Истина, ложь и заблуждение

Сущностью процесса познания есть получение максимально объективного, полного и правильного знания об окружающем мире.

Представители разных философских направлений по-различному отвечали на вопрос о достижения познания истины и возможности мира. В зависимости от решения проблемы о познаваемости мира философские концепции возможно подразделить на:

1) агностицизм (от греч. agnostos — непознаваемый) – учение, в котором утверждается, что мир для человека принципиально непознаваем, процесс познания не дает точных сведений о мире (Протагор, Кант);

2) скептицизм (греч. skepsis — оглядывание, сомнение) – направление в философии, не отрицающее принципиальной возможности познания мира, но высказывающее сомнение в возможности успехи точного знания (Пиррон);

3) гностицизм (от gnostikos — «познающий») либо познавательный оптимизм – философское направление, настаивающее на бесконечных возможностях познавательных свойств человека, полагающее, что нет принципиальных препятствий на пути познания человеком окружающего мира, сущности объектов и самого себя.

Приверженцы гностицизма настаивают на существовании объективной способности и истины человека достигнуть ее, но их мнения разны по поводу метода достижения подлинного знания. Исходя из этого в философии выделяются следующие направления:

1) рационализм (от лат. ratio — разум) — способ, в соответствии с которому базой действия и познания людей есть разум (Спиноза, Лейбниц, Декарт, Гегель и др.);

2) эмпиризм (от греч. empeiria — опыт) – направление, признающее чувственный опыт источником знания и вычисляющее, что содержание знания возможно представлено или как описание этого опыта, или сведено к нему. Крайней формой эмпиризма есть сенсуализм (от лат. sensus — чувство) — методологический принцип, в котором за базу познания берутся эмоции и что пытается все знания вывести из деятельности органов эмоций, ощущений, абсолютизируя их роль в познании (Эпикур, Гоббс, Локк, Беркли, Гольбах, Фейербах и др.);

3) Иррационализм (от лат. irrationalis — неразумный, бессознательный) — философский способ, что отрицает, ограничивает роль разума в познании и уделяет главное внимание внерациональным методам постижения бытия (Шопенгауэр, Ницше, Дильтей, Бергсон, Хайдеггер и др.).

направляться подчернуть, что большая часть мыслителей уверены в том, что истина достижима для человека. Но их мнения довольно часто разнятся по вопросу «Что имеется истина?».

Существуют разные трактовки понятия «истина».

Концепция истины Определение истины
Хорошая Истина – это соответствие высказываний и мыслей действительности
Конвенциональная Истина – это некое соглашение, конвенция сообщества людей
Когерентности Истина – это согласованность, непротиворечивость знаний
Прагматическая Истина – это знание, которое приносит практическую пользу

Хорошая концепция истины связана с первым определением: истина – соответствие взятых знаний содержанию объекта познания. Истина имеется процесс, а не некоторый одноразовый акт постижения объекта сходу полностью. Истина едина, но в ней выделяются субъективная и объективная стороны, полный и относительный нюансы.

Объективная сторона показывает нам истину в той ее части, содержание которой от нас не зависит (т.е. от отечественных жажд, предпочтений и т.д.), потому, что оно существует в объективной действительности. Субъективная сторона показывает на тот факт, что по собственной природе истина неизменно субъективна, потому, что при ее получении в ходе познания происходит сотрудничество субъекта и объекта познания, в котором яркое участие принимает сознание последнего.

Безотносительной истиной именуют полное, неизменное, раз и окончательно установленное знание о каком-либо предмете либо явлении. Но в действительности подобное фактически недостижимо. Как правило мы имеет дело с относительной истиной, являющейся неполное, ограниченное, верное только в определенных условиях знание, которым владеет человек на данном этапе собственного исторического развития. Отличие между безотносительной и относительной истинами (либо полным и относительным в объективной истине) в степени полноты и точности отражения действительности. Истина неизменно конкретна, она неизменно связана с определенным местом, временем, событиями.

Фактически каждая истина по собственному содержанию объективна, а по форме – относительна.

Движущей силой процесса познания, и критерием истины есть практика. Практика представляет собой активную деятельность человека вместе с окружающим его материальным миром. Она характеризуется следующими чертами:

? целенаправленностью, проявляющейся в создании людьми некоторых совершенных моделей, каковые они потом стремятся воплотить в окружающей действительности;

? предметно-чувственным характером, отражающим тот факт, что в ходе практики человек конкретно сталкивается с материальными предметами окружающего мира (в отличие о мыслительной, духовной деятельности);

? преобразованием окружающей действительности, т.е. трансформацией окружающих условий существования в сторону более комфортных, надёжных и т.д.

Но практика противоречива в отношении результатов познания. В следствии практической познавательной деятельности возможно прийти не к подлинному знанию, а к заблуждению, либо кроме того фальшивому знанию.

Заблуждение – это не полный вымысел, а в большинстве случаев одностороннее отражение объективной действительности субъектом. Заблуждение – это непреднамеренное несоответствие каких-либо суждений познаваемому объекту, каковые принимаются за истину по незнанию, неточности. Роль заблуждений в познании неоднозначна. С одной стороны, заблуждение уводит познающего в сторону от истины, мешает познанию. Но иначе, оно может содействовать созданию проблемных обстановок, служащих толчком для предстоящего изучения действительности.

Ложьже представляет собой сознательное искажение образа объекта, неприятное истине знание.

Кроме практики существуют и другие критерии истины:

? формально-логический (т.е. соответствие законам отсутствие и логики противоречивых суждений об объекте изучения),

? практическая применяемость знания,

? степень приносимой знанием пользы

и т.д.

5.6 заблуждение и Истина, вера и знание — Философия для бакалавров


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: