Искусственный интеллект и понятие знания

Что касается таковой области, как ИИ, то не будет преувеличением заявить, что в 80-е годы понятие знания потеснило интеллекта и понятия мышления, традиционно занимавшие почетное место в рефлексии специалистов ИИ над собственной деятельностью. Теория ИИ стала время от времени характеризоваться как наука о знаниях, о том, как их добывать, воображать в неестественных совокупностях, перерабатывать в совокупности и применять для ответа задач5,,а история ИИ, кроме ее ранние этапы, – как история изучений способов представления знаний6.

Расширение сферы применения ИС, переход от мира кубиков к таким более сложным областям, как медицина, химия и геология, настойчиво попросил интенсивных упрочнений по формализации соответствующих знаний. Разработчики ИС столкнулись с необходимостью распознать, упорядочить разнообразные эти, сведения эмпирического характера, эвристические соображения и теоретические положения из соответствующей области науки либо другой профессиональной деятельности и задать методы их обработки посредством компьютера так, дабы совокупность имела возможность удачно употребляться в ответе задач, для которых она предназначается (поиск информации, постановка диагноза и т.д.). Это стало причиной трансформациям в характере данных, находящихся в памяти компьютерной совокупности, – они стали усложняться, показались структурированные эти – перечни, документы, семантические сети, фреймы. Для элементарной обработки данных, их поиска, записи в отведенное место и последовательности вторых операций стали использоваться особые вспомогательные программы. Процедуры, которые связаны с обработкой данных, усложнялись, становились самодовлеющими. Показался таковой компонент интеллектуальной совокупности, как база знаний7.

Термин знания купил в ИИ своеобразный суть, что Д.А.Поспелов характеризует следующим образом. Под знаниями понимается форма представления информации в ЭВМ, которой свойственны такие особенности, как: а) внутренняя интерпретируемость (в то время, когда любая информационная единица должна иметь неповторимое имя, по которому совокупность находит ее, и отвечает на запросы, в которых это имя упомянуто); б) структурированность (включенность одних информационных единиц в состав вторых); в) связность (возможность задания временных, каузальных, пространственных либо иного рода взаимоотношений); г) семантическая метрика (возможность задания взаимоотношений, характеризующих ситуационную близость); д) активность (исполнение программ инициируется текущим состоянием информационной базы). Эти характеристики отличают знания в ИС от данных – определяют ту грань, за которой эти преобразовываются в знания, а базы данных перерастают в базы знаний8.

Пользуясь терминологией Л.Витгенштейна, возможно заявить, что это познание знаний как формы представления информации трудится в рамках особенной, характерной для ИИ, языковой игры. На протяжении данной языковой игры смогут оказаться формулировки, талантливые привести к недоумению эпистемолога, пробующего оценить их с позиций привычных философских интерпретаций знания. К для того чтобы рода формулировкам относятся ставшее неспециализированным местом утверждение, что эти не являются знаниями, и предложения применять в качестве знаний тот либо другой язык либо выражения типа под знаниями будем осознавать такого-то вида формулы.

Вместе с тем только что приведенная черта знаний в ИС не есть совсем изолированной от того, что мы в большинстве случаев понимаем под знанием. Такие черты, как внутренняя интерпретируемость, структурированность, связность, активность и семантическая метрика, свойственны любым более либо менее большим блокам людских знаний и в этом смысле знания в компьютерной совокупности возможно разглядывать как модель либо образ (в широком понимании данного слова) того либо иного фрагмента людской знания.

Но сообщение знаний в своеобразном для ИИ смысле со знанием в более привычном, простом, смысле не исчерпывается только сходством некоторых структурных черт. Так как большая часть информации, воображаемой в базе знаний ИС, имеется не что иное, как знания, накопленные в той области, где обязана использоваться эта совокупность. Изучение этого знания (зафиксированного в соответствующих текстах либо существующего как незафиксированное в тексте а также неартикулированное знание индивида-специалиста) под углом зрения задач построения ИС и определяет технологический подход ИИ к знанию как таковому.

Совокупности ИИ. Лекция 1. ИИ — проблематика и подходы


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: