Истина, ее критерии. относительность истины

Целью познания есть истина. Под истиной понимается соответствие знания предмету познания. Само понятие истина в русском языке неотрывно от понятия правда. Вл. Даль в Толковом словаре живого великорусского языка подмечает: правда — это истина на деле, истина во благе, честность, неподкупность, справедливость; поступать по правде значит поступать по истине, по совести; правдивость, как уровень качества человека либо как принадлежность понятия, рассказа, описания; полное согласие слова и дела, истина. Истина — противоположность лжи; все, что правильно, подлинно, совершенно верно, справедливо, что имеется; все, что имеется, то истина. Сейчас слову этому отвечает и действительно, не смотря на то, что вернее будет осознавать под словом правда правдивость, справедливость, правосудие, правоту. Истина относится [более] к разуму и уму, а добро либо благо к любви, нраву и воле .

Узнаваемый ученый А.Д.Александров считает, что само понятие правда охватывает и объективную истину, и моральную правоту. Он уверен, что рвение отыскать истину, распространить и утвердить ее среди людей выясняется значительным элементом моральной позиции по отношению к людям. Знание истины обогащает человека, разрешает ему лучше ориентироваться в конечном итоге. Исходя из этого неправда не просто неприятна истине. Тот, кто лжет, как бы обкрадывает человека, мешает ему осознавать происходящее и обнаружить верные дороги, стесняет его свободу, налагает на него оковы искаженного взора на реальность. сокрытие и Искажение истины неизменно служило угнетению. Неуважение к истине, безразличие к ней высказывает неуважение, безразличие к людям; нужно совсем ненавидеть людей, дабы с апломбом говорить им, не заботясь об истине.

Философ М.М.Рубинштейн обращал внимание на освободительный темперамент истины: любая познанная истина, подчеркивал он, свидетельствует новый раскрытый простор для действия; предвидя будущее и объединяя его со собственными правилами, человек не только ожидает будущего, но он способен и творить его; истина — жизнесозидательна, неправда жизнеразрушителъна.

Нацеленность истины на практику, праксеологический нюанс истины намерено рассматривается в ряде работ по теории познания. Содержательной в этом замысле есть книга Б. И. Липского Практическая природа истины (Л., 1988). Он показывает на то, что истина имеется черта определенного отношения между предметом и идеей и исходя из этого обязана включать в себя как объективное знание о особенностях предмета, так и субъективное познание возможностей его практического потребления. Человек, располагающий истиной, пишет он, должен иметь четкое представление не только о особенностях данного предмета, но и возможностях его применения на практике. Практика удостоверяет истину только чтобы эта удостоверенная истина имела возможность помогать предстоящему формированию практики. Из этого — определение понятия истины Липским: истина имеется содержание людской сознания, соответствующее объективной действительности и выступающее теоретической базой ее преобразования с целью достижения субъективной цели.

Свойством истины есть объективность, другими словами соответствие настоящему объекту, независимо от желания и воли познающего субъекта, другими словами человека.

В также время людская истина неизменно относительна – другими словами это знание неполное, за пределами познанного, постоянно остаётся неизведанное, пока не открытое людьми. Каждый познаваемый объект есть сложнее, многограннее, чем то, что мы о нем знаем. И серьёзным свойством истины есть процессуальность, другими словами бесконечность познания, накопления знаний о мире.

В также время, знание о каком-то объекте действительности возможно полным и исчерпывающим. Такое знание обозначается как полная истина. Полная и относительная истины являются моментами истины объективной.

Ученые отмечают кроме этого конкретность истины, другими словами определение знания об объектах конкретными условиями места, времени, событий.

Истина постоянно противопоставляется заблуждению, другими словами знанию фальшивому, не соответствующему собственному предмету. На протяжении развития познания заблуждения и истина смогут перетекать приятель в приятеля. К примеру, во время Средневековья, заблуждением считалась идея о том, что Почва вращается около Солнца. Не напрасно говорится: «Любая истина рождается как ересь, а умирает, как предрассудок».

Человечество столетиями занимал вопрос: «А как различить заблуждение и истину?» Это вопрос о параметрах истины. Различные мыслители усматривали критерии истины в различном. Одни вычисляли таковыми чувственный опыт, другие – соответствие представлениям большинства людей, договоренностям между учеными, точке зрения авторитетов, третьи – соответствие божественным заповедям. Универсальным критерием истины признана практика, вовлеченность познаваемого объекта в деятельность человека. К примеру, в научном познании, как раз опыты помогают самые весомыми доказательствами истинности догадки, предположения.

На протяжении практической деятельности человечество производит и иные, частные критерии установления истинности знания. К примеру: очевидность, здравый суть, логическая правильность.

Понятие истины, её критерии #127891; ЕГЭ по обществознанию без репетитора


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: