История философии и ее изучение.

Тема № 3. ДВЕ ЭПОХИИ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ.

ее изучение и История философии.

Характерные черты хорошей философии.

представители и Основные периоды хорошей философии.

А. Древняя философия. 7 в. до н.э. – 5 в н.э.

Б. Философия средневековья. 2 – 16 вв. н.э.

В. Философия Нового времени 17 – 19 вв.

Характерные черты постклассической философии.

представители и Основные направления постклассической философии.

Как уже говорилось, университетский курс философии складывается из двух частей. В первой, вам предстоит познакомиться с историей философии, во второй – с проблемами философии и категориальным аппаратом.

ее изучение и История философии.

Обращаясь к изучению истории философии, нужно выяснить, что такое «история философии», какие конкретно трудности смогут появиться при ее изучении, и каких способов, наряду с этим направляться придерживаться.

Начнем с вопроса – «Что такое история философии»? Для ответа на него, нужно различить так именуемую «объективную субъективную историю» и «историю философии философии». Объективная история философии – это совокупность всех настоящих философских теорий. Субъективная история философии – это описание, анализ, интерпретирование объективной истории философии.

Объективная история философии появляется с началом философского мышления, субъективная – существенно позднее, только в десятнадцатом веке. Объективную историю философии возможно представить как собрание сочинений всех философов всех народов. Субъективную – как осмысление этих произведений. Историк философии стремиться отыскать в настоящем историко-философском ходе тот либо другой суть, закон, распознать закономерности и тенденции. самые ценными работами в области истории философии являются труды, посвященные анализу истории философской мысли, созданные самими философами. Среди них возможно назвать труды по истории философии Аристотеля, Г.В.Ф. Гегеля, Л. Фейербаха, К. Маркса, В. Вундта, Рассела, М. Хайдеггера.

Изучение объективной истории философии требует намного большего времени и представляет собой анализ и самостоятельное знакоместо конкретных философских текстов, интерпретации их вторыми философами. Изучение субъективной истории философии подразумевает знакомство не столько с самими философскими совокупностями, сколько с их изложением вторыми авторами, исходя из этого нужно включает сопоставление и анализ нескольких историко-философских описаний.

Говоря об истории философии, нужно так же остановиться на проблеме возможности включения в историю философии неевропейской традиции абстрактной мысли, к примеру древнекитайской, индийской, либо мысли средневекового Арабского Востока. По этому поводу позиции историков философии расходятся. Одни из них вычисляют вероятным включение неевропейской традиции в историю философии, ссылаясь на достаточно высокую степень абстрактности этих размышлений. Другие уверены в том, что наровне с абстрактностью размышлений, философия, нужно обязана касаться строго определенной проблематики, которая была чужда неевропейским мыслителям, и следовательно не рассматривают их размышления изучаю историю философской мысли.

Какие конкретно же трудности появляются при изучении истории философии? Их множество. Но три из них возможно назвать объективными, т.е. не зависящими от особенностей и способностей того, кто приступает к изучению истории философии.

Первой, и самая существенной трудностью есть адекватность понимания конкретного философской системы и философского текста в целом. Эта трудность самый очевидна для философских совокупностей самые далёких от нас по времени создания. Три обстоятельства делают философские размышления тем менее нам понятными, чем в более глубокой древности жил их создатель. Во-первых – современный читатель, в большинстве случаев, весьма слабо воображает себе контекст разработки теории, т.е. те мировоззренческие установки, каковые разделял со собственными современниками философ. Во-вторых, существует разночтение в терминологии по большому счету, и философских категорий в частности. В-третьих, отечественное восприятие философских размышлений, желаем мы этого либо нет, оказывается связанным с нашим собственным временным контекстом, мировоззренческими установками современности.

Второй трудностью, при изучении истории философии может стать необходимость представить философию конкретного автора как многостороннее целостное учение, касающееся целого спектра самых различных неприятностей, и одновременно с этим, единого по исходным установкам.

Наконец третьей, значительной трудностью при изучении истории философии выступает необходимость разглядывать всю историю философии как единый, взаимосвязанный процесс, а не как мозаику из обособленных точек зрения. История философии, как заметил Гегель, это «галерея храбрецов мыслящего разума», каковые проникали все глубже в сущность вещей, и добывали величайшие сокровища – знания, исходя из этого история философии – это внутренне нужное, последовательное, поступательное перемещение мысли.

Какими же дорогами возможно преодолеть эти, и многие другие трудности изучения истории философии? Либо, иначе говоря каких способов направляться придерживаться при изучении истории философии?На данный вопрос не так легко ответить. В ХХ веке появилось кроме того целое направление – философская герменевтика, занимающаяся его ответом. Исходя из этого мы остановимся на самых неспециализированных положениях, нужных для его решения.

Возможно заявить, что первым условием понимания любой философской совокупности выступает установление культурно-исторической ситуации, в которой формировалось мировоззрение конкретного философа. Непременно, возможно констатировать наличие определенной связи между структурой судьбы конкретного общества и структурой мировоззрения этого общества, особенностями и структурой мировоззрения философской совокупности, им вырабатываемой.

Вторым условием понимания философской совокупности есть определение круга неприятностей, разглядываемых философом. Для этого нужно: выяснить вопросы, интересующие философа, уяснить особенности этих вопросов, и выяснить позиции автора, при размышлении по центральным разделам философского знания.

Наконец, третьим условием изучения истории философии, есть знакомство с самими философскими текстами.

Главные этапы развития истории философии (часть 3)


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: