Исследование нарушений внимания

Методики оценки психологических функций.

Внимание — таблицы Шульте, корректурная проба, счет по Крепелину, методика Мюнсберга, пробы на переключение, отсчитывание.

Память — тест десяти слов, способ пиктограмм, тест оперативная память.

Восприятие — сенсорная возбудимость, пробы Ашафенбурга, Рейхарда, Литмана.

Мышление — тесты на классификацию, исключения, силлогизмы, аналогии, обобщение, выделение значительных показателей; ассоциативный опыт; неприятность Эверье; пиктограмма; тест дискриминации особенностей понятий.

Эмоции — тест Спилберга, шкалы тревоги Тейлора, Норакидзе, опросник САН, способ цветовых выборов Люшера.

Интеллект — тест Равена, тест Векслера, вербальный тест Айзенка.

Изучение нарушений внимания

Для обнаружения расстройств внимания чаще всего употребляются патопсихологические методики оценки внимания по таблицам Шульте, корректурная проба, счет по Крепелину. Пробы на переключение употребляются для изучения подвижности психологических процессов, установления степени сохранности словарного запаса и т.д.

Таблицы Шультепредставляют собой комплект цифр (от 1 до 25), расположенных в случайном порядке в клетках. Испытуемый обязан продемонстрировать и назвать в заданной последовательности (в большинстве случаев, возрастающей от единицы до двадцати пяти) все цифры. Предлагается подряд четыре-пять неидентичных таблиц Шульте, в которых цифры находятся в разном порядке. Психолог регистрирует время, затраченное испытуемым на называние и показывание всего последовательности цифр в каждой таблице в отдельности. Отмечаются следующие показатели: 1) превышение нормативного (40-50 с) времени, затраченного на показывайте и называние последовательности цифр в таблицах; 2) динамика временных показателей в ходе обследования по всем пяти таблицам.

По итогам данного теста вероятны следующие характеристики внимания испытуемого:

Внимание концентрируется достаточно — в случае если на каждую из таблиц Шульте испытуемый затрачивает время, соответствующее нормативному.

Внимание концентрируется не хватает — в случае если на каждую из таблиц Шульте испытуемый затрачивает время, превышающее нормативное.

Внимание устойчиво — если не отмечается больших временных отличий при подсчете цифр в каждой из четырех-пяти таблиц.

Внимание неустойчиво — в случае если отмечаются большие колебания результатов согласно данным таблиц без тенденции к повышению времени, затраченного на каждую следующую таблицу.

Внимание истощаемо — в случае если отмечается тенденция к повышению времени, затрачиваемого испытуемым на каждую следующую таблицу.

Методика счет по Крепелинубыла предложена E. Kraepelin в 1895 году для утомляемости и исследования работоспособности. Испытуемому предлагается складывать в уме последовательность однозначных чисел, записанных столбцом. Результаты оцениваются по количеству сложенных в определенный временной отрезок чисел и допущенных неточностей.

Методика отсчитываниетакже была предложена E. Kraepelin. При ее применении вероятна оценка осуществления счетных состояния и операций внимания. Изучение содержится в отсчитывании от 100 либо 200 одного и того же числа (предпочтительно 7 либо 13). Обследуемого дают предупреждение, что вычислять он обязан про себя, а вслух именовать полученное при очередном вычитании число.

Корректурная пробавпервые была предложена Bourdon в 1895 г. и употребляется для способности устойчивости и выявления внимания к его концентрации. Изучение выполняют при помощи особых бланков, на которых приведен последовательность букв (либо цифр), расположенных в случайном порядке. Инструкция предусматривает зачеркивание обследуемым одной либо двух букв по выбору исследующего. Наряду с этим через каждые 30 либо 60 секунд исследователь делает отметки в том месте таблицы, где сейчас находится карандаш испытуемого, и регистрирует время, затраченное на исполнение всего задания.

Интерпретация та же, что и при оценке результатов по таблицам Шульте. Нормативные эти по корректурной пробе — 6-8 мин. при 15 неточностях.

Методика Мюнстербергапредназначена для определения избирательности внимания. Она представляет собой буквенный текст, среди которого имеются слова. Задача испытуемого — как возможно стремительнее считывая текст, выделить эти слова. На работу отводится 2 60 секунд. Регистрируются количество выделенных слов и количество неточностей (пропущенных либо неправильно выделенных слов).

Нарушения внимания по устойчивости нарушений внимания и типу концентрации, стремительной истощаемости, трудностей переключения внимания более свойственны для экзогенно-органической патологии. Сходные проявления нарушений видятся при неврозах. Для эндогенных психопатологических расстройств нарушения внимания не являются специфичными (они вторичны по отношению к вторым психопатологическим феноменам). Но, согласно данным бессчётных изучений, нарушения активного внимания при сохранном пассивном внимании свойственны для шизофрении. У больных шизофренией нарушен механизм фильтрации, что возможно подметить в опытах на помехоустойчивость (методика Мюнстерберга).

Расстройства внимания патогномоничны для больных с патологией центральной нервной совокупности, церебральным атеросклерозом, гипертонической заболеванием и при вторых болезнях, сопровождающихся общемозговыми явлениями (нейроинфекции, нейроинтоксикации). Нарушения внимания видятся при соматических болезнях, сопровождающихся выраженным болевым синдромом и другими броскими клиническими проявлениями.

Нарушение внимания диагноз ли это и кто его лечит?


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: