История исследований личности

Психология личности стала экспериментальной наукой в первые десятилетия отечественного века. Ее становление связано с именами таких ученых, как А.ФЛазурский, Г.Оллпорт, Р.Кеттел и др. Но теоретические исследования психологии личности велись задолго до этого времени, и в истории соответствующих изучений возможно выделить как минимум три периода: философско-литературный, клинический и фактически экспериментальный. Первый начинается от работ древних мыслителей и длится впредь до начала XIX в.

В первые десятилетия XIX в. наровне с писателями и философами проблемами психологии личности заинтересовались доктора-психиатры. Они первыми стали вести систематические наблюдения за личностью больного в клинических условиях, изучать историю его жизни чтобы лучше осознать его замечаемое поведение. Наряду с этим делались не только опытные заключения, которые связаны с лечением и диагностикой душевных болезней, но и общенаучные выводы о природе людской личности. Данный период и стал называться клинический. Впредь до начала XX в. философско-литературный и клинический подходы к личности были единственными попытками проникновения в ее сущность.

В первые десятилетия текущего столетия изучением личности стали заниматься и опытные психологи, каковые до этого времени обращали внимание в основном на изучение

состояний человека и познавательных процессов. Они постарались придать соответствующим изучениям экспериментальный темперамент, введя в них математико-статистическую обработку данных с целью правильной получения и проверки гипотез точных фактов, на базе которых после этого возможно было бы строить экспериментально проверенные, а не умозрительные теории личности.

Ответственной задачей экспериментального периода в изучении личности стала разработка надежных и валидных тестовых способов оценивания обычной личности.

Главными проблемами психологии личности в философ-ско-литературный период ее изучения явились вопросы о нравственной и социальной природе человека, о его поведении и поступках. Первые определения личности были достаточно широкими. Они включали в себя все то, что имеется в человеке и что он может назвать своим, личным: его биологию, психологию, имущество, поведение, культуру и т.п. Такое познание личности частично сохранилось и до сих пор.

Указанное расширительное толкование личности имеет собственные основания. Вправду, в случае если признать, что личность имеется понятие, характеризующее его деяния и человека в целом, то к нему должно быть отнесено все то, что сделано человеком, в собственности ему, касается его. В художественном творчестве, философии и других социальных науках такое познание личности в полной мере оправдано. Но в психологии, где существует множество вторых, хороших от личности понятий, наполненных научно-конкретным содержанием, данное определение представляется через чур широким.

В клинический период изучения личности представление о ней как об особенном феномене было сужено если сравнивать с фи-лософско-литературным периодом. В центре внимания психиатров были изюминке личности, в большинстве случаев обнаруживающиеся у больного человека. В будущем было обнаружено, что эти особенности имеется, но умеренно выражены фактически у всех здоровых людей, а у больних, в большинстве случаев, гипертрофированы. Это относится, к примеру, к экстраверсии и интровер-сии, ригидности и тревожности, возбудимости и заторможенности. Определения личности докторами-психиатрами были даны в терминах таких линия, пользуясь которыми возможно обрисовать и в полной мере обычную, и патологическую, и акцентуированную (как конечный вариант нормы) личность.

Такое определение само по себе было верным для ответа психотерапевтических задач. Без тех качеств личности,

каковые в нем упоминались, не имело возможности обойтись и любое второе психотерапевтическое определение личности. В чем же тогда состояла его недостаточность? В том, что такое определение для целостного описания психологии обычной личности являлось через чур узким. В него не входили такие качества личности, каковые при любых условиях, даже если они очень выражены, неизменно хороши, «обычны». Это, к примеру, способности, порядочность, совесть, честность и ряд других личностных особенностей.

Экспериментальный период в изучениях личности начался в тот момент, в то время, когда в изучении главных познавательных процессов уже были достигнуты значительные удачи. Он совпал по времени с неспециализированным кризисом психотерапевтической науки, одной из обстоятельств которого явилась несостоятельность психологии того времени в объяснении целостных поведенческих актов. Господствовавший в нем атомистический подход потребовал разложения психологии человека на состояния и отдельные процессы. В итоге он стал причиной тому, что человек был представленным совокупностью отдельных психологических функций, из суммы которых тяжело было сложить его личность и осознать более либо менее комплексные формы его социального поведения. Один из пионеров экспериментального подхода в изучении личности британский психолог Р.Кеттел сравнил обстановку, сложившуюся к тому времени в психологии личности, с постановкой «Гамлета» без принца датского: в ней было все, не считая главного действующего лица — личности.

Вместе с тем в атомистической, функциональной психологии уже в то время активно использовались аппарат и эксперимент математической статистики. Новая область знаний — психология личности — в этих условиях не имела возможности строиться на ветхой, умозрительной базе либо на базе непроверенных, собранных в клинике единичных данных. Необходимы были, во-первых, решительный поворот от больной личности к здоровой, во-вторых, новые, более правильные и качественные способы ее изучения, в-третьих, научный опыт, отвечающий требованиям, принятым при изучении ощущений, восприятия, мышления и памяти.

Экспериментальные изучения личности в Российской Федерации были начаты А.Ф.Лазурским, а за границей — Г.Айзенком и Р.Кетте-лом. А.ФЛазурский создал технику и методику ведения систематических научных наблюдений личности, и процедуру проведения естественного опыта, в котором возможно было приобретать и обобщать эти, касающиеся поведения и психологии здоровой личности. Заслугой ГАйзенка явилась

разработка процедур и методов математической обработки данных наблюдений, анализа и опросов документов, собранных о личности из различных источников. В следствии таковой обработки получались коррелирующие (статистически связанные) между собой факты, характеризующие неспециализированные, самый распространенные и лично устойчивые черты.

Г.Оллпорт заложил фундамент новой теории личности, взявшей наименование «теория линия», а Р.Кеттел, воспользовавшись способом Г.Айзенка, придал изучениям личности, проводимым в рамках теории линия, экспериментальный темперамент. Он ввел в процедуру экспериментального изучения личности способ факторного анализа, выделил, обрисовал и выяснил последовательность реально существующих факторов, либо черт личности. Он же заложил фундамент современной тестологии личности, создав один из первых личностных тестов, названный его именем (16-факторный тест Кеттела).

Из всех определений личности, предложенных в начале экспериментального периода разработки неприятности личности, самые удачным выяснилось то, которое было дано Г.Оллпортом: личность имеется прижизненно формирующаяся лично необычная совокупность психофизиологических совокупностей — черт личности, которыми определяются необычное для данного человека поведение и мышление.

психоанализ | психология личности | личность человек психология


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: