Истина, заблуждение, ложь – как результат познания

Неприятность истины

Введение

Что же такое истина? Все человеческое познание направлено на достижение истины. Но путь данный нелегкий, потому что, как сказал Ж.-Ж. Руссо, тысячи дорог ведут к заблуждению, и только один к истине.

Понятие истины, относится к наиболее значимым, в общей совокупности мировоззренческих неприятностей. Оно находится в одном последовательности с этими понятиями, как справедливость, добро, смысл жизни, и разрешает оптимистически наблюдать на возможность познания мира, общества, науки, его мышления и человека. В этом актуальность выбранной темы контрольной работы, и её значимость для создания логического мышления, самосознания и мировоззрения каждого человека.

Потому, что познание имеется отражение, воспроизведение действительности, то, следовательно, подлинным есть такое знание, которое верно, правильно отображает, воспроизводит эту реальность. (Так, истина — это знание, соответствующее тому, что имеется в конечном итоге). Подлинными являются такие суждения, как снег белый, атом имеет сложную структуру, Луна — спутник Земли, Волга впадает в Каспийское море, язык имеется средство общения между людьми. Содержание этих суждений образует то, что имеется в действительности, реально. Подлинным возможно знание, а не объект познания.

Истина не есть что-то застывшее, раз и окончательно данное, статичное. Она является процессом , в котором человек как субъект познания идет от незнания к знанию, от знания неполного, неточного, относительного к знанию более полному, правильному, полному. Истина достигается не сходу.

Возможно заявить, что вопрос, что такое истина относится к одному из вечных вопросов гносеологии. Имеются различные понимания истины. Истина — имеется соответствие знания действительности. Истина — это умелая подтверждаемость. Истина — это свойство самоорганизованности знаний. Истина — это соглашение. Истина — это полезность знания, его эффективность.

Истина, заблуждение, неправда – как следствие познания

В большинстве случаев истину определяют как соответствия знанию объекту. Истина — это адекватная информация об объекте, приобретаемая при помощи его чувственного и интеллектуального постижения или сообщения о нем и характеризуемая с позиций ее достоверности. Так, истина существует не как объективная, духовная действительность в ее информационном и ценностном качествах. Сокровище знания определяется мерой его истинности. Иначе говоря истина имеется свойство знания, а не самого объекта познания.

Знание имеется отражение и существует в виде чувственного либо понятийного примера — впредь до теории как целостной совокупности. Как мы знаем, что образ возможно не только отражением наличного бытия, вместе с тем и прошлого, запечатленного в каких-то средах, несущих данные. А будущее — может ли оно быть объектом отражения? Возможно ли оценить как подлинную идею, выступающую в виде плана, конструктивной мысли, ориентированной на будущее? По всей видимости, нет. Очевидно, план строится на знании настоящего и прошлого. И в этом смысле он опирается на что-то подлинное. Но возможно ли сообщить о самом плане, что он подлинен? Либо тут скорее адекватны такие понятия, как целесообразное, реализуемое, нужное — публично нужное либо нужное для какого-либо класса, социальной группы, отдельной личности? План оценивается не в терминах истинности либо ложности, а в реализуемости и целях целесообразности.

Так, истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее действительность таковой, какова она имеется сама по себе, вне и независимо от сознания. Это объективное содержание чувственного, эмпирического опыта, и понятий, суждений, теорий, учений и, наконец, всей целостной картины мира в динамике его развития. То, что истина имеется адекватное отражение действительности в динамике ее развития, придает ей особенную сокровище, связанную с прогностическим трансформацией. Подлинные знания дают людям возможность разумно организовывать собственные практические действия в настоящем и предвидеть будущее. Если бы познание с самого собственного происхождения не было бы подлинным отражением действительности, то человек не имел возможности бы не только разумно преобразовывать окружающий мир, но и приспособиться к нему. Сам факт существования человека, практики и история науки подтверждают справедливость этого положения.

Но человечество редко достигает истины в противном случае, как через заблуждения и крайности. Процесс познания — негладкий путь. По словам Д. И. Писарева, чтобы один человек открыл плодотворную истину, нужно, дабы сто человек испепелили собственную жизнь в печальных ошибках и неудачных поисках. История науки повествует кроме того о целых столетиях, в течение которых за истину принимались неверные положения. Заблуждение представляет собой нежелательный, но правомерный зигзаг на пути к истине.

заблуждение и Истина — это противоположные, но в каком-то смысле взаимосвязанные стороны научного познания. Заблуждения в науке неспешно преодолеваются, а истина пробивает себе дорогу к свету. Истину направляться отличать от заблуждения. Заблуждение — постоянный спутник истины. Часто знание, в течении долгого времени считающееся подлинным, оказывается заблуждением. хороший пример тому геоцентрическая картина мира, признававшаяся в течении многих столетий как непререкаемая истина. Но Н. Коперник в шестанадцатом веке продемонстрировал, что истиной есть гелиоцентрическая картина мира, в которой центром нашей системы согласится не Почва, а Солнце.

Заблуждение — это содержание сознания не соответствующее действительности, но принимаемое за подлинное. Так, к примеру, в религиозном сознании вымысел принимается за действительность. История познавательной деятельности человечества говорит о том, что и заблуждения отражают, — действительно, односторонне — объективную реальность, имеют настоящий источник, «земное» основание. Кроме того те суждения, каковые считаются надежными и подлинными, часто содержат в себе долю заблуждения. Заблуждение — это искаженное отражение действительности, это знание, которое не соответствует тому, что имеется в действительности. Люди редко достигали истины без неточностей, минуя заблуждение. Кто идет, — сказал И.В. Гете, — должен блуждать. Человеческий разум, устремленный к истине, неизбежно впадает в разные заблуждения. И заблуждения эти обусловлены, в большинстве случаев, или его ограниченностью, или неадекватными претензиями.

В принципе быть не имеет возможности заблуждения, решительно ничего не отражающего — пускай и весьма опосредствованно, либо кроме того предельно кожный покров. Подлинны ли, например, образы чудесных сказок? Ответим: да, подлинны, но только отдаленно — они забраны из судьбы и преобразованы силой фантазии их творцов. В любом выдумке находятся нити действительности, сотканные силой воображения причудливые узоры. В целом же такие образы не есть что-то подлинное.

Бытует вывод, словно бы заблуждения — досадные случайности. Но они неотступно сопровождают историю познания как плата человечества за дерзновенные попытки определить больше, чем разрешают уровень наличной возможности и практики теоретической мысли. Человеческий разум, устремленный к истине, неизбежно впадает в разнообразные заблуждения, обусловленные как и его исторической ограниченностью, так и претензиями, превосходящими его настоящие возможности. Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора дорог познания, сложностью решаемых неприятностей, рвением к реализации планов в ситуации неполной информации. В научном познании заблуждения выступают как фальшивые теории, ложность которых выявляется ходом предстоящего развития науки. Так было, к примеру, с геоцентрической теорией Птолемея либо с трактовкой Ньютоном пространства и времени.

Итак, заблуждения имеют и гносеологические, и психотерапевтические, и социальные основания. Но их направляться отличать от лжи как нравственно — психотерапевтического феномена. Неправда — это преднамеренное искажение настоящего состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман. Ложью возможно как измышление о том, чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Источником лжи может кроме этого быть и логически неправильное мышление.

Научное познание по самой собственной сути нереально без столкновения разных, иногда противоположных воззрений, борьбы убеждений, точек зрения, дискуссий, так же нереально и без заблуждений, неточностей. Неприятность неточностей занимает далеко не последнее место в науке. В исследовательской практике неточности часто совершаются на протяжении наблюдения, измерения, расчетов, суждений, оценок. Как утверждал Галилей, избегнуть неточностей при наблюдении легко нереально. Но нет оснований для пессимистического воззрения на познание как на целое блуждание в потемках выдумок. До тех пор до тех пор пока человек пытается все вперед и вперед, сказал Гете, он блуждает. Заблуждения в науке неспешно преодолеваются, а истина пробивает себе дорогу к свету.

Сообщённое правильно по большей части по отношению к естественнонаучному познанию. Пара в противном случае, и значительно сложнее, обстоит дело в социальном познании. Особенно показательна в этом отношении такая наука, как история, которая в силу недоступности, неповторимости собственного предмета — прошлого, зависимости исследователя от доступности источников, их полноты, достоверности и др., и очень тесной связи с политикой и идеологией господствующих классов, более всего склонна к искажениям истины, к ошибкам и заблуждениям субъективного замысла. На этом основании она неоднократно подвергалась отнюдь не лестным отзывам, ей кроме того отказывали в звании науки.

Особенно подвержена «неточностям» история в руках антинародной власти, принуждающей ученых сознательно отказываться от истины в пользу заинтересованностей власть имущих. Не смотря на то, что любой «летописец» несет моральную ответственность перед обществом за достоверность фактов, но хорошо как мы знаем, что ни в одной области знания нет таковой их фальсификации, как в области публичной. Д.И. Писарев писал, что в истории было большое количество услужливых медведей, каковые весьма усердно били мух на лбу дремлющего человечества увесистыми булыжниками. Люди часто молчали об страшной правде и говорили удачную неправда. Что лишь они ни делали в угоду своим заинтересованностям, страстям, порокам, тайным планам: жгли архивы, убивали свидетелей, подделывали документы и т.д. Исходя из этого в социальном познании к фактам требуется очень тщательный подход, их критический анализ.

При изучении публичных явлений нужно брать не отдельные факты, а относящуюся к разглядываемому вопросу всю их совокупность. В противном случае неизбежно появляется подозрение, и в полной мере законное, в том, что факты выбраны либо подобраны произвольно, что вместо взаимозависимости и объективной связи исторических явлений в их целом преподносится, как сказал В.И. Ленин, субъективная стряпня для оправдания, возможно, нечистого дела. Анализ фактов нужно доводить до объективных причин и раскрытия истины, обусловивших то либо иное социальное событие. Исходя из этого ложные «изучения» должны подвергаться этически ориентированному контролю со стороны общества. Настоящий человек науки должен иметь смелость высказать спорные положения и истину, если он не сомневается в их достоверности, безотносительно к давлению ненаучных факторов. Время реабилитирует перед судом научной мысли любое учение, если оно действительно.

Обыденное сознание, мысля истину как прочно результат познания, в большинстве случаев оперирует такими абсолютными истинами, как отчеканенной монетой, «которая возможно дана в готовом виде и в таком же виде запрятана в карман». Но совокупность научных знаний, да и житейский опыт — не склад исчерпывающей информации о бытии, а нескончаемый процесс, как бы перемещение по лестнице, восходящей от низших ступеней ограниченного, приблизительного ко все более безграничному и глубокому постижению сути вещей. Запрещено «воображать себе истину в виде мертвого спокойствия, в виде несложной картины (образа), без рвения, без перемещения».

Вопрос о том, возможно ли сократить истину от заблуждения, и как именно, имеется вопрос о критерии истины.

Великое в малом. заблуждения и Истина в науке.


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: