История денежной единицы россии.

Занятие 1.

Цель: познакомить обучающихся с историей финансовой единицы России.

Оборудование: картины с изображением товарных денег;

картины с изображением меховых денег (белка, соболь, куница);

картины с изображением древних монет (дирхемы, гривны, алтына, гроша, гривенника, копейки, рубля, полтины, денежки).

Движение занятия:

1. Opг момент.

2. цели и Сообщение темы.

Знаем Желаем определить Определили
Что такое деньги и для чего они необходимы. Историю появления денег у нас, кто и в то время, когда изобрел первые деньги.

Что такое деньги? Для чего они необходимы?

У денег, как и у всего на свете, имеется собственная история.

Сейчас вы определите, какими деньгами пользовались предки.

З. Работа над новым материалом.

Во втором классе мы путешествовали во времени, изучая историю экономического развития. Не забывайте необыкновенный остров, обитатели которого все делали сами собственными руками?

Как тяжело приходилось выживать в таких условиях!

Как именовалось такое ведение хозяйства? (натуральное хозяйство)

Мы решили оказать помощь им. Что дали совет мы обитателям того острова? (обмениваться)

При обмене начало жить мало легче. Сапожник обменивался с садовником, а садовник с дровосеком, дровосек с гончаром и т.д.

Как именуется обмен товара на товар? (бартер)

Назовите недочёты бартера. (бартер занимает большое количество времени, тяжело выяснить цену обмена. сложно организовать обмен)

С течением времени выделился товар, на что люди охотнее обменивались. Они были уверенны, что постоянно смогут обменять его на необходимые им товары. Так показались первые товарные деньги – вещи, предметы, каковые принимались в уплату за услуги и товары. Такое хозяйство начало называться товарным. Из-за чего?

Какие конкретно товарные деньги вы понимаете? Какие конкретно предметы пользовались популярностью в то время?

Выберите среди разных картин предметы, каковые в старину были необходимы каждому человеку.

(акульи зубы, ракушки каури, птичьи перья, соль, зерно, орехи, животные, украшения).

Для чего людям были необходимы эти предметы?

Что свидетельствует слово «скотник»? Это человек, что заботится за домашними животными, за скотом. Поднимите руки, кто хотелось бы трудиться скотником. А раньше скотниками желали быть многие. Это была весьма глубокоуважаемая профессия. И все вследствие того что скотником именовался КАЗНАЧЕЙ, ХРАНИТЕЛЬ ДЕНЕГ.

Как вы думаете, что это за деньги?

Деньгами раньше в Киевской Руси был скот — овцы, коровы, быки. Чем больше стадо у человека было, тем богаче он считался. Это была важная профессия. Внезапно с животными что-то произойти! Всего, что накоплено, возможно лишиться! Позднее животные прекратили являться деньгами, но наименование «скотник» в значении «скотница и» хранитель денег в значении «сокровищница» еще долго сохранялись.

Из-за чего животные прекратили быть товарными деньгами?

Назовите недочёты товарных денег.

Меховые деньги.

Деньгами помогали и шкуры животных — белки, соболя, куницы. Из-за чего эти животные?

Русская пушнина высоко ценилась. Она была теплая, мягкая, прекрасная. Особенно завлекали заморских купцов куньи меха. Но и «меховые» деньги были недолговечными. Из-за чего?

Назовите недочёты «меховых» денег.

Ракушки каури.

«Меховые» деньги уступили собственный место вторым деньгам — ракушкам каури.

Блестящие, легкие, прочные, мелкие ракушки с Мальдивских островов в Индийском океане завоевали многие cтpaны Азии, Африки, Европы и посредством арабских купцов попали на Русь, где им дали наименование «змеиная головка». Они не портились, не теряли веса и вида и помогали обмену и торговле весьма долго.

Железные деньги.

Сперва в Киевской Руси показались заграничные монеты — серебряные арабские дирхемы. Как?

После этого показались собственные железные деньги. Это были не кругленькие монетки, а кусочки металла разной формы — ГРИВНА. Гривной раньше именовали шею, загривок, а позже шейное украшение ожерелье. В то время, когда показались монеты, то модницы стали делать из них ожерелья: и красиво, и кошелек, и сходу видно, какая ты богатая невеста. Позже гривной нарекли слитки серебра. Но правитель Киевской Руси, князь Владимир Красное солнышко, захотел чеканить личные монеты по подобию зарубежных. На них изображали трезубец великого и портрет князя — герб Киевской Руси. Монеты, каковые чеканили из золота, именовали златниками, а монеты из серебра — сребренниками.

Безмонетное время.

На Русь напали татаpo-монголы. Они разгромили русские княжества, и Киевское государство фактически прекратило существовать. Торговля остановилась, люди перешли к бартеру, и монеты стали не необходимы. В случае если необходимость в деньгах появлялась, то для мелких расчетов применяли ракушки каури, а для больших — гривны, тяжелые серебряные слитки.

Рубль.

В Новгороде слитки были в форме брусков. В случае если целый кусок для расчетов был через чур велик, то его рубили. От глагола «рvбить» случилось слово «рубль».

Копейка.

В то время, когда Русь окрепла, свергла татаро-монгольское иго; стране снова пригодились личные деньги. Гривны были через чур тяжелые и исходя из этого стали чеканить шальные деньги — КОПЕЙКИ.. Копейка весила 1 грамм и чеканилась из разрезанной на кусочки серебряной проволоки. На копейке был изображен наездник с копьем. Монета была небольшой, ее именовали «чешуйкой»

Из-за чего копейку назвали копейкой? (От слова «копье»)

Были деньги меньше копейки.

4. Закрепление.

Задание. Вспомните сказку К. Чуковского:

«Муха, Муха-цокотуха,

позолоченное брюхо.

Муха по полю отправилась,

Муха денежку отыскала.

Отправилась Муха на рынок-

И приобрела самовар.

какое количество стоил самовар, в случае если в одной копейке было 2 денежки?

Ответ: полкопейки.

Задание.Додумайтесь.

1 рубль = 100 копеек

полтина = 50 копеек

гривенник = 10 копеек

пятак = ____ копеек

алтын = ___ копеек

грош = ___ копеек

(пятак = 5 копеек

алтын = 3 копейки

грош = 2 копейки)

Задание. Объясните суть пословиц:

За морем телушка — полушка, да рубль перевоз. (Где-то на большом растоянии товар стоит дешево, а перевоз его стоит много денег.)

Федюшке дали денежку, а он алтын требует.

Грош за него дать мало, а два большое количество. (2 копейки мало, а 4 копейки это большое количество, значит — алтын 3 копейки.)

Задание. На древней русской монете написано: Володимир на столе, а се его сребро.

Это что может значить?

Это личные деньги князя Владимира Красное солнышко

Задание. Решите задачи.

1) Новгородский рубль весил 200 граммов. какое количество будут весить 10 рублей? А 100 рублей?

(2 кг) А 100 рублей — (20 кг)

Не легко ходить на рынок с кошельком, что весит 20 кг?

2) Алеша — три гроша,

шейка — копейка,

алтын — голова,

по три дeнeжки — нога:

вот и вся ему цена.

какое количество копеек стоит Алешка? 13 копеек стоит Алеша.

5. Результат.

Что вы определили из истории финансовой единицы России?

Занятие 2.

Открытый видеоурок «История финансовой единицы России»


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: