Исследование нарушений мышления

Нарушения мышления довольно часто видятся при психологических болезнях. Клинические варианты расстройств мышления патогномоничны для шизофренического процесса и самый ярко проявляются при проведении патопсихологического обследования. Свойственны такие симптомы, как: соскальзывание, разорванность, разноплановость мышления, опора на латентные показатели и др.

Главными способами изучения мышления являются тесты на классификацию, исключение, выделение значительных показателей, аналогии, обобщение, ассоциативный опыт, неприятность Эверье, пиктограмма.

Методика Классификациииспользуется для отвлечения процессов и исследования обобщения, последовательности суждений. В первый раз она была предложена K. Goldstein (1920) для изучения больных с афазиями. Модифицированная методика включает комплект карточек с изображением животных, предметов и растений. Изображения смогут заменяться надписями. Предлагается разложить карточки на группы так, дабы они содержали однородные предметы и могли быть названы обобщающим словом.

Оцениваются: 1) число этапов, затраченных на окончательную классификацию предметов (выделяются три группы — животные, цветы, неодушевленные предметы); 2) правила классификации.

Особенности мышления:

Конкретное мышление — в случае если обследуемый объединяет предметы в конкретные ситуационные группы (к примеру, пальто со шкафом, пальто вешают в шкаф).

Излишняя детализация — в случае если обследуемый выделяет дробные группы (к примеру, одежда зимняя, летняя, одежда на выход).

Опора на латентные показатели — в случае если в классификации делается упор на незначимые, скрытые показатели понятий (к примеру, в одну группу объединяются слон и автобус, поскольку оба громадные).

На основании методики классификации понятий вероятно подтверждение клинически выявляемых своеобразных расстройств мышления. Конкретность мышления может подтверждать наличие органически обусловленных психологических расстройств, склонность к избыточной детализации — эпилептический темперамент ассоциативных нарушений, опора мышления на латентные показатели — нарушения мышления шизофренического спектра.

Методики Исключения, Обобщения понятий, Выделения значительных показателей, Аналогиииспользуются для определения изюминок мышления при разной психологической патологии.

Исключение понятийразрешает оценить исключения процессов и уровень обобщения, свойство выделять значительные показатели предметов. Существуют вербальный и невербальный варианты методики.

Методика Выделение значительных показателейвыявляет познание обследуемым главных и явлений и второстепенных признаков предметов. Темперамент выделения показателей говорит о преобладании абстрактного либо конкретного стиля мышления. При исполнении методики нужно к слову, стоящему перед скобками, выбрать два слова (показателя) предмета либо явления, расположенных в скобках и являющихся неотъемлемыми показателями слова перед скобками.

Примеры стимульного материала:

Сад (растения, садовник, собака, забор, почва).

Ассоциативный опытупотребляется для оценки качественной специфики мышления. Тест кроме этого используется в психоаналитических целях, для изучения высшей нервной деятельности. При проведении изучения предлагается привести первую пришедшую на ум ассоциацию на предъявляемые слова.

Вероятные комплекты слов:

1. вариант: шкаф -, город -, сват -, ветка -, перо -, воробей -, заяц -, свеча -, рама -, дорога -, платье -, чернила -, ботинки -, кошка -, помидор -, нитка -, тетрадь -, солнце -, подушка -, сутки -, доска -, улица -, выпивала -, карандаш -, стакан -.

При анализе результатов изучения учитываются: латентный период (в норме от 0,5 до 2 с), качественные характеристики ответов.

По качеству ответов речевые реакции дробят на:

— высшие речевые реакции (общеконкретные, лично-конкретные, абстрактные);

— примитивные словесные реакции (ориентировочные, созвучные, отказные, экстрасигнальные, междометные, персеверирующие, эхолалические);

— атактические реакции (соответствующие диссоциированному мышлению).

У больных шизофренией преобладают атактические (еда — крот) либо созвучные (народ — урод) реакции. Это обусловлено изюминками расстройств мышления при данном заболевании, ассоциациями по созвучию и т. д.

Адекватным исполнение изучения считается, в случае если высшие речевые реакции составляют 98-100 %, среди них общеконкретные — 68-72 %, лично-конкретные — 8-12 %, абстрактные — 20 %, низшие, атактические и многословные реакции отсутствуют.

Методика Эббингаузапозволяет оценить продуктивность и стройность мышления.

Обследуемому предлагают заполнить пробелы в рассказе:

Стал дедушка весьма стар. Ноги у него не…, глаза не…, уши не…, зубов не стало. И в то время, когда он ел, у него текло изо…. невестка и Сын прекратили его за… сажать и давали ему… за печкой. Снесли ему раз обедать в…, он желал ее подвинуть, да уронил на…, чашка и…. Стали тут… бранить старика за то, что он им все в… портит и… бьет.

Расстройства мышления: классификация. Мотивационные нарушения


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: