История: организация времени (2 часа).

Пояснительная записка

Общепрофессиональная дисциплина «Методика истории» преподаётся на пятом курсе в 9 семестре при дневной форме обучения и на 6 курсе в 11 семестре при заочной формы обучения. Эта дисциплина есть наровне с курсом «Теория исторического процесса», изучаемой на прошлом курсе, составляющей неспециализированного курса «методология и Теория истории».

«Методика истории» есть базисным учебным курсом, занимает серьёзное место в опытной подготовке историка, систематизируя и обобщая полученные им ранее знания. Эта дисциплина завершает обучение историческим дисциплинам и ставит собственной основной целью дать опытному историку надёжную теоретико-методологическую базу для независимой научно-исследовательской работы, снабдить его комплектом способов, традиционно используемых в исторической науке и научить верно ими пользоваться.

Овладение способами исторического изучения нереально в отрыве от теоретических знаний. Исходя из этого, как было отмечено выше, этот курс есть логическим продолжением курса «Теория исторического процесса» и находится с ним в неразрывной связи. Овладение совокупностью теоретико-методологических знаний разрешает студентам грамотнее подойти к оформлению итогов собственной научно-исследовательской деятельности в виде дипломной работы.

История как наука имеет целью получения максимально правильного знания о человеке во времени и людской опыте. Исходя из этого, методика истории имеет своим предметом пути успехи этого знания, его теоретическую базу, историю категорий и формирования методов исторической науки, область их применения. В наше время, в то время, когда существует плюрализм методологических парадигм и отсутствует теория истории и единая методология, появляются определённые трудности при усвоении курса. Исходя из этого большее внимание уделяется независимой выработки студентами собственных теоретико-методологических взоров, опираясь на статьи, монографии, и, в меньшей мере – на учебные пособия.

Курс разрешает студентам ознакомиться с изюминками исторического познания, его объективностью и природой, растолковывает возможность получения объективных и подлинных исторических знаний исходя из принятых в исторической науке правил и используемых способов. Потому, что кое-какие нюансы являются дискуссионными и не решёнными до конца в исторической науке, то по ним предполагается проведение научных споров на семинарских занятиях. Это разрешит студентам ознакомиться с разными взорами на проблемные вопросы и обучиться обосновывать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на эти науки.

Принцип построения курса – проблемно-тематический. Курс имеет тесные междисциплинарные связи с историографией, источниковедением, философией, теорией исторического процесса.

В заключении данных методических рекомендаций приведены темы контрольных работ для заочного отделения и главные требования к оформлению и написанию. Предлагаемые темы, при их рассмотрение на заочном отделении, уменьшаются по согласованию в зависимости от написанных студентами контрольных работ. Помимо этого приведены главные требования к оформлению контрольных работ и краткие методические советы к их написанию.

Нужно обратить внимание на то, что потому, что первая тема (вводная) рассматривается лишь на лекции, то замыслы семинарских занятий начинаются с темы 2.

МЕТОДИЧЕСКИЕ Советы К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Главная цель семинарских занятий по курсу методики истории – выработать навыки независимого анализа имеющейся литературы. Потому, что учебные пособия носят или характер, или в значительной степени устарели, основное внимание направляться выделить рекомендуемой научной литературе. Обращаясь к монографиям и учебникам советской эры, студенту направляться учитывать их совсем определенную идеологическую направленность. Вместе с тем кое-какие труды того времени не потеряли в базе актуальности и исходя из этого они рекомендуются для обсуждения и изучения на семинарских занятиях.

Приступая к подготовке к семинару, направляться учитывать дискуссионность многих вопросов, их открытость. Исходя из этого очень нежелательно при подготовке к одному из вопросов пользоваться лишь одним источником, нужно изучить и сопоставлять позиции нескольких авторов. формулировка вопросов и Тематика занятий предполагает наровне с классическим рассмотрением тем проведение занятий и подготовку рефератов в виде спором по самые спорным вопросам, что предполагает более углубленную их проработку докладчиками.

Тема 2.

История: организация времени (2 часа).

Цель занятия – выяснить место исторической науки в упорядочивании времени и совершить разграничения между временем историческим и временем физическим.

Замысел

1. Время физическое и историческое. Роль временного фактора в исторической науке

2. хронология и История – игры со временем.

3. Направленность времени и неприятность исторического прогресса

Методические советы

При подготовке к данной теме направляться не забывать, что время – одна из главных категорий исторической науки. К тому же, время историческое заметно отличается от времени физического, что связано с изюминкой исторического знания, потому, что оно носить ретроспективный темперамент. Исходя из этого необходимо поделить два этих понимания времени. Полезно отыскать в памяти и разные трактовки категории времени, и главные понятия из курса запасных исторических дисциплин (раздел «Хронология»). При подготовке к третьему вопросу нужно остановиться на линеарных и циклических концепциях времени, разглядеть происхождения идеи направленности времени, понятия прогресса, выделить главные параметры прогресса в разных философско-исторических школах, привести позиции, ставящие под сомнение обоснования и идею прогресса этих идей.

Литература

1. Барг М.А. «Историческое время»: методологический нюанс//Новая и новейшая история. 1990.№ 1.

2. Про А. Двенадцать уроков по истории. М., 2000. Гл.5.

3. Савельева И.М., Полетаев А.Н. время и История. В отыскивании потерянного. М., 1997. С.72 – 96, 159 – 222, 280 — 342.

4. Шильман А. Такты истории как элементы структуры исторических процессов// http://www.abuss.narod.ru/Biblio

Тема 3.

Час истины — Римские мифы


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: