Исторические проблемы становления ср в россии

В Российской Федерации периодизация истории социальной работы имеет собственную специфику и выглядит

следующим образом:

Архаический период(до образования крещения Руси и Киевского княжества в IX-X вв.).

Родоплеменные и взаимопомощи и общинные формы помощи у славян до Х в помощь участникам собственной общины. Самыми распространенными формами помощи бедным односельчанам являлось кормление по зданиям (призреваемые пребывали целые дни в одном доме, переходя на следующие в второй) и подаяние милостыни (но в сёлах денег было мало и подавали чаше всего одеждой и едой). К общинно-родовым (в рамках рода, семьи, поселения) формам помощи принято относить университет старцев, университет вдов. “Университет старцев” появляется не сходу. Община неспешно предопределила отношение к людям, не являющимися участниками трудовой и коллективной судьбе. Причем по отношению к взрослому миру в одной социовозрастной группе пребывали дети и старики. Нужно заявить, что первоначально половозрастное деление не связывалось с социовозрастным. Отношение к старикам такое же, как и к детям. Формы помощи стариков были разны. Изучение этнологического материала продемонстрировало, что в том месте, где по какой-либо причине на помощь не приходила семья, заботу о стариках брала на себя община. Одним из вариантов помощи стариков был особый отвод им земель согласно решению общества, “косячка”, что давал возможность заготовки сена. В том же случае, в то время, когда старики совсем “впадали в дряхлость”, они призревались общиной. Старика определяли на постой к кому-нибудь на пара дней, где тот приобретал пропитание и ночлег, после этого он “менял” собственных кормильцев. Таковой вид помощи стал необычной публичной повинностью и именовался кормление по зданиям. До принятия христианства в Киевской Руси существовали и другие “закрытые” формы помощи, но все они связаны с “университетом старцев”. К примеру, вариантом ухода на “тот свет” был необязательный уход из общины. Пожилые люди, каковые не могли принимать участие в трудовой деятельности, селились неподалеку от общины, на погостах, строили себе кельи и жили за счет подаяния. Подобная форма милости существовала, согласно данным исследователей, впредь до XVI в., о чем мы находим свидетельства в новгородских писцовых книгах, не смотря на то, что к этому времени “нищепитательство” осуществлялось приходом и церковью.

Появление университета вдов у восточных славян происходит незадолго до принятия Христианства. Не просто так, что “вдовы” как особенные субъекты выделяются в первых русских законодательных актах, к ним требуют особенного внимания, в духовных наставлениях завещают им помогать и “оберегать” их.

Оказать помощь(толока, талака) — обычай взаимопомощи односельчан-общинников, заключавшийся в приглашении соседей на спешную работу, причем трудящихся обильно угощали по окончании работ. Оказать помощь в большинстве случаев устраивалась для сельскохозяйственных работ (уборка хлеба, молотьба, покос и пр.), и для постройки жилища

Период публичной (общинной, церковной) благотворительности(Х — начало XVI вв.). Характеризуется отсутствием национальной совокупности социальной помощи населению. Преобладание церковной благотворительности. Самая популярная форма помощи подача милостыни. Бесконтрольное подаяние ведет к формированию опытного нищенства.

В 988 князь Владимирпринял христианство из Византии (православный вариант). С принятием христианства показалась и особенная организация — церковь.

Христианизация славянского мира оказала решающее влияние на все сферы судьбы общества, на изменение публичных взаимоотношений, что не имело возможности не отразиться на характере, формах поддержки и помощи человека. Как раз с этого времени начинает формироваться христианская концепция помощи, в базе которой лежит философия деятельной любви к ближнему. «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Эта формула делается нравственным императивом, определяющим сущность поступка индивидаЛюбить ближнего означало накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключенного в темнице.

Человеколюбие на практике означало нищелюбие. Причем это нищелюбие было более ответственным для самого подающего, это их необычный пропуск в эдем. Главными объектами помощи становятся больные, нищие, вдовы, сироты. Появляются документы, регулирующие отношения в помощи и области поддержки разных категорий

населения России. К числу старейших источников права относятся церковные уставы князейВладимира и Ярослава, которые содержат нормы брачно-домашних взаимоотношений. Появляются и новыесубъекты помощи: князь, церковь, приходы, монастыри. Обозначились главные направленияпомощи и помощи: княжеская, церковно-монастырская, приходская благотворительность,

милостыня. Так князь Владимир издает Устав (либо Закон), которым публичное призрение поручалось надзору духовенства. Не забыты были наряду с этим и источники финансирования самих церквей. Главным из них была «десятина», которая составляла десятую часть от всякого суда, от хлеба и всякого скота. Помимо этого Владимир учреждает училища для обучения детейзнатных, убогих и среднего состояния, видя в этом одно из коренных условий предстоящего экономического и духовного развития общества. Как говорит русская летопись сам князь Владимир проникшись духом христианства приказал «убогому и всякому нищему приходить на княжеский двор, брать кушанье, и питье, и деньги из казны». Но этого Владимиру показалось мало, и тогда он повелел сделать телеги, куда клали хлеб, мясо, рыбу, овощи, мед в бочках, квас и возили по городу, задавая вопросы: «Где нищие и больные, каковые ходить не смогут?» им и раздавалась еда.

Отличительной чертой благотворительности этого периода была «слепая» раздача милостыни, при которой какие конкретно — или расследования и расспросы нищих не производились, но кроме того запрещались учениями святых отцов. Св.Так, возможно выделить три главных формы княжеской благотворительности: Раздача милостыни; Кормление на княжеском дворе; Развоз продовольствия по городу для убогих.

Период церковно-национальной благотворительности(ХVI – XVII вв.). Неспешно начинает формироваться первые закрытые учреждения, закладывается регламентация работы с нищим. Церковная практика помощи с первых лет христианства до становления государственности в Киевской Руси развивалась по двух главным направлениям:

помощь через монастыри – монастырская совокупность помощи;

помощь через приходы – приходская совокупность помощи.

В первоначальный период деятельно развивались монастыри, приобретающие помощь со стороны княжеской власти и окрепнув экономически, монастыри становятся центрами благотворительной социальной деятельности. Русские монастыри не «специализировались» на каком-либо одном виде помощи, как это было свойственно западной церкви. По большей части они делали четыре главные функции:

лечение; Дело в том, что иноки принесшие религиозное учение из Византии принесли с собой и тайны врачевания. Первая в Киевской Руси поликлиника, предлагающая нуждающих пропитание и бесплатное лечение, вероятнее была организована Феодосием Печерскимв Киево-Печерской лавре. Такие поликлиники стали организовывать и при вторых монастырях. Для них существовали более либо менее однотипные положения, в которых оговаривались затраты на содержание больных, больничных штатов, порядков управления. Больничные строения размещались за монастырскими стенками, в наименее дешёвых для обстрела участках. К поликлиникам примыкали «портомойки», бани, кладбища и огороды. Больничные помещения делились на маленькие келью, разделение больных на взрослых и детей не производилось.

обеспечение неимущих, в виде оказания единовременной помощи натуральным продуктами; В тринадцатом веке в «Правилах о церковных людях» были более четко обозначены формы социальной помощи церкви: пособия вдовам, приданное женщинам, выкуп военнопленных и др. помимо этого, церковь придерживалась мнения, что не нужно проводить разбор просящего, а направляться сразу же удовлетворить его просьбу. Больше всего раздавалось жизненно нужных продуктов, поскольку финансовое обращение к тому времени было еще слабо развито.

обучение; Одной из форм социальной помощи выступало обучение нуждающихся грамоте либо ремеслам.

контроль; В Уставе князя Ярослава упоминается дом церковный (или божий дом) как мера наказания для дам, они ссылались в монастырь за неверность. Помимо этого, церковь обязали осуществлять контроль увечных и больных нищих, дабы те не ходили по городам собирая милостыню, а обнаружили приют в богадельнях. Другая совокупность помощи наблюдалась в приходе. В отличии от монастырской приходская помощь была более открытой. В ней сосредотачивалась вся общинная, гражданская и церковная судьба. Деятельность приходов не исчерпывается лишь оказанием помощи калекам, увечным, нищим, они реализовывают самую разнообразную помощь от материального вспомоществования до перевоспитания и воспитания.

Период национальной благотворительности(ХVIII — начало XX вв.). Формирование совокупности национальной социальной помощи населению. Совокупность национальной благотворительности закладывается во время царствования Петра 1. Во второй половине 18 века забота о социально незащищенных категориях населения была признана непременной обязанностью страны. Увеличению публичной активности граждан содействовало кроме этого принятое в 1785 году «Городовое положение». Оно учреждало такие сословия как духовенство, купечество, крестьянство и мещанство, каковые должны были показать заботу о нетрудоспособных представителях собственного класса. бурный рост капитализма обуславливает развитие благотворительности купцов и предпринимателей. Бурный рост благотворительных побуждений. Сейчас кроме этого оформляется переход от необязательной помощи к опытной. Раскрываются первые направления по публичной благотворительности, налаживаются интернациональные связи.

Обращаясь к отдельным мероприятиям Петра Великого, отметим самые важные из них:

заботясь «о пристройстве» действительно нуждающихся в 1700 году он пишет о постройке по всем губерниям богаделен для ветхих и увечных, каковые не смогут трудиться. В связи с тем, что при богадельнях стало, кормится большое количество народа талантливого самостоятельно получать на судьбу, он приказывает произвести разбор призреваемых. Петр 1 пробовал бороться с бесконтрольным подаянием и профессиональным нищенством. По плану Петра 1 духовное ведомство должно заботиться о тех кто не межет трудиться на “государсвтенную пользу”, остальными же нищими обязан заниматься магистрат. В соответсвии в указами тех лет отправлять нищих-мужчин в смирительные дома, дабы в будущем применять их на трудных работах, а нищенок в прядильные дома. Подобная совокупность работных домов практически тюремного типа сложилась в восемнадцатом веке в просвещенной Англии. Но до конца предтворить в судьбу данный проект у него не хватило ни сил ни времени.

Он не запрещал раздачу милостыни вовсе, в случае если человек желает употребить собственные деньги на благое дело он может пожертвовать их богадельни, монастырю либо в особый приказ. Тех же, кто подает милостыню на улице, надлежало ловить и приводить в Монастырский приказ, где с них брали штраф в первоначальный раз 5 рублей, во второй 10.

смирительные дома для мужчин «поведения» и непотребного вида; В них следовало сажать «ленивых, гуляк и здоровых нищих», с организацией в них работ, дабы «ленивые прошаки» не бесплатно хлеб ели, а «имели возможность пропитание собственный получить, чтобы ни при каких обстоятельствах праздны не были». В эти же смирительные дома надлежало присылать преступников, расстратчиков и по большому счету всех тех «рабов непотребных, которых уже никто в работу не приемлет».

прядильные дома либо «шпингаузы» для таких же дам;Созданные для тех же целей, что и смирительные дома, с единственной отличием, что в них должны были находиться лица женского пола, причем как нищие, так и особы «непотребного и неистового же» поведения (другими словами девушки легкого поведения).

сиротские дома;В 1706 году митрополитом Иовом был основан первый в Российской Федерации приют для «зазорных» (незаконнорожденных) детей. Царь с сочувствием отнесся к этому учреждению и дал ему доходы с нескольких вотчин.

В 1715 году он повелел в городах организовать госпитали для незаконнорожденных. По указу Петра 1 в том направлении следовало приносить незаконнорожденных детей и подкладывать их в особые окна, дабы не было видно лица приносящего. Когда призреваемые дети вырастут их нужно было пристроить, мальчиков в услужение какого-нибудь мастеру, а девочек в богатые дома в услужения либо замуж. Писалось, что если они утратят работоспособность либо сойдут с ума, то в старости смогут возвратиться в эти приюты как в родительский дом. Эти учреждения просуществовали пара лет, а позже стали закрываться одно за вторым.

Богадельни и «гошпитали»;их было больше всего, позже уже шли сиротские дома, Петра 1 можно считать прародителем совокупности здравоохранения у нас.

В первые годы правления Екатерины 2 ее инициативы в области благотворительности ограничивались вопросами воспитания. Екатерина пробует внедрить в судьбу новую добрую форму воспитания детей, создать унифицированный тип гражданина, отвечающего насущным задачам скоро растущего страны. Инициатором создания новой совокупности воспитания был Иван Иванович Бецкой, незаконнорождённый сын И. Ю. Трубецкого. В первой половине 60-ых годов восемнадцатого века он представил Екатерине II замысел школьной реформы, что императрица подписала особым манифестом. В соответствии с проекту создавалась совокупность закрытых учреждений для профессиональной подготовки и воспитания детей и подростков. В нее входили воспитательные домадля подкидышей в Москве (1764) и Петербурге (1770) , а позднее в нее еще вошли и училище для мальчиков из различных сословий (не считая крепостных) при Академии художеств, Коммерческое училище в Москве, конечно институт благородных девиц при Воскресенском (Смольном) монастыре с отделением для девочек из мещан.

Громаднейшую известность из этих учреждений взял Воспитательный дом, что предназначался для воспитания подкидышей в возрасте не более 2-х лет. Сразу же при основании Воспитательного дома при нем было создано родовспомогательное отделение — секретно -родильный госпиталь. Потому, что как правило были незаконнорожденные, то роженицам предоставлялось право не именовать собственного имени. Позволялось кроме того рожать в маске. Все события держались в секрете. Никто, не считая повивальной бабки, не имел права входить в палату к роженице.

В вопросах публичного призрения весьма действовала и императрица Мария Федоровнаи большое количество в этом преуспела.Императрица Мария Федоровна управляет и разворачивает, невиданную дотоле, благотворительную и просветительскую деятельность. При ее участии утверждается сеть воспитательных, сиротских, больничных, образовательных и других богоугодных заведений. Императрица показала громадную заботу об улучшении их санитарно-гигиенического состояния; для этого число детей, воспитываемых в Воспитательных зданиях обеих столиц, было ограничено пятьюстами в каждом, причем предполагалось, что оставаться в них будут только „совсем не сильный дети, потребовавшие постоянного ухода. Более крепких младенцев чтобы не было перенаселения домов предписывалось „отдавать в казенные царёвы сёла благонадежным и хорошего поведения крестьянам с целью приучить питомцев к правилам сельского домоводства. Мальчики должны были воспитываться в крестьянских семьях до 18, девочки—до 15 лет. По окончании смерти Марии Федоровны эти учреждения стали именоваться Ведомством учреждений императрицы Марии Федоровны. Главным в деятельности Мариинского ведомства была работа по призрению. Во второй половине XIX в. выделился последовательность ее направлений:Призрение младенцев, Опека над детьми. Призрение глухонемых и слепых, Призрение старых и оказание врачебной помощи.

К началу XX в. в Российской Федерации складывается более либо менее стройная структура благотворительных учреждений и обществ разных типов:

1. Общества:Императорское Человеколюбивое общество; общества попечения о колониях, вспомоществования обучающихся, визита бедных, попечения о раненых и больных, недорогих и бесплатных квартир, в пользу славян и т. п.

2. попечительства и Ведомства:Ведомство Учреждений императрицы Марии; Попечительство о работных домах и домах трудолюбия; Алексеевский Основной комитет и др.

3. Богадельни:богоугодные заведения разных наименований (фактически богадельни, особенные армейские богадельни, убогие дома, убежища и др.).

4. Детские учреждения:приюты, воспитательные дома, бесплатные школы, исправительные учебные заведения, училища и приюты для больных детей (слепых, глухонемых, увечных).

5. Распоряжения публичного призрения:сеть благотворительных и воспитательных заведений (богадельни, приюты, поликлиники, школы и т. п.).

6. Приюты:ночлежные приюты, приюты для служащих, магдаленские убежища, вдовьи дома.

7. Трудовая помощь:дома трудолюбия, работные дома, земледельческие и рабочие

колонии, тюремные патронаты и др.

8. Публичное питание:народные кухни, народные (бесплатные либо недорогие) столовые, пекарни.

9. Врачебная помощь:бесплатные и недорогие поликлиники, лечебницы для приходящих, бесплатные аптеки.

Начинает разрабатываться методика подхода к социальной помощи. Появляются первые научные изучения по проблемам социальной патологии, контроля нуждающихся и формы организации в помощи по территориальному принципу, дифференцированный подход к категориям призреваемых и развитие принципа «трудовой помощи». Серьёзной чертой данного периода стало зарождение опытной помощи и появление опытных работников. Имелись разные направления, ставшие началом обучения кадров для социальных работ.

Период социального планирования(1917—1991). Происходит реформирование совокупности призрения. Одни формы личной и публичной благотворительности взяла на себя совокупность социального обеспечения, другие были прочно забыты (совсем не велась социальная работа с осуждёнными). Министерство социального обеспечения проводило централизованную политику в области пенсионного обеспечения, помощи калек, одиноких и матерей-героинь, детей, не имеющих своих родителей. В это время считалось, что в стране не ни тунеядцев, ни нищих.

Период социальной работы(с 1990-х гг.). Разрушение устоявшихся социально -экономических связей, либерализация стоимостей, безработица приводят к обострению социальныхпроблем. Появляются кратковременные программы: финансовые дотации малоимущих, гуманитарная помощь. Формируется совокупность помощи нуждающимся, но ее работа не отлажена и многим не ясна. Исходя из этого принципиально важно изучать как решались эти неприятности у нас, а также в других государствах.

Образование Древнерусского страны. Видеоурок по истории России 6 класс


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: