Интонация, тембр и тон голоса

Интонация, тон и тембр голоса очень нужны для понимания клиента. Умелый психолог способен уловить мельчайшие нюизменения и ансы в этих параметрах.

Тон голоса разрешает светло выявить такие эмоции, как гнев, бешенство, скорбь, тяжелее — ревность и нервозность. Некоторые эмоции, к примеру энтузиазм, недоверие и радость, передают-

ся в большинстве случаев высоким голосом. страх и Гнев кроме этого выражаются высоким голосом, но вболее широком диапазоне тональности, высоты и силы звуков. Такие эмоции, как грусть, горе и усталость, в большинстве случаев передаются мягким и приглушенным голосом с пониже- • нием интонации к концу каждой фразы. Психолог может определить о эмоции из рассказа клиента или применяя тона и анализ интонации. В случае если психолог сомневается в том, какие конкретно как раз эмоции испытывает клиент, он может задать уточняющий вопрос: «Вы ощущаете бешенство либо обиду?».

В некоторых направлениях, к примеру вгештальт-терапии, психолог на всем протяжении рабочей сессии пристально смотрит за тембром голоса клиента (С. Гингер). Тембр голоса разрешает распознать не только скрытые эмоциональные процессы, но и уровень регрессии. Время от времени врассказе клиента возможно расслышать испуганный, обиженный либо плаксивый детский голос, являющийся отражением эмоционально насыщенных и обычно глубоко запрятанных воспоминаний.

Скорость речи также отражает эмоции собеседника. Люди говорят стремительнее, в то время, когда они взволнованы либо обеспокоены чем-либо, говорят освоих личных трудностях. Тот, кто желает убедить собеседника в чем-то, в большинстве случаев говорит скоро. Медленная обращение говорит об угнетенном состоянии, горе, гордости или усталости. Время от времени клиент говорит медлительно, шепетильно подбирая слова: значит он не желает, дабы психолог определил о какой-то тайне. В случае если клиент пришел не в впервые и его вербальные проявления резко отличаются от простых, необходимо обратить на это внимание и постараться узнать, с чем связаны случившиеся трансформации. Допуская вречи незначительные неточности, клиент нечайно высказывает собственные подлинные эмоции и раскрывает собственные намерения. Звуки — междометия, кашель, вздохи, фырканье и т.п.— смогут время от времени обозначать больше, чем слова.

Для психолога предпочтителен изменяющийся тон голоса с некоторой эмоциональностью. оптимальнее , в случае если скорость речи психолога средняя. Он обязан смотреть за тем, что высказывает тон речи клиента: тепло души, переживания, интерес либо скуку? Это разрешает отслеживать темы, каковые приводят к интересу, подъем либо, напротив, спад энергии у клиента.

Техники слушания

Построение диалога с клиентом посредством вопросов.По окончании установления раппорта в большинстве случаев поднимается задача обнаружения неприятностей клиента. Методы, помогающие распознать новые факты, осознать

поведение, мысли и эмоции клиента, относятся к навыкам слушания.

Диалог психолога с клиентом имеет значительные отличия от беседы с близкими и приятелями людьми. Вопросы, каковые психолог задает клиенту, нацелены на решение последовательности задач:

s помощь контакта с клиентом;

S получение информации;

S диагностику или уточнение догадок;

S передачу информации.

Так, навык задавания вопросов занимает одно из основных мест среди профессионально серьёзных навыков психолога. Вопросы являются главным сред и основным элементом беседыством получения информации от клиента. Умение психолога задавать вопросы, подбирая соответствующую формулировку, есть одним из наиболее значимых условий действенного консультирования.

Психолог на протяжении консультации задает клиенту разные вопросы, направленные на достижение определенных целей (см. таблицу).

Целевоеназначение вопросов

Цель вопроса Средства Примеры
Получение информации Конкретизирующий вопрос; вербализация чувств и мыслей клиента В то время, когда это произошло? Поведайте о последнем случае. Что Вы ощущали сейчас?
Проверка консультативной гипотезы Анализ обстановки и причин ее происхождения, выявление закономерностей, интерпретация Что, на Ваш взор, стало причиной…? Верно ли я осознал, что…? Быть может, что Ваше поведение стало причиной…?
Передача информации Информирование о возрастных изюминках, психотерапевтических закононормах и мерностях Виделись ли Вам сходные проявления у других? Как Вы вычисляете, этот факт связан с тем, что он пошел в школу?
Помощь клиента Информирование об универсальности данного переживания либо ситуации Как Вы думаете, такая ситуация неповторима? Чем я могу быть Вам полезен?

Цель вопроса Средства Примеры

Получение Конкретизирующий В то время, когда это произошло?

информации вопрос; вербализация Поведайте о последнем слу-

чувств и мыслей клиента чае.

Что Вы ощущали в данный
_____________________________ момент?______________

Проверка Анализ обстановки и при- Что, на Ваш взор, привело

консульта- чин ее происхождения, вы- к…?

тивной ги- явление закономерностей, Верно ли я осознал,

потезы интерпретация что…?

Быть может, что Ваше поведе-
_____________________________ ние стало причиной…?_________

Передача Информирование о Виделись ли Вам сходные

информации возрастных изюминках, проявления у других?

психотерапевтических законо- Как Вы вычисляете, этот
нормах и мерностях факт связан с тем, что он по-
_____________________________ шел в школу?___________

Помощь Информирование об уни- Как Вы думаете, такая ситуа-

клиента версальности данного пе- ция неповторима?

реживания либо ситуации Чем я могу быть Вам поле-

___________________ __________ зен?

Открытые вопросы в большинстве случаев начинаются со слов «что», «как», «из-за чего», «имели возможность бы», «а вдруг». Они требуют развернутого ответа от клиента, поскольку на них тяжело ответить «да» либо «нет». Открытые вопросы дают психологу достаточно серьёзную информацию о сути затруднений клиента. К примеру, открытый вопрос: «Не сообщите ли Вы, о чем отправится у нас разговор?» дает клиенту возможность сформулировать собственный ответ без ограничений.

Применяя открытые вопросы, психолог может уяснить следующие события: неспециализированную картину обстановки; главные факты; эмоциональное отношение клиента к этим фактам; суждения клиента. На стадии сбора информации ставится цель узнать, как клиент осознаёт проблему, и особенности и чувства его мышления. Те же вопросы возможно применять на третьей стадии интервью (желаемый итог), дабы определить, каковы цели клиента, что он думает об этих целях и др.

Психологу нужно сохранять меры и чувство такта при расспрашивании клиента. Вопросы «из-за чего» особенно тревожны и вызывают у клиента желание защититься. Помимо этого, такие вопросы активизируют защитный механизм рационализации: обычно клиент уже обдумывал данную проблему и выстраивал для себя совокупность объяснений.

Гештальт-терапевты интерпретируют задавание вопросов как проявление агрессии. В действительности, психолог, что деятельно и продолжительно расспрашивает клиента, может восприниматься последним как враждебный. Кое-какие направления (когнитивное, РЭТ) применяют их обширно, а клиент-центрированные терапевты вообще возражают против применения в консультативной сессии громадного количества вопросов.

Закрытые вопросы в большинстве случаев включают в себя частицу «ли». Они содержат в себе формулировку ответа либо ее варианты. На них возможно ответить конкретно: «да» либо «нет». Закрытые вопросы употребляются для сбора информации, и чтобы что-то узнать, сконцентрировать внимание, сузить область суждений. Такие вопросы, в большинстве случаев, мешают клиенту уклониться от темы беседы. Но при нередком применении они могут привести к тревоге у клиента.

При выборе той либо иной версии вопроса нужно учитывать определенные ограничения. К примеру, закрытые вопросы создают опасность значительного сужения круга вероятных ответов. Это особенно необходимо помнить при работе с легко внушаемыми клиентами, с мелкими детьми. Вместе с тем использование закрытых вопросов время от времени может стать нужным приемом,

что оказывает помощь клиенту выразить социально не одобряемые установки. В то время, когда другие ответы даются рядоположно, сама форма вопроса может внушить клиенту, что они оба являются в равной степени социально приемлемыми, к примеру: «Одни люди думают об этом так (…), другие — так (…)».

Не задавая клиенту вопросов, данные о нем возможно получить при помощи таких микротехник, как минимальное подкрепление, помощь, пересказ, отражение эмоций и др.

Минимальное подкрепление (минимизация ответов, невмешательство) — микротехника, воображающая собой использование психологом тех «минимальных» средств общения, каковые разрешают поддерживать диалог с клиентом. Реплики психолога позволяют клиенту высказываться добровольно, открыто и вольно. К их числу возможно отнести высказывания типа: «Я осознаю»; «Продолжайте, это весьма интересно»; «Поведайте поподробнее».

Эти реплики содействуют углублению и развитию консультативной беседы. Они снимают напряженность клиента, оказывают помощь психологу выразить заинтересованность, познание либо одобрение.

Повтор (помощь) — это прямое повторение сообщённого клиентом, или маленькие комментарии («ну-ну», «так», «угу», «рассообщите еще»). Этот прием облегчает беседу и поддерживает ее основное течение, снабжает наименее навязчивое вмешательство психолога в мир клиента. Повтор, либо помощь, есть прямым методом продемонстрировать клиенту, что его слышат. А. Айви считает, что этот прием характерен для профессионально успешных психологов.

Перефразирование (парафраз) — формулирование мысли клиента вторыми словами. Перефразирование постоянно представляет определенный риск для психолога, поскольку никогда нельзя быть уверенным, что осознаёшь другого человека верно. Целью перефразирования есть проверка того, как совершенно верно психолог осознаёт клиента. Как раз тогда, в то время, когда психологу думается, что он верно осознаёт клиента, целесообразно воспользоваться данной микротехникой, поскольку иллюзия понимания довольно часто появляется при проецировании собственных чувств и мыслей на рассказ клиента. Существуют стандартные высказывания, с которых довольно часто начинается перефразирование: «Как я осознал…»; «Вы вычисляете…»; «По Вашему точке зрения…»; «Иначе говоря Вы думаете»; «В случае если я верно осознал, Вы рассказываете о…» и др.

При перефразировании главное внимание уделяется идеям, мыслям, смыслу сообщённого, а не эмоциям и чувствам клиента. Принципиально важно, дабы психолог умел высказывать мысли клиента собственными словами. В другом случае (в случае если употребляется лишь повтор), психолог может утратить нить в рассуждениях собеседника. Перефразирование разрешает внести своевременные коррективы в сообщение клиента в тех случаях, в то время, когда последний неправильно осознан психологом.

Пересказ— это сжатое изложение главных мыслей и слов клиента. В них передается объективное содержание его речи, переформулированное психологом, причем наряду с этим в обязательном порядке должны употребляться самые обороты и важные слова. Пересказ оказывает помощь психологу прояснить, свести воедино различные моменты беседы. Техника пересказа довольно часто несет и лечебный эффект, потому, что клиент может еще раз услышать главные мысли и фразы, направленные на прояснение сущности. Пересказ, по сути, есть применением техники перефразирования для больших количеств информации.

Отражение эмоций. Эта техника сходна с пересказом, но последний обращается к фактам, а отражение эмоций — к эмоциям, связанным с этими фактами. Принципиально важно, дабы психолог умел отмечать для себя эмоции. Прием отражения эмоций возможно разбить на части: сказать имя клиента (это персонализирует отражение); эмоционально сказать определенные слова либо предложения-штампы (Похоже, Вы ощущаете… Мне думается, Вы ощущаете…). Довольно часто добавляется контекст данного переживания («Вы злитесь, в то время, когда ваш супруг задерживается»). «Чистое» отражение эмоций не включает контекста переживания.

Выяснение (прояснение, уточнение) — микротехника, помогающая сделать сообщение клиента более понятным для психолога. Наряду с этим последний обращается к клиенту с вопросом либо просьбой уточнить то, что он сообщил. Возможно применять следующие главные фразы: «Не повторите ли Вы еще раз?»; «Я не осознаю, что Вы имеете в виду»; «Объясните, пожалуйста, еще раз»; «Мне не совсем ясно, о чем Вы рассказываете»; «Я не осознал».

Для уточнения сообщения возможно пользоваться закрытыми вопросами, к примеру: «Вы обиделись?»; «Вы бы желали поменять обстановку?»; «Это все, что Вы желаете сообщить?» Наряду с этим необходимо не забывать об ограничениях, которые связаны с применением закрытых вопросов, каковые время от времени активизируют защиты клиен-

та1. Более предпочтительны открытые вопросы или высказывания типа «Я не совсем Вас осознал» и др. В этом случае психолог не вносит собственных интерпретаций, сохраняет нейтральность к сообщению и ожидает более правильной его передачи.

Осознание значения (смысла) связано с изучением того, что означает эта обстановка для клиента. При осознании смысла анализируются глубокие, подспудные значения слов. Клиент повторно интерпретирует собственные переживания. Осознание смысла идет рядом с интерпретациями, каковые относятся к микротехникам воздействия. Интерпретация дает клиенту другие построения, при помощи которых кроме этого возможно разглядывать эту проблему. При осознании смысла клиент может самостоятельно отыскать новую интерпретацию либо суть прошлых фактов либо обстановок.

Резюме (подведение итогов) разрешает психологу подытожить главные мысли и эмоции клиента. Резюме — микротехника, дающая возможность «соединить» в смысловое единство идеи клиента, факты из его жизни, испытываемые эмоции, суть проблемной обстановке. Психолог разбирает все сообщённое до этого им самим и клиентом, а после этого воображает последнему в законченной форме главные моменты, касающиеся содержания диалога между ними. Резюме дает психологу возможность проверить точность восприятия сообщения клиента. Построение резюме включает в себя упорядочение сложного содержания высказываний клиента. Резюме в большинстве случаев формулируется психологом собственныеми словами, но наряду с этим смогут употребляться стандартные вступительные слова, к примеру: «То, о чем Вы мне поведали, говорит о…»; «Как я осознал из Вашего рассказа…»; «Главными (главными) идеями Вашего рассказа являются…»

Резюме полезно применять в конце консультативной сессии, в то время, когда необходимо коротко подвести итоги всему, о чем сказал клиент.

Фокус-анализ — ответственная микротехника слушания. При фокус-анализе психолог отражает основную тему, отраженную в структуре предложений, применяемых клиентом и консультантом. Вероятны следующие направления выбора фокуса при работе с клиентом:

S фокус на клиенте (личностные обращения, апеллирование к чувствам и мыслям, жаждам клиента довольно себя);

Отыщем в памяти хороший вопрос: «Прекратили ли Вы бить собственную жену?» В том случае, в то время, когда психолог задает вопрос для того чтобы типа, требующий ответа «да» либо «нет», любой ответ клиента будет неверным и потребует дополнительне сильный;ных разъяснений. Исходя из этого необходимо крайне осторожно применять закрытые вопросы, несущие оценку либо интерпретацию.

S фокус на другой личности;

s фокус на проблеме;

J фокус на психологе. Концентрация внимания на себе полезна как прием самораскрытия либо обратной связи, оказывает помощь развить у клиента чувство доверия. Удачно начинается раппорт, но не нужно злоупотреблять этим приемом;

*/ фокусирование на общности: «Мы — фокус»; «Чего мы достигли?»; «Мне нравится, как Вы действуете»;

S культурно-контекстный фокус: «Это тревожит многих женщин. Жизнь современной дамы весьма сложна». В базе неприятностей клиентов довольно часто лежат настоящие истории их взаимодействия с политической и социальной совокупностью. Но, как вычисляет А. Айви, в целом психологи склонны проигнорировать культурно-социальный контекст.

Навыки слушания организуются в совокупность, именуемую «главные этапы выслушивания». В эту последовательность не включено осознание смысла, которое выступает, скорее, как следствие применения данной последовательности выслушивания, а не есть ее частью.

Виды слушания

На базе перечисленных выше микротехник выделяют несколько видов слушания клиента психологом.

Нерефлексивное слушание (пассивное слушание, принцип молчания) — это главный вид слушания. Оно содержится в умении психолога молчать, оставаясь внимательным и не вмешиваясь в рассказ клиента. Пассивным данный процесс возможно назвать только условно, поскольку он требует от психолога внимания. Условным понятием кроме этого есть и «нерефлексивность», так как наряду с этим психолог остается в контакте с собой, собственными эмоциями.

Имеется различные варианты нерефлексивного слушания. Первый предполагает исключение любых действий со стороны психолога: кивков головой, «угу-слушания», помощи. В другом варианте на протяжении нерефлексивного слушания психолог может высказывать понимание, одобрение, помощь, применять микротехнику минимального подкрепления. Нерефлексивное слушание есть незаменимым инструментом в следующих обстановках:

S клиент находится в ситуации сильного эмоционального возбуждения;

S клиенту тяжело четко сформулировать собственные мысли, желания, затруднения, неприятности;

S клиенту необходимо выговориться и он не готов выслушивать комментарии, замечания и вопросы психолога;

¦/ клиент переживает такие эмоции, как горе, потерю, бешенство, разочарование, ужас;

S клиент — застенчивый, робкий в себе человек.

Рефлексивное (активное) слушание употребляется психологом для более правильного понимания сути сообщения клиента. Большая часть слов отечественного языка являются многозначными, многие имеют синонимы. Это формирует определенные трудности понимания, поскольку одно да и то же слово может по-различному восприниматься говорящим и слушающим. Так, психологу нужно «раскодировать», «расшифровать» сообщение клиента.

К примеру, клиент говорит психологу: «Мой супруг грубо обращается со мной». «Грубо обращается» — выражение, которое может иметь самые разные значения: не оказывает помощь в домашних делах; игнорирует просьбы и словесные обращения; кричит на жену, избивает ее и др. Чтобы выяснить клиента, психологу необходимо уточнить, что под этим выражением подразумевается. Для этого употребляется уточняющий вопрос: «Что именно Вы имеете в виду, говоря о том, что Ваш супруг грубо обращается с Вами?».

Психолог поддерживает клиента в его способности проанализировать, разглядеть обстановку с различных сторон и принять подходящее ответ, но наряду с этим сам не дает советов и не предлагает конкретные действия клиенту в этих обстановках. Цель рефлексивного слушания пребывает в максимально правильном осознании того, что говорит клиент. Предполагается, что мысли и эмоции клиента в ходе рассказа смогут так измениться, что он сам сможет решить собственные неприятности, пережить инсайт, самостоятельно отыскать ответы на личные вопросы, преодолеть собственные внутренние противоречия.

Психолог применяет по большей части навыки прояснения, поддержки, перефразирования, отражения эмоций, резюме.

Эмпатическое слушание включает свойство реагировать на другого человека (клиента) происхождением эмпатии. Эмпа-тия — это глубокое проникновение психолога во внутренний мир клиента, принятие того содержания, которое последний пробует постичь и понять.

Эмпатия характеризуется переживанием особенного отношения к второму человеку. Главное правило эмпатического слушания — не сочувствие, а сопереживание, т.е. создание эмоционального ре-

зонанса переживаниям клиента. Цель эмпатического слушания пребывает в максимально правильном понимании эмоций клиента. Наряду с этим психолог не диагностирует и не оценивает клиента, поскольку главная цель эмпатического слушания (по К. Рождерсу) содержится в нахождении в мире эмоций другого человека, а не в навязывании ему собственных эмоций. Эмпатическое слушание включает познание психологом эмоций клиента и передачу последнему этого понимания. В эмпатическом слушании применяются те же приемы, Что и в рефлексивном: помощь, вербальное следование, уточнение, перефразирование, резюме.

ТЕМБР ГОЛОСА: как его отыскать? ПРОСТЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: