История и основные положения деятельностного подхода в психологии

Деятельностный подход разглядывает психологию как науку о порождении, структуре и функционировании психологического отражения в ходе деятельности индивидов. Наряду с этим исходным способом изучения психики выступает анализ преобразований психологического отражения в ходе деятельности, исследуемой в филогенетическом, историческом, онтогенетическом и функциональном развитии.

Рубинштейн – деятельности единства и принцип сознания (20-е гг.). Рубинштейн ввел понятие психологической деятельности. Внутренний мир – это не данность, а своеобразная активность.

Вне деятельности у человека не сможет развиться сознание. И без сознания никакая деятельность неосуществима. Каждая психологическая активность – это деятельность.

Познавательные процессы – это сложные процессы деятельности. Всякое воздействие исходит из мотивов и направляется на цель, разрешает задачу и высказывает отношение человека к окружающему.

сознание и Деятельность образуют единство. Сам факт осознания собственной деятельности изменяет темперамент ее протекания и, т.о., перестает быть несложной совокупностью ответных реакций на внешние раздражители. Иначе осознанность действия зависит от отношения, складывающегося на протяжении самой деятельности. Определение деятельности нереально в отрыве от сознания. Различные перемещения смогут означать различные поступки. Поведение человека не сводиться к несложной совокупности реакции, оно включает совокупность сознательных действий, которое отличается от реакции иным отношением к объекту. Воздействие — сознательный акт деятельности, что направляется на объект. Воздействие становиться поступком по мере того, как его отношение к субъекту поднялось в замысел сознания и превратилось в сознательное отношение. поведения и Единство сознания раскрывается в самом их содержании. Их единство основывается на единстве бытия и сознания, объективное содержание которого опосредует сознание. поступок и Действие не смогут быть выяснены вне собственного отношения к внутреннему содержанию сознания. Иначе осознание моих собственных переживаний совершается через раскрытие их взаимоотношений к внешнему миру. Через деятельность субъекта его психика становиться познаваема для других. Для познания психики необходимо исходить из принципа единства внутренних и внешних появлений. Психологическое переживается субъектом как яркая данность, но познается только опосредованно — через отношение к объективному миру.

Деятельность — сотрудничество субъекта с окружающим миром; это процесс, через что реализуется отношение человека к окружающему миру. Виды людской деятельности определяются по характеру главного продукта, что создается в деятельности и есть ее целью: практическая (трудовая) и теоретическая (познавательная) деятельность.

Леонтьев – разрабатывал теорию деятельности в 30х годах в Харькове. За сознанием стоит деятельность и исходя из этого стоит изучать как раз ее. Постулат непосредственности гласит, что психотерапевтическое отражение определяется внешним действием раздражителей, попадающих на органы эмоций. Постулат исключает активность самого субъекта. Но Леонтьев сказал, что между реакцией и стимулом стоит активность самого субъекта. Соответственно предметом психологии должна быть не психика, не поведение, а деятельность.

Свойства деятельности:

1. Предметность. Предмет деятельности возможно нематериальным (совершенным), материальным, возможно легко в восприятии. Принцип предметности разрабатывался в 30е гг. в Харькове Запорожцем и Гальпериным. Они считали, что любое человеческое воздействие предметно.

2. Структура деятельности. Деятельность неизменно связана с наличием ее мотива (побудителя деятельности). Он бывает осознанным либо неосознаваемым. Снаружи деятельность возможно одинаковая, но ее побудители будут различными. В деятельности должна быть цель, т.е. образ желаемого результата. Деятельность складывается из действий, а действия из операций. Задача – это цель, эта в определенных условиях. Деятельность осуществляется через ответ самых различных задач. В отличии от мотива цель осознаваема неизменно. Действия и операции смогут переходить приятель в приятеля. действия и Деятельность также будут переходить приятель в приятеля.

3. Единство внешней и внутренней деятельности. Исходной постоянно является внешняя деятельность. Интериоризация – превращение внешней деятельности во внутреннюю. Это превращение внешних практических действий с предметами в умственные действия. Экстериоризация – обратный процесс. Эти два процесса взаимосвязаны.

В каждого типа деятельности возможно выделить отдельные виды деятельности по различию их предметов — мотивов. Еще в 30-е гг. XX в. в школе А. Н.Леонтьева была выделена, а в последующие десятилетия шепетильно создана структура отдельной деятельности. Представим ее в виде схемы: Деятельность — Мотив (предмет потребности). Воздействие — Цель. Операция — Задача (цель в определенных условиях).

Цель как психотерапевтическая категория. Целепологание.

3 смыла в трактовке понятия:

* познание цели как своеобразное назначение приема (то, что окажется и мыслится как цель);

* объективное изменение без вмешательства совершенного фактора (субъекта);

* цель может пониматься как совершенный и желанный образ будущего результата активности, порождается сознанием.

Характеристики цели:

* цель — это неизменно феномен сознания;

* цель постоянно характеризуется осознанностью;

* направляет и регулирует отечественную активность;

* цель реализуется в деятельности и через нее воплощается в итог;

* осуществление цели происходит как ее развертывание в совокупности Цель-Средство-Результат;

* цель явл. своеобразной формой представленности будущего в сознании.

Целеполагание – становления цели и процесс порождения. Цели не появляются одномоментно, имеется подготовительный этап, все компоненты осознаются не в равной степени. Образ желаемого будущего может все время претерпевать трансформации.

Потребность как психотерапевтическая категория. Функции и динамика потребностей.

Потребность – состояние потребности. Данное определение не явл. правильным отображением понятия. Потребность – это состояние индивида, высказывающее его зависимость от конкретных условий его развития и существования.

Само по себе состояние потребность не может выразить целенаправленную деятельность индивида. Такую деят-ть приводит к потребности. Исходя из этого одной из основных функций явл. побудительная и направляющая. В противном случае. состояние потребности, согласно точки зрения Леонтьева, способно позвать лишь поисковое поведение, а потребность способна побудить к действиям, но и побуждает к осознанной целенаправленной деят-ти.

Динамика потребности проявляется в том. что потр-ть появляется, достигает собственной критической точки, требует удовлетворения по окончании чего исчезает. Через определенное время потр-ть может появиться заново, кроме того по окончании полного удовлетворения (особенно физиологич. потр-ти). Кое-какие потребности смогут удовлетворяться частично, к примеру, любовь (нас обожают – мы не любим).

Мотив – функции и общая характеристика. Мотив — предмет потребности, материальный либо совершенный. Мотив имеет объективную и субъективную стороны. Функции мотивов: ф-ция побуждения и смыслообразования. От объективной стороны – ф-

ция побуждения. От субъективной стороны — ф-ция смыслообразования, дает эмоциональную окраску. Деятельность полимотивирована, но мотивы подчиняются иерархии. Ведущий мотив наполнен личностным смыслом. (Мотив с целью не сходится).

Психология. школы и Направления психологии.


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: