯТСЯ иерархическая, сетевая, ре ционная.

Система управления базами данных (СУБД) это комплекс языковых и программных средств, предназначенный для создания, ведения и совместного использования БД многими пользователями. Обычно СУБД различают по используемой модели данных. Так, СУБД, основанные на использовании реляционной модели данных, называют реляционными СУБД.

Выделяют следующие виды СУБД [49]:

¦ полнофункциональные СУБД;

¦ серверы БД;

¦ средства разработки программ работы с БД.

Полнофункциональные СУБД представляют собой традиционные СУБД. К ним относятся dBase IV, Microsoft Access, Microsoft FoxPro и др. [49].

Серверы БД предназначены для организации центров обработки данных в сетях ЭВМ. Серверы БД обеспечивают обработку запросов клиентских программ обычно с помощью операторов SQL. Примерами серверов БД являются: Microsoft SQL Server, InterBase и др. [49].

В роли клиентских программ в общем случае могут использоваться СУБД, электронные таблицы, текстовые процессоры, программы электронной почты и др.

Средства разработки программ работы с БД могут использоваться для создания следующих программ [49]:

¦ клиентских программ;

¦ серверов БД и их отдельных компонентов;

¦ пользовательских приложений.

По характеру использования СУБД делят на многопользовательские (промышленные) и локальные (персональные).

Промышленные СУБД представляют собой программную основу для разработки автоматизированных систем управления крупными экономическими объектами. Промышленные СУБД должны удовлетворять следующим требованиям [14]:

¦ возможность организации совместной параллельной работы многих пользователей;

¦ масштабируемость;

¦ переносимость на различные аппаратные и программные платформы;

¦ УСТОЙЧИВОСТЬ ПО отношению к сбоям различного рода, В ТОМ числе наличие многоуровневой системы резервирования хранимой

информации;

¦ обеспечение безопасности хранимых данных и развитой структурированной системы доступа к ним.

Персональные СУБД это программное обеспечение, ориентированное на решение задач локального пользователя или небольшой группы пользователей и предназначенное для использования на персональном компьютере, Это объясняет и их второе название — настольные. Определяющими характеристиками настольных систем являются;

¦ относительная простота эксплуатации, позволяющая создавать на их основе работоспособные пользовательские приложения;

¦ относительно ограниченные требования к аппаратным ресурсам.

По используемой модели данных СУ БД разделяют на иерархические,

сетевые, реляционные, объектно-ориентированные и др.

СУБД реализует следующие основные функции низкого уровня [49]:

¦ управление данными во внешней памяти;

¦ управление буферами оперативной памяти;

¦ управление транзакциями;

¦ ведение журнала изменений в БД;

¦ обеспечение целостности и безопасности БД.

Механизм транзакций используется в СУБД для поддержания целостности данных в базе. Транзакцией называется некоторая неделимая последовательность операций над данными БД, которая отслеживается СУБД от начала и до завершения. Если по каким-либо причинам (сбои и отказы оборудования, ошибки в программном обеспечении, включая приложение) транзакция остается незавершенной, то она отменяется.

Транзакции присуши три основных свойства [14, 49]:

¦ атомарность (выполняются все входящие в транзакцию операции или пи одна);

¦ сериализуемость (отсутствует взаимное влияние выполняемых в одно и то же время транзакций);

¦ долговечность (даже крах системы не приводит к утрате результатов зафиксированной транзакции).

Модели организации данных. Понятие реляционной БД. Основные понятия и принципы реляционной модели.

В иерархической модели объекты-сущности и отношения предметной области представляются наборами данных, которые имеют древовидную (иерархическую) структуру. Иерархическая модель данных была исторически первой. На ее основе в конце 60-х — начале 70-х годов были разработаны первые профессиональные СУБД.

Пример структуры иерархической БД приведен на рис. 5.1 [14].

Основное внимание в ограничениях целостности в иерархической модели уделяется целостности ссылок между предками и потомками с учетом основного правила: никакой потомок не может существовать без родителя.

Сетевая модель данных позволяет отображать разнообразные взаимосвязи элементов данных в виде произвольного графа. Сетевая БД СОСТОИТ из набора записей и набора соответствующих связей. На формирование связи особых ограничений не накладывается.

Если в иерархических структурах запись-потомок могла иметь только одну запись-предка, то в сетевой модели данных запись-потомок может иметь произвольное число записей-предков.

. Достоинством сетевой модели данных является возможность ее эффективной реализации. В сравнении с иерархической моделью сетевая модель предоставляет большие возможности в смысле допустимости образования произвольных связей.

Недостатком сетевой модели данных является высокая сложность и жесткость схемы БД, построенной на ее основе, а также СЛОЖНОСТЬ ее понимания обычным пользователем. Кроме ТОГО, в сетевой модели данных ослаблен контроль целостности связей из-за допустимости установления произвольных связей между записями.

Системы на основе сетевой модели не получили широкого распространения на практике.

Реляционная модель данных предложена сотрудником фирмы IBM Эдгаром Коддом и основывается на понятии отношения (relation).

Отношение представляет собой множество элементов, называемых кортежами. Наглядной формой представления отношения является двумерная таблица.

С помощью одной таблицы удобно описывать простейший вид связей между данными, а именно: деление одного объекта, информация о котором хранится в таблице, на множество подобъектов, каждому из которых соответствует строка или запись таблицы,

ОСНОВНЫМИ недостатками реляционной модели ЯВЛЯЮТСЯ следующие: отсутствие стандартных средств идентификации отдельных записей и сложность описания иерархических и сетевых связей.

Реляционная база данных представляет собой хранилище данных,

содержащее набор двухмерных таблиц. Данные в таблицах должны удовлетворять следующим принципам.

1. Значения атрибутов должны быть атомарными (иными слонами, каждое значение, содержащееся па пересечении строки и колонки, должно быть не расчленяемым на несколько значений).

2. Значения каждого атрибута должны принадлежать к одному и тому же типу.

3. Каждая запись в таблице уникальна.
1. Каждое поле имеет уникальное имя.

5. Последовательность полей и записей в таблице несущественна

21. использование систем управления базами данных. СУБД MS Access и её возможности

Экономические задачи, для решения которых необходимо применять СУБД, весьма разнообразны. На их основе строятся автоматизированные системы управления предприятиями различных уровней (от малых до крупных). СУБД лежит в основе практически всех прикладных бухгалтерских программ.

СУБД используются практически в любом ПО для экономических приложений.

Рассмотрим основные возможности СУБД MS Access, являющейся в настоящее время одной из самых популярных среди настольных систем. Среди причин такой популярности следует отметить [21, 52]:

¦ универсальный, продуманный интерфейс;

¦ интеграция с программными продуктами, входящими в состав Microsoft Office;

¦ богатый набор визуальных средств разработки.

Отправной точкой в процессе работы с любой СУБД является создание файла (или группы файлов) базы данных.

Типы объектов, которые может содержать база данных Access:

¦ таблицы;

¦ запросы;

¦ отчеты;

¦ макросы;

¦ модули.

Важным средством, облегчающим работу с Access для начинающих пользователей, являются мастера — специальные программные надстройки, предназначенные для создания объектов базы данных в режиме последовательного диалога для опытных пользователей существуют возможности более гибкой настройки объектов СУБД в режиме конструктора.

Перечислим основные этапы разработки базы данных в среде MS Access:

¦ разработка и описание структур таблиц данных;

¦ разработка схемы данных и создание взаимосвязей между таблицами;

¦ разработка запросов к таблицам БД;

¦ разработка экранных форм ввода-вывода данных;

¦ разработка отчетов;

¦ разработка программных расширений для базы данных, решающих специфические задачи по обработке содержащейся в ней информации с помощью инструментария макросов и модулей;

¦ разработка системы защиты данных, прав и ограничений доступа.

22.понятие распределённой БД. архитектура и принципы распределённой БД.

Распределенная база данных— это набор отношений, хранящихся в разных узлах компьютерной сети и логически связанных таким образом, чтобы составлять единую совокупность данных [14, 33].

Распределенная база данных предполагает хранение данных на нескольких узлах сети, обработку данных и их передачу между этими

узлами в процессе выполнения запросов. Разбиение данных в распределенной базе данных может достигаться путем хранения различных таблиц на разных компьютерах или хранения разных фрагментов одной таблицы на разных компьютерах..

Впервые задача об исследовании основ и принципов создания и функционирования распределенных информационных систем была поставлена известным специалистом в области баз данных К. Дейтом.

В основе распределенных ИС лежат две основные идеи [14]:

¦ работа множества пользователей с общей БД;

¦ объединение распределенных данных на логическом и физическом уровнях в общей БД.

Перечислим основные принципы создания и функционирования распределенных БД [14):

¦ Прозрачность размещения данных для пользователя (пользователю распределенная БД должна представляться точно, так как и нераспределенная);

¦ изолированность пользователей друг от друга (на работу одного пользователя с БД не должна влиять работа других пользователей с ней);

¦ синхронизация БД и непротиворечивость состояния данных в любой момент времени.

Дадим более подробный перечень принципов распределенной БД, сформулированных К. Дейтом [33].

1. Локальная автономия. Это качество означает, что управление данными на каждом из узлов распределенной системы выполняется локально. База данных, расположенная па одном из узлов, является неотъемлемым компонентом распределенной системы.

Будучи фрагментом общего пространства данных, она в то же время функционирует как полноценная локальная база данных, а управление ею осуществляется локально, независимо от других узлов системы.

2. Независимость узлов. Все узлы равноправны и независимы, а расположенные на них БД являются равноправными поставщиками данных в общее пространство данных. База данных на каждом из узлов самодостаточна — она включает полный собственный словарь данных и полностью защищена от несанкционированного доступа.

3. Непрерывность операций. Это возможность непрерывного доступа к данным в рамках распределенной БД вне зависимости от их расположения и вне зависимости от операций, выполняемых на локальных узлах.

4. Прозрачность расположения. Пользователь, обращающийся к БД, ничего не должен знать о реальном, физическом размещении данных в узлах информационной системы.

5. Прозрачная фрагментация. Возможность распределенного (т. е. на различных узлах) размещения данных, логически представляющих собой единое целое. Существует фрагментация двух типов: горизонтальная и вертикальная. Первая означает, что строки таблицы хранятся на различных узлах.

Вторая означает распределение столбцов логической таблицы по нескольким узлам.

6. Прозрачное тиражирование. Тиражирование данных — это асинхронный процесс переноса изменений объектов исходно!! базы данных в базы, расположенные на других узлах распределенной системы.

7. Обработка распределенных запросов. Возможность выполнения операций выборки данных из распределенной БД, посредством запросов, сформулированных на языке SQL.

8. Обработка распределенных транзакций. Возможность выполнения операций обновления распределенной базы данных, не нарушающих целостность и согласованность данных. Эта цель достигается применением двухфазного протокола фиксации транзакций.

9. Независимость от оборудования. Это свойство означает, что в качестве узлов распределенной системы могут выступать компьютеры любых моделей и производителей.

10. Независимость от операционных систем. Это качество вытекает из предыдущего и означает многообразие операционных систем, управляющих узлами распределенной системы.

11. Прозрачность сети. Доступ к любым базам данных осуществляется по сети. Спектр поддерживаемых конкретной СУБД сетевых протоколов не должен быть ограничением системы, основанной на распределенной БД.

12. Независимость от СУБД. Это качество означает, что в распределенной системе могут работать СУБД различных производителей, и возможны операции поиска и обновления в базах данных различных моделей и форматов.

Технология клиент-сервер

Выделились несколько самостоятельных технологий распределенной обработки данных [14]:

¦ клиент-сервер;

¦ реплицирования;

¦ объектного связывания.

Реальные распределенные информационные системы, как правило, построены на основе сочетания ЭТИХ технологий.

Системы на основе технологии клиент-сервер разнились из первых централизованных многопользовательских информационных систем на основе мэйнфреймов и получили наиболее широкое распространение в корпоративных информационных системах.

При реализации данной технологии отступают от одного из основных принципов создания распределенных систем — отсутствия центрального узла [14].

Принцип централизации хранения и обработки данных является базовым принципом технологии клиент-сервер.

Можно выделить следующие идеи, лежащие в основе технологии клиент-сервер [14]:

¦ общие для всех пользователей данные, расположенные на одном или нескольких серверах;

¦ множество пользователей, осуществляющих доступ к общим данным.

Важное значение в технологии клиент-сервер имеют понятия сервера и клиента.

Под сервером в широком смысле понимается любая система, процесс, компьютер, владеющие каким-либо вычислительным ресурсом (памятью, временем процессора, файлами и Т.Д.). Клиентом называется любая система, процесс, компьютер, пользователь, делающие запрос к серверу на использование ресурса [14].

Настольные (локальные) СУБД, в случае их использования несколькими пользователями в компьютерной сети, функционируют на основе технологии файл-сервер, которая появилась раньше технологии клиент-сервер. Дело в том, что настольные СУБД не содержат специальных сервисов, управляющих данными, а используют для этой цели файловые сервисы операционной системы. Поэтому вся обработанных в таких СУБД осуществляется в клиентском приложении.

При выполнении запросов все данные (даже те, которые не удовлетворяют запросу, а это могут быть сразу несколько таблиц) должны быть доставлены клиентскому приложению. Это приводит к перегрузке сети при увеличении числа пользователей и объема БД, а также грозит нарушением целостности данных.

Одним из важнейших преимуществ архитектуры клиент-сервер является снижение сетевого трафика при выполнении запросов. Клиент посылает запрос серверу на выборку данных, запрос обрабатывается сервером, и клиенту передастся не вся таблица (как было бы и технологии файл-сервер), а только результат обработки запроса.

Вторым преимуществом архитектуры клиент-сервер является возможность хранения так называемой бизнес-логики (например, правил ссылочной целостности или ограничений назначения данных) на сервере, что позволяет избежать дублирования кода в различных клиентских приложениях, использующих общую базу данных.

Во многих случаях узким местом клиент-серверных ИС является недостаточно высокая производительность из-за необходимости передачи по сети все-таки большого количества данных.

Построение быстродействующих информационных систем обеспечивают технологии репликации данных.

Репликой называют копию БД, размешенную на другом компьютере сети для автономной работы пользователей. Основная идея репликации заключается в том, что пользователи работают автономно с общими данными, растиражированными по локальным базам данных. Производительность работы системы повышается из-за отсутствия необходимости обмена данными по сети. Для реализации технологии

репликации программное обеспечение СУБД дополняется функциями тиражирования данных, их структуры, системной информации, информации о конфигурировании распределенной системы [14].

При этом, однако, возникают две проблемы реализации одного из принципов функционирования распределенных систем принципа непрерывности согласованного состояния данных [14]:

¦ обеспечение согласованного состояния данных во всех репликах БД;

¦ обеспечение согласованного состояния структуры данных во всех репликах БД.

Обеспечение согласованного состояния данных, в свою очередь, основывается на реализации одного из двух принципов [14]:

¦ принципа непрерывного размножения обновлений;

¦ принципа отложенных обновлений (обновления реплик могут быть отложены до специальной команды или ситуации).

Принцип непрерывного размножения обновлений является основополагающим при построении так называемых «систем реального времени- (например, систем управления воздушным движением, систем бронирования билетов пассажирского транспорта и др.), где требуется непрерывное и точное соответствие реплик во всех узлах и компонентах распределенных систем в любой момент времени. Реализация этого принципа заключается в том, что любая транзакция считается успешно завершенной, если она успешно завершена на всех репликах системы.

В ряде предметных областей режим реального времени с точки зрения непрерывности согласования данных не требуется. Такого рода информационные системы можно строить на основе принципа отложенных обновлений. Накопленные в какой-либо реплике изменения данных передаются командой пользователя для обновления всех остальных реплик системы.

Такая операция называется синхронизацией реплик.

Унификация взаимодействия прикладных компонентов с ядром информационных систем в виде SQL-серверов, наработанная для кли-ент-серверных систем, позволила выработать аналогичные решения и по интегрированию разрозненных локальных баз данных под управлением настольных СУБД. Такая технология получила название объектного связывания данных [14].

Технология объектного связывания данных решает задачу обеспечения доступа из одной локальной БД, открытой одним пользователем, к данным другой локальной БД, возможно, находящейся на другом компьютере, открытой другим пользователем. Решение ЭТОЙ задачи

основывается на поддержке современными настольными СУБД технологии объектом доступа к данным DAO (Data Access Objects). Под

объектом понимается интеграция данных и методов их обработки в одно целое, на чем, как известно, основываются технологии объектно-ориентированного программирования 114).

Технология объектного связывания данных основана на протоколе ODBC (Open Database Connectivity), который является стандартом тупа к данным БД клиент-серверных систем (посредством SQL-запросов), а также к любым данным, находящимся под управлением реляционных СУБД.

Подобный принцип построения распределенных систем при больших объемах данных в связанных таблицах приводит к существенному увеличению сетевого трафика, так- как по сети постоянно передаются страницы файлов баз данных. Другой проблемой является отсутствие надежных механизмов безопасности данных и обеспечение ограничений целостности. Так же как и в технологии файл-сервер, совместная работа нескольких пользователей с одними и теми же данными обеспечивается только функциями операционной системы по одновременному доступу к файлу нескольких приложений [14].

Рандомно подобранные статьи с сайта:

Похожие статьи:

admin