Исповедание веры савойского викария

КНИГА IV

Первое правило

  • Второе правило
  • Третье правило
  • Исповедание веры савойского викария
  • (Комментарии к книге IV)

Как скоро мы проходим собственный земное поприще! Первая четверть судьбы протекла прежде, чем мы обучились пользоваться судьбой; последняя четверть наступает уже по окончании того, как мы прекратили наслаждаться ею. Сперва мы не можем жить, а скоро после этого — не в состоянии жить; в промежутке же, разделяющем эти два крайних периода, ненужных для нас, три четверти времени уходит на сон, труд, горе, принуждение — на всякого рода страдания. Жизнь мала не потому, что недолго длится, а вследствие того что из этого незначительного времени нам практически ничего не остается на удовольствие ею. Как бы ни был далек момент смерти от момента рождения, жизнь все-таки через чур мала, в случае если этим промежутком мы не сумели пользоваться.

Мы рождаемся, так сообщить, два раза: раз — дабы существовать, второй — дабы жить; раз — как представители рода, второй — как представители пола. Кто на даму наблюдает как на несовершенного мужчину, тот, несомненно, не прав; но внешняя аналогия говорит за него. До половой зрелости дети обоих полов ничем наружно не отличаются; то же лицо, та же фигура, тот же цвет кожи, тот же голос — все одинаково; и девочки — дети, и мальчики — дети; для существ столь сходных достаточно одного неспециализированного заглавия. Самцы, которых предстоящее половое развитие встретило задержку, на всегда сохраняют это сходство: они окончательно остаются взрослыми детьми; и дамы, не теряющие этого сходства, во многих отношениях постоянно кажутся теми же детьми.

Но человек по большому счету не для того создан, чтобы оставаться неизменно в юные годы. Он выходит из этого возраста в известное время, предписанное природой, и данный момент кризиса, не смотря на то, что достаточно краток, но имеет продолжительное влияние. Как гул моря задолго предшествует буре, так и данный бурный переворот предвещается ропотом зарождающихся страстей; глухое брожение даёт предупреждение о близости опасности. Перемена в нраве, нередкие вспышки, постоянное беспокойство духа делают ребенка практически не поддающимся дисциплине. Он делается глухим по отношению к голосу, что делал его послушным: это лев в лихорадочном возбуждении, он не признает начальника и не желает уже быть управляемым.

К моральным показателям трансформации нрава присоединяются заметные перемены и в наружности. Лицо его начинается и приобретает характерные черты: редкий и мягкий пушок, растущий внизу щек, темнеет и густеет. Голос его спадает либо, скорее, исчезает: он уже не ребенок и не взрослый и не имеет возможности забрать тона ни того, ни другого. Глаза его, это органы души, доселе ничего не высказывавшие, приобретают выражение и смысл; загорающийся пламя одушевляет их, и взгляд, ставший более живым, сохраняя еще Святую невинность, не имеет уже прошлой невыразительности: он уже ощущает, что взгляд данный возможно нескромным, приучается опускать его и краснеть; он делается чувствительным, не зная еще, что ощущает, и неспокойным, не имея еще предлога к этому. Все это может прийти медлительно и не застать их неожиданно: но в случае если его живость делается через чур нетерпеливою, в случае если вспыльчивость переходит в неистовство, если он с 60 секунд на 60 секунд готов раздражиться и растрогаться, если он просто так льет слезы, в случае если около предметов, каковые начинают быть для него страшными, пульс его ускоряется и взгляд воспламеняется, в случае если рука дамы, положенная на его руку, заставляет его трепетать, если он ощущает около нее смущение либо робость,— тогда берегитесь, Улисс, умный Улисс! Мехи, каковые закрывал ты с таким старанием, открыты; ветры вырвались уже из оков; не покидай ни на 60 секунд руля — либо все пропало!1

Вот где то второе рождение, о котором я сказал; вот в то время, когда человек воистину оживает к судьбе, и ничто человеческое ему не чуждо2. Доселе отечественные заботы были только детскими забавами; сейчас лишь они приобретают подлинное значение. В эту как раз эру, в то время, когда простое воспитание уже оканчивается, отечественное воспитание должно начинаться; но дабы нагляднее изложить данный новый замысел, проследим сначала положение вещей, ко мне относящихся.

Страсти отечественные главенствует орудия отечественного самосохранения; исходя из этого желание истребить их так же тщетно, как смешно; это означало бы осуществлять контроль природу, преобразовывать созданное Творцом. Если бы Творец повелевал человеку уничтожать страсти, которыми его наделяет, то выяснилось бы, что Он и хочет и не хочет; а это было бы несоответствием самому себе. Ни при каких обстоятельствах Он не давал людям для того чтобы неразумного повеления; ничего аналогичного не начертано в людской сердце; а в то время, когда Творец объявляет человеку собственную волю, Он не устами другого человека, а сам говорит ему. Он начертывает ее в глубине людской сердца.

Но и того, кто желал бы помешать зарождению страстей, я вычислял бы практически столь же сумасшедшим, как того, кто желает стереть с лица земли их, и кто считает, что таковы доселе были мои намерения, тот, само собой разумеется, весьма дурно меня осознал.

Но верно ли рассуждают и те, каковые из того события, что владеть страстями — лежит в природе человека, заключают, что все страсти, каковые мы ощущаем в себе и каковые видим в других, естественны? Источник у них естественный — это правда; но его наводнила тысяча ручьев, чуждых для него: это громадная река, которая постоянно возрастает и в которой чуть отыщешь пара капель ее начальных вод. Отечественные естественные страсти весьма ограниченны; они сущность орудия пашей свободы, они имеют целью отечественное самосохранение. Все же те, каковые порабощают нас и портят, приходят из другого места; природа нам их не давала — мы получаем их в ущерб ей.

Источником отечественных страстей, основой и началом всех других, единственною страстью, которая рождается вместе с человеком и ни при каких обстоятельствах не покидает его, пока он жив, есть любовь к себе; это страсть начальная, врожденная, предшествующая всякой второй: все другие являются в некоем смысле только ее метаморфозами. С данной стороны все страсти, в случае если желаете, естественны. Но большинство этих метаморфоз вызывается обстоятельствами посторонними, без которых они и не показались бы; а самые эти метаморфозы не только не нужны, но кроме того вредны нам: они изменяют главную цель и обращаются против собственного начала: тут как раз человек выясняется вне природы и делается в несоответствие с самим собою. Любовь к самому себе неизменно пригодна и неизменно в согласии с порядком вещей. Так как каждому вверено в первую очередь его собственное самосохранение, то первою и самою ответственной из его забот есть — и обязана являться — эта постоянная забота о самосохранении; а как мы имели возможность бы заботиться о нем, если бы не видели в этом собственного основного интереса?

Следовательно, для отечественного самосохранения необходимо, дабы мы обожали себя,— необходимо, дабы мы обожали себя более всего; а ярким результатом этого самого чувствования есть и отечественная любовь к тому, что нас сохраняет. Каждый ребенок привязывается к собственной кормилице; Ромул должен был привязаться к волчице, которая вскормила его молоком. Сперва эта привязанность не редкость чисто машинальной. Что помогает благосостоянию индивида, то завлекает его; что вредит ему, то отталкивает,— тут виден только слепой инстинкт. Найденное намерение вредить нам либо быть нам нужным — вот что инстинкт превращает в чувствование, привязанность — в любовь, отвращение — в неприязнь. Мы не приобретаем пристрастия к существам бесчувственным, каковые следуют только данному им толчку, но существа, от которых мы ожидаем добра и зла, смотря по их внутреннему размещению и воле, которых мы видим вольно действующими за либо против нас, внушают нам эмоции, подобные тем, каковые они выявляют по отношению к нам. Что приносит пользу нам, того мы ищем; но что желает нам принести пользу, то мы любим; что вредит нам, того мы избегаем; но что желает нам вредить, то мы ненавидим.

Первое чувство ребенка имеется любовь к самому себе, а второе, вытекающее из первого,— любовь к тем, кто его окружает; потому что при том состоянии слабости, в котором он находится, он знакомится с другими только через уход и помощь, что приобретает. Сперва привязанность его к гувернантке и своей кормилице имеется не что иное, как привычка. Он ищет их, по причине того, что имеет потребность в них и по причине того, что ему прекрасно, что они имеется у него; это скорее знакомство, чем размещение. Ему необходимо большое количество времени, чтобы выяснить, что они не только цолезны ему, но и желают быть нужными; вот тогда-то он начинает обожать их.

Ребенок, значит, по природе расположен к доброте, по причине того, что он видит, что все окружающее склонно ему помогать, и из этого наблюдения черпает привычку благожелательно относиться к себе подобным, но по мере того как увеличиваются его сношения, потребности, активная либо пассивная зависимость, в нем пробуждается сознание его взаимоотношений к вторым, ведущее к чувству предпочтения и чувству долга. Тогда ребенок делается гордым, ревнивым, лживым, мстительным. В случае если его принуждают к послушанию, он, не видя пользы в том, что ему приказывают, приписывает эти приказание капризу, жажде помучить его и упрямится. В случае если ему самому повинуются, он в первом же сопротивлении видит бунт, намеренное неповиновение; за непослушание он бьет и стул иди стол. Любовь к себе, касающаяся только нас самих, удовлетворена, в то время, когда удовлетворены отечественные подлинные потребности; но самолюбие, которое сравнивает себя, ни при каких обстоятельствах не бывает и не может быть удовлетворено, по причине того, что чувство это, заставляя нас предпочитать себя вторым, требует, дабы в другие предпочитали нас самим себе,— а это нереально. Вот как именно ласковые и сердечные страсти рождаются из себялюбия. Итак, хорошим делает человека то событие, что он имеет мало потребностей и мало сравнивает себя с другими; а злым человека делает в основном излишнее уважение и обилие потребностей к людскому точке зрения. На основании этого принципа легко видеть, как возможно направлять к добру либо злу все страсти детей в взрослых. Действительно, что, раз они не имеют возможности жить неизменно в одиночестве, им тяжело будет оставаться неизменно хорошими; трудность эта кроме того нужно будет возрастать с расширением их сношений, и тут особенно делаются неизбежными, в виду опасностей со стороны общества, заботы и наше искусство для предупреждения в людской сердце той развращенности, которая порождается новыми потребностями.

Приличным для человека изучением есть изучение его взаимоотношений. До тех пор пока он знает себя только в качестве существа физического, он обязан изучать себя в собственных отношениях к вещам — это занятие для его детства; в то время, когда он начинает сознавать собственный нравственное бытие, он обязан изучать себя в собственных отношениях к людям — это занятие для целой его жизни, начиная с того пункта, до которого мы сейчас дошли.

Как не так долго осталось ждать человеку нужна подруга, он уже, не изолированное существо, его сердце уже не одиноко. Все его связи с человеческим родом, все душевные привязанности рождаются с этою первою етрастью. Его первая страсть не так долго осталось ждать приводит к брожению н всех других. Инстинктивная склонность неизвестна. Один пол влечется к второму — вот перемещение природное. Выбор, предпочтение, личная привязанность сущность дело знаний, предрассудков, привычки; дабы сделаться талантливым полюбить, необходимо незнания и время: любовь есть, в то время, когда составилось суждение; предпочтение не редкость только результатом сравнения. Эти суждения составляются незаметным для нас образом, но однако они настоящи. Настоящая любовь, что бы в том месте ни говорили, постоянно будет в почете у людей; потому что не смотря на то, что увлечения ее вводят в заблуждения, не смотря на то, что она не исключает в любящем сердце гнусных особенностей а также порождает их, все-таки она постоянно предполагает и качества, хорошие уважения, без которых мы не были бы в состоянии и ощущать ее. Выбор данный противополагают разуму, но он исходит как раз от разума. Любовь сделали слепою, по причине того, что она видит отношения, которых мы не можем подметить. Кто не имел бы никакого понятия о красоте и достоинстве, для того любая дама была бы одинаково хороша, и первая встречная постоянно оказывалась бы самою милою. Любовь не только не происходит от природы, но она является мерилом и уздою для природных наклонностей; благодаря ей, за исключением любимого предмета, один под перестает существовать для другого.

Оказывая предпочтение, мы хотим его и для себя: любовь должна быть обоюдной. Дабы быть любимым, необходимо сделаться милым; дабы заслужить предпочтение, необходимо сделаться милее другого, милее всякого другого по крайней мере в глазах любимого существа. Из этого — первые сравнения с ними, из этого — соревнование, соперничество, ревность. Сердце, до краев переполненное эмоцией, обожает излияния; из потребности иметь возлюбленную не так долго осталось ждать рождается потребность в приятеле. Кто почувствует, как сладко быть любимым, тот захочет быть любимым всеми; а вдруг все хотят для себя предпочтепия, то нужно есть большое количество обиженных. Вместе с дружбой и любовью рождаются раздоры, неприязнь, неприязнь. И вот я вижу, как из недр всех этих разнородных страстей людское вывод строит себе несокрушимый трон, а глупые смертные, порабощенные его владычеству, собственный собственное существование основывают на суждениях другого.

Расширьте эти понятия, и вы заметите, откуда есть у отечественного самолюбия та форма, которую мы вычисляем естественной, и как именно любовь к себе, прекращая быть безотносительным чувствованием, делается в великих душах гордостью, в небольших душах тщеславием и во всех душах всегда питается за счет ближнего. Данный род страстей, не имея источника в сердце детей, не имеет возможности зарождаться тут сам собою; лишь мы сами и вносим их в том направлении, по отечественной вине они и пускают в том месте корни; но не то не редкость с сердцем парня: тут, что бы мы ни делали, они зародятся против отечественной воли. Пора, следовательно, поменять способу.

Начнем с некоторых серьёзных размышлений по поводу критического состояния, о котором идет тут обращение. Переход от детства к возмужалости не через чур совершенно верно выяснен природой, так что он разнообразится у отдельных лиц сообразно с темпераментами, у народов сообразно с климатами. Каждый знает отличие, замечаемую в этом отношении между странами холодными и жаркими, и любой видит, что темпераменты пылкие развиваются скорее вторых: но возможно совершить ошибку по поводу обстоятельств, и довольно часто физической причине возможно приписывать то, что направляться приписать нравственной: это одно из самых нередких заблуждений философии отечественного века. Внушения природы неизменно медленны и запоздалы, внушения же людей практически неизменно преждевременны. В первом случае эмоции пробуждают воображение, во втором — воображение пробуждает эмоции; оно дает им преждевременную деятельность, которая не имеет возможности не обессиливать и расслабляет сперва отдельных лиц, а позже, с течением времени, кроме того целый род. Но и кроме действия климатов имеется наблюдение еще более неспециализированное и верное, как раз, что у образованных и благоустроенных народов половая способность и возмужалость наступают раньше, чем у народов невежественных и безжалостных*. Дети с превосходной проницательностью через все увертки приличия подмечают безнравственность, им закрываемую. Утонченная обращение, к которой их приучают, уроки вежливости, каковые им преподают, покров таинственности, что стараются раскинуть перед их глазами,— все это только новые средства чтобы подстрекнуть их любопытство. Уже из того, как берутся за дело, видно, что притворное желание скрыть это имеет целью просветить детей по поводу этого; а из всех наставлений, которыми наделяют их, это последнее более всего идет им впрок.

* «В городах, — говорит Бюффон, — и у зажиточных людей дети, привыкшие к изобильной и сочной пище, скорее достигают этого состояния; в деревне же и у бедного населения дети медленнее развиваются, по причине того, что их не хорошо и через чур мало кормят; им необходимо на это развитие года два-три лишних» (Естественная история, т. IV, 238). Я согласен с наблюдением, но не согласен с объяснением, по причине того, что в государствах, где крестьянин питается отлично и ест большое количество, как, к примеру, в Валэсэ3 либо кроме того в некоторых горных округах Италии, к примеру в Фриуле, пора возмужалости наступает у обоих полов совершенно верно так же позднее, чем в городах, где, дабы удовлетворить тщеславию, довольно часто выполняют в еде крайнюю экономию, где, как говорит пословица, «на брюхе шелк, а в брюхе щелк»4. Дивишься, в то время, когда видишь в этих городах высоких мальчуганов, сильных, как мужчины, но не потерявших еще резкого голоса и не имеющих никакой растительности на подбородке, и высоких девушек, в остальном в полной мере сформировавшихся, но не имеющих еще периодического показателя, характерного для их пола. Отличие эта, мне думается, происходит единственно оттого, что при простоте их нравов воображение, долее остающееся в мире и покое, позднее вызывает в крови брожение и не через чур активизирует развитие их темперамента.

Обратитесь к опыту, и вы осознаете, до какой степени эта неразумная способа активизирует дело природы и портит темперамент. Тут кроется одна из основных обстоятельств вырождения рас в городах. Юные люди, рано истощенные, остаются низкими, не сильный, дурно сложенными; вместо того дабы расти, они стареют, подобно тому, как виноградная лоза, которую вынудили принести плод весною, чахнет и гибнет, не дожив до осени.

Необходимо пожить среди неотёсанного и несложного населения, дабы определить, до какого именно возраста радостное невежество способно продолжить детскую невинность. Мило и вместе с тем смешно видеть, как в том месте оба пола, огражденные спокойною уверенностью собственных сердец, в цвете красоты и лёт продолжают наивные игры детства и самою фамильярностью собственной выявляют чистоту собственных удовольствий. В то время, когда, наконец, эта дорогая молодежь вступает в брак, оба супруга, наделяя приятель приятеля первыми плодами собственной зрелости, становятся дороже друг другу; обилие детей, здоровых и крепких, есть залогом неизменного единения и плодом благоразумия первых лет их жизни.

В случае если возраст, в то время, когда человек начнет сознавать собственные пол, изменяется под влиянием как воспитания, так и природы, из этого следует, что наступление этого возраста возможно ускорять и замедлять, смотря по тому, как будут воспитывать детей; и в случае если тело то получает, то теряет физическую устойчивость, смотря по тому, замедляем ли мы либо ускоряем половое развитие, то из этого кроме этого направляться, что, чем старательнее мы замедляем его, тем больше юный человек получает крепости и силы. Я говорю до тех пор пока о чисто физических последствиях; не так долго осталось ждать заметим, что дело не исчерпывается этим.

Эти размышления ведут к решению проблемы, столь довольно часто возбуждаемого: направляться ли с ранних лет просвещать детей по поводу некоторых предметов, подстрекающих их любопытство, либо лучше ввести их в обман методом скромной лжи? Я пологаю, что нет потребности ни в том, ни в другом. Во-первых, любопытство это есть у них только тогда, в то время, когда оно возбуждено. Значит, необходимо так поступать, дабы не возбуждать его. Во-вторых, в то время, когда никто нас не вынуждает давать ответ, то нет необходимости и обманывать предполагающего вопрос: лучше уж принудить к молчанию, чем отвечать лживо. Ребенка не поразит это правило, в случае если мы озаботились подчинить его этому правилу в вещах неважных. Наконец, в случае если решатся дать ответ, то пускай это сделают с вероятной простотой, без таинственности, без замешательства, без ухмылки. Значительно надёжнее удовлетворить любопытство ребенка, чем его возбуждать.

Пускай ваши ответы будут неизменно важны, кратки, решительны, без всяких показателей колебания. Я не считаю нужным додавать, что они должны быть правдивы. Запрещено, научая детей, как страшно лгать перед взрослыми, не ощущать в то же время, что еще более страшна неправда взрослых перед детьми. Одного случая доказанной лжи преподавателя перед учеником достаточно для того, чтобы погубить окончательно все плоды воспитания.

Безотносительное невежество в некоторых вещах, возможно, было бы приличнее всего для детей; но что нереально скрывать от них неизменно, об этом пускай они определят заблаговременно. Необходимо, дабы любопытство их либо вовсе не пробуждалось, либо удовлетворено было раньше того возраста, в то время, когда оно уже не безопасно. Ваше поведение по отношению к воспитаннику сильно зависит в этом случае от его личного положения, от окружающего его общества, от событий, в которых он может, по вашему предположению, оказаться, и т. д. Тут принципиально важно ничего не предоставлять случаю; и если вы не уверены, что сумеете покинуть его до 16 лет в неведении относительно различия между полами, то позаботьтесь, дабы он определил о нем до 10 лет.

Не обожаю я, в то время, когда с детьми говорят языком через чур неотёсанным либо в то время, когда, дабы не именовать вещей их собственными именами, пускаются в долгие околичности, подмечаемые детьми. Хорошая нравственность проявляет в этих предметах неизменно громадную простоту; но воображение, загрязненное пороком, делает ухо в высшей степени чувствительным и вынуждает нас постоянно утончать выражения. Неотёсанные термины не ведут к последствиям; похотливые мысли — вот что необходимо удалять.

Не смотря на то, что стыдливость естественна в людской роде, но от природы дети не имеют ее. Стыдливость рождается только вместе с познанием зла; а как именно у детей, каковые не имеют и не должны иметь этого познания, имело возможность бы явиться чувство, служащее результатом этого познания? Преподавать им целомудрия и уроки стыдливости значит научать их тому, что имеется вещи пристойные и возмутительные, значит внушать тайное желание определить эти последние. Непременно они дойдут до финиша; и первая искра, коснувшаяся их воображения, точно воспламенит их эмоции. Кто краснеет, тот уже виноват; подлинная невинность не стыдится ничего.

У детей не те же жажды, что и у взрослых; но они, как и взрослые, имеют известного рода неопрятные отправления, оскорбляющие чувство, и уже из одного этого события возможно извлечь для них те же уроки пристойности. Следуйте духу природы, которая, помещая в одних и тех же местах органы тайных удовольствий и органы ужасных отправлений, внушает нам в разные возрасты судьбы все одинаковые заботы — методом то одной идеи, то второй: взрослому — методом скромности, ребенку — методом рвения к опрятности.

Я вижу лишь одно хорошее средство сохранить в детях невинность: необходимо, дабы все окружающие уважали ее и обожали. Без этого вся сдержанность, которую стараются соблюсти по отношению к ним, непременно изменяет самой себе; ухмылка, взор, нечаянный жест выявляют перед ними все, о чем стараются умалчивать; чтобы обучиться, им достаточно видеть, как от них желали скрыть. Утонченность выражений и оборотов, которыми пользуются в беседах между собою люди вежливые, предполагающая знания, которых дети не должны иметь, совсем неуместна по отношению к ним; но в то время, когда действительно уважают их простоту, то легко находят в беседе с ними те простые термины, каковые для них годятся. Имеется узнаваемая наивность речи, которая приличествует и нравится невинности,— вот настоящий тон, талантливый отвлечь ребенка от страшного любопытства. В то время, когда с ним говорят обо всем легко, у него не есть подозрения, что что-нибудь осталось невысказанным. Соединяя с неотёсанными словами неприятные идеи, им соответствующие, мы погашаем первые вспышки воображения, мы не запрещаем ему произносить эти слова и иметь эти понятия, но внушаем, незаметно для него самого, отвращение к воспоминанию о них. А от какое количество затруднений избавляет эта наивная свобода тех, каковые, черпая ее в собственном собственном сердце, говорят неизменно то, что необходимо сообщить, и говорят это неизменно так, как ощущают!

«Как делаются дети?» — вот затруднительный вопрос, что достаточно конечно есть у детей; от неосторожного либо разумного ответа на него зависят другой раз здоровье и нравственность целой судьбе. Самый маленький метод, которым мать думает отделаться, не обманывая собственного сына, — это приказание молчать. Это было бы прекрасно, если бы ребенка исподволь приучили к этому в вопросах, равнодушных для него, и если бы он в этом новом тоне не подозревал тайны. Но мать редко останавливается на этом. «Это секрет женатых людей,— сообщит она ему,— мелкие мальчики не должны быть так любопытны». Это красивый для матери выход из затруднения; но пускай она знает, что, задетый этим пренебрежительным отношением, мелкий мальчик не будет иметь ни 60 секунд спокойствия, пока не определит секрета женатых людей, а он не замедлит определить его.

Пускай будет мне разрешено привести совсем другой ответ на данный же вопрос,— ответ, мною слышанный и тем более меня поразивший, что дала его дама, скромная как в речах, так и в манерах, но могшая при случае, для блага собственного сына и для добродетели, попирать фальшивый ужас порицаний и ненавидеть безлюдные речи шутников. Незадолго перед тем ребенок выбросил вместе с мочой маленькой камешек, порвавший у него мочевой канал; но прошедшее страдание было забыто.— «Мама,— задаёт вопросы мелкий ветреник,— как делаются дети»? — «Их, дорогой мой.— отвечала без колебания мать,— выкидывают дамы вместе с мочой, и это сопровождается такими болями, что иные матеря умирают от этого». Пускай сумасшедшие смеются, пускай дураки приходят в негодование; но умные пускай придумают ответ более рассудительный, более бьющий в самую цель.

Прежде всего, идея о естественной и привычной ребенку потребности отвлекает его от мысли о каком-то загадочном ходе. смерти и Добавочные идеи страданий покрывают эту последнюю покровом грусти, что смиряет воображение и сдерживает любопытство; все это переносит внимание ребенка на последствие родов, а не на обстоятельства их. Болезни людской природы, неприятные предметы, картины страдания — нот образы, к каким приводит данный ответ, в случае если лишь отвращение, внушаемое им ребенку, допустит его до предстоящих расспросов. Как может зародиться тревожное желание среди бесед, подобным образом направленных? И при всем том вы видите, что истина не была искажена и что тут не было потребности обманывать воспитанника вместо того, дабы наставлять.

Ваши дети просматривают; из чтения они черпают знания, которых не имели бы не просматривая. В случае если они обучаются, воображение зажигается и разгорается в тиши детской помещения. В случае если они живут в свете, они слышат необычный жаргон, видят примеры, поражающие их: их столь глубоко убедили, словно бы они взрослые, что они, что бы ни делали люди в их присутствии, на данный момент же ищут, чем бы это имело возможность им понадобиться; необходимо же, дабы чужие действия служили для них примером, коль не так долго осталось ждать чужие суждения помогают для них закопом. Прислуга, которая поставлена в зависимость от них, а следовательно, заинтересована в том, дабы угождать им, получает их размещения ценою хорошей нравственности; хохотуньи-няньки перед четырехлетним ребенком говорят такие вещи, которых самая безнравственная из них не осмелилась бы сообщить пятнадцатилетнему. Они не так долго осталось ждать забывают, что говорили; но тот не забывает слышанного. Скверными речами подготовляются распутные правы; плут-лакей ребенка делает развратником, и секрет одного есть гарантией за сохранение тайны другого.

Ребенок, вежливый сообразно с его возрастом, стоит одиноко. Он знает только те привязанности, каковые куплены привычкой; он обожает собственную сестру, как и собственные часы, обожает приятеля, как и собственную собаку. Он не сознает в себе никакого пола, никакого рода: женщина и мужчина для него равняется чужды; он не относит к себе ничего из того, что они делают либо что говорят; он этого не видит и не слышит либо не обращает на это внимания; беседы их так же мало его интересуют, как и примеры: все это создано не для него. Методом данной способы мы наделяем его не неестественным заблуждением, а невежеством природы. Придет время, в то время, когда та же природа озаботится просветить собственного питомца; и лишь тогда она даст ему возможность без риска пользоваться уроками, каковые преподает. Вот принцип; подробности правил не входят в мой сюжет, а средства, предлагаемые мною в виду вторых целей, годятся и для данной цели.

В случае если желаете ввести правильность и порядок в зарождающиеся страсти, продлите время их развития, чтобы они успевали уравновешиваться по мере нарождения. Тогда уже не человек повелевает ими, а сама природа, а ваше дело — дать ей распорядиться собственной работой. Если бы ваш воспитанник был одинок, вам нечего было бы делать; но его воображение разжигается всем окружающим. Потокпредрассудков его увлекает; дабы удержать, его необходимо толкать в противоположную сторону. Необходимо, дабы чувство сковало разум и воображение вынудил умолкнуть людское вывод. Источник всех страстей — чувствительность, а воображение определяет их направление. Всякое существо, сознающее собственные отношения, должно испытывать беспокойство, в то время, когда эти отношения изменяются и оно воображает себе либо думает, что воображает, отношения, более соответственные его природе. Заблуждения воображения — вот что превращает в порок страсти всех ограниченных существ; потому что чтобы знать, какие конкретно отношения более всего приличны их природе, им необходимо было бы определить природу всех существ.

Итак, вот краткое изложение всей людской мудрости в деле страстей: 1) необходимо понять подлинные отношения человека, как в сфере рода, так и в сфере личного, и 2) упорядочивать все душевные привязанности сообразно с этими отношениями.

Но властен ли человек располагать собственные привязанности сообразно с теми либо иными отношениями? Само собой разумеется, в случае если лишь он властен направлять собственный воображение на тот либо другой предмет либо вкоренясь в него ту либо иную привычку. Помимо этого, тут дело идет не о том, что человек может сделать над самим собой, а о том, что мы можем сделать над собственным воспитанником — методом подбора событий, в каковые его поставим. Выяснение средств, пригодных для удержания его на пути, установленном природой, светло продемонстрирует да и то, как он может сойти с этого пути.

До тех пор пока чувствительность ограничена его личностью, в его действиях нет ничего морального; в то время, когда же она начинает распространяться и на внешнее, тогда лишь являются в нем сперва чувствования, позже понятия о зле и добре, каковые делают его действительно человеком и составною частью его рода. Значит, на этом первом пункте мы и должны на первых порах сосредоточить собственные наблюдения.

Наблюдения эти тем тяжелее, что для них мы должны отбросить примеры, каковые у нас на глазах, и искать таких, где последовательное развитие совершается в порядке естественном.

Ребенок вышколенный, отполированный и просвещенный, что лишь ожидает возможности разрешить войти в дело полученные им преждевременные наставления, ни при каких обстоятельствах не ошибается в моменте, в то время, когда возможность эта есть. Он не ожидает его, а активизирует; он возбуждает в собственной крови преждевременное брожение и знает цель собственных вожделений задолго раньше того, чем испытает их. Не природа возбуждает его, он сам ее насилует: ей нечему учить его, в то время, когда она делает его взрослым; в мыслях он возмужал значительно раньше собственной настоящей возмужалости.

Подлинный же движение природы не редкость постепенным и более медленным. Только мало-помалу воспламеняется кровь, вырабатываются жизненные силы, формируется темперамент. Умный мастер, заведующий производством, заботится усовершенствовать все собственные орудия, перед тем как разрешить войти их в дело: первым желаниям предшествует продолжительное беспокойство; продолжительное неведение дает им сперва фальшивое направление; хочешь — сам не зная чего. Кровь приходит в брожение и волнуется; избыток судьбы ищет выхода наружу. Взгляд оживляется и останавливается на вторых лицах; начинаешь заинтересовываться окружающими, начинаешь ощущать, что создан но для одинокой судьбы; таким-то образом сердце раскрывается для человечных перемещений и делается талантливым кпривязанности.

Первое чувство, к которому чувствителен заботливо вежливый парень,— это не любовь, а дружба. Первым актом его зарождающегося воображения не редкость сознание, что у него имеется ближние; род завлекает его внимание раньше пола. Вот, следовательно, второе преимущество продолжительной невинности: появляющейся чувствительностью возможно воспользоваться чтобы кинуть в сердце парня первые семена человечности. Преимущество это тем драгоценнее, что это единственное время судьбы, в то время, когда эти самые задачи смогут увенчаться подлинным успехом.

Я постоянно видел, что юные люди, с ранних пор сломанные ипреданные дамам и разврата, были безжалостными и ожесточёнными; пылкость темперамента дела та их нетерпеливыми, мстительными, неистовыми; воображение их целиком и полностью занятое одним предметом, отказывалось от всего остального; они не знали ни жалости, ни милосердия; они пожертвовали бы отцом, матерью, целой Вселенной —тут а мельчайшее из собственных наслаждений. Наоборот, парня, воспитанного в радостной простоте, уже первые перемещения природы вели к страстям ласковым л благосклонным; его сострадательное сердце трогается бедствиями ближних; он трепещет от эйфории при свидании со своим товарищем; его руки способны к приветливым объятиям, глаза могут проливать слезы умиления; он стыдится огорчить, ему жаль обидеть. В случае если жар воспламенившейся крови делает его резким, вспыльчивым, гневным, то 60 секунд спустя вы заметите в изъявлениях его раскаяния всю доброту его сердца; он плачет, рыдает над нанесенной им раной; ему хотелось бы ценою собственной крови искупить пролитую им кровь; вся его вспыльчивость исчезает, вся гордость смиряется перед сознанием собственной вины. Если он обижен сам, в самом разгаре неистовства его обезоруживает одно простое извинение, одно слово; он так же искренно прощает чужие вины, как заглаживает собственные. молодость не есть возраст мстительности либо неприязни: это возраст соболезнования, кротости, великодушия. Да, я утверждаю — и не опасаюсь быть опровергнутым со стороны опыта, — что парень, не появившийся с плохими задатками и сохранивший до 20-летнего возраста собственную невинность, в эти годы не редкость самым великодушным, самым хорошим, самым любящим и любезным из людей. Вам ни при каких обстоятельствах не говорили ничего аналогичного; с радостью этому верю: ваши философы, вежливые среди всей испорченности коллежей, не имеют возможности знать это.

Слабость человека делает его общительным; неспециализированные отечественные бедствия — вот что располагает отечественные сердца к человечности: мы не ощущали бы обязанности к человечеству, если бы не были людьми. Любая привязанность имеется показатель несостоятельности; если бы любой из нас не имел никакой потребности в других, он не поразмыслил бы соединиться с ними. Так, из самой отечественной немощи рождается отечественное зыбкое счастье5. Существом действительно радостным не редкость существо обособленное; одно божество наслаждается полным счастьем; но из нас никто не имеет о нем понятия. Если бы какое-нибудь несовершенное существо имело возможность в полной мере удовлетворять само себя, чем бы оно начало наслаждаться — с отечественной точки зрения? Оно было бы одиноким, жалким. Я не постигаю, как тот, кто не имеет ни к чему потребности, может обожать что-нибудь; я не осознаю, как тот, кто ничего не обожает, возможно радостным.

Неполное собрание мыслей


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: