История понятия «деятельность»

деятельность и Мышление

Изучить мышление начали учёные и античные философы (Парменид, Протагор, Эпикур, Аристотель) с позиций философии и логики. В эру Средневековья изучение мышления носило только эмпирический темперамент. В эру Ренессанса сенсуалисты важное значение отдавали восприятию и ощущению; рационалисты вычисляли мышление независимым, рациональным актом, свободным от яркого чувствования. В конце XIX в. прагматики утверждали, что мысли подлинны не вследствие того что отражают материальный мир, а через полезность для человека. В XX в. показались теории: бихевиоризм (мышление рассматривается как процесс формирования связей между реакциями и стимулами), психоанализ (изучает бессознательные формы мышления, связь между мотивов и мышления и потребностей); психотерапевтическая теория деятельности (мышление – прижизненная свойство к преображению действительности и решению задач) и др.

Мышление – деятельный процесс отражения объективной действительности в понятиях, суждениях, теориях, составляющий высшую ступень людской познания. Мышление, имея своим единственным источником ощущения, переходит границы конкретно-чувственного отражения и разрешает приобретать знание о таких объектах, отношениях и свойствах настоящего мира, каковые не смогут быть конкретно восприняты человеком. Мышление образовывает предмет изучения теории познания и логики, нейрофизиологии и психологии; изучается в кибернетике в связи с задачами технического моделирования мыслительных операций. Мышление есть функцией мозга и представляет собой естественный процесс. Любой отдельный человек делается субъектом мышления, только овладевая языком, понятиями, логикой, каковые сущность продукты развития публичной практики, поскольку для решения и постановки любой задачи человек применяет законы, правила, понятия, каковые были открыты в людской практике. Мышление человека по собственной природе социально, имеет публично-историческую природу. Объективной материальной формой мышления есть язык. Мышление неразрывно связано с языком. В языке находят выражение мысли человека.

Мышление владеет личностным характером. Это проявляется в том, какие конкретно задачи завлекают внимание того либо иного человека, как он решает каждую из них, какие конкретно испытывает эмоции при их ответе. Субъективный момент выступает и в сложившихся у человека отношениях, и в условиях, в которых данный процесс протекает, и в применяемых способах, и в успешности и богатстве знаний их применения.

Отличительной изюминкой интеллектуальной деятельности есть включение в данный процесс эмоционально-волевых сторон личности, каковые проявляются: в форме побуждений, мотивов; в форме реакции на сделанное открытие, на отысканное ответ либо постигшую неудачу; в отношении, которое испытывает человек к содержанию самой задачи.

Особенности мышления: предметность и чувственная конкретность (первобытный человек); громадные обобщающие свойства (современный человек).

Этапы мышления: 1) формулирование задачи (вопроса); 2) ответ; 3) достижение нового знания.

Типы мышления:

1) Образное. Методом ее решения будет практическое воздействие. Характерно людям и первобытному человеку первых земных цивилизаций.

2) Понятийное (теоретическое) . Методом ее решения будет применение абстрактных понятий, теоретических знаний. Характерно современному человеку.

3) Знаковое . Знание существует в языковых символах (символы-сигналы, символы-показатели и т. п.), каковые в качестве собственного значения имеют познавательный образ тех либо иных явлений, процессов объективной действительности. Наука все чаще и действеннее применяет символику как средство выражения результатов интеллектуальной деятельности.

Формы мышления: понятие; суждение; умозаключение.

Главные виды мыслительных (логических) операций: сравнение; анализ; синтез; абстракция; конкретизация; индукция; дедукция; классификация; обобщение.

Мышление есть базой поведения, адаптации; мышление связано с деятельностью, поскольку в ее ходе сперва решается последовательность задач, а позже умственный проект осуществляется на практике.

В ходе мышления человек неспешно открывал в окружающем мире все большее количество законов, т. е. значительных, повторяющихся, устойчивых связей вещей. Сформулировав законы, человек начал использовать их в будущем познании, что дало ему возможность деятельно влиять на общественную жизнь и природу.

Деятельность – своеобразны людская форма активного отношения к окружающему миру, регулируемая сознанием, порождаемая потребностями, содержание которой образовывает его преобразование и целесообразное изменение, творческо-преобразующее отношение к окружающему миру.

Деятельность человека отличается от жизнедеятельности животных тем, что она предполагает наличие субъекта действия, противостоящего объекту и влияющего на него.

История понятия «деятельность»

А) деятельность как принцип и основание всей культуры (И. Кант )

Б) рационалистическая концепция деятельности (Г. Гегель ).

В) деятельность как источник происхождения многообразных продуктов форм и культуры социальной судьбе (Л. С. Выгодский ).

Г) теория социального действия (М. Вебер, Ф. Знаменский ) выявляет значение ценностных ориентаций и установок, мотивов деятельности, ожиданий, притязаний и пр.

Главные показатели деятельности человека:

* приспособление к природной среде методом ее масштабного преобразования, ведущего к созданию неестественной среды существования человека;

* сознательная постановка целей, связанных со свойством разбирать обстановку (раскрывать причинно-следственные зависимости, предвидеть результаты, продумывать самые целесообразные методы их успехи);

* действие на среду намерено изготовленными средствами труда, создание неестественных объектов, каковые усиливают физические возможности человека;

* продуктивный, творческий, созидательный темперамент.

Структура деятельности

Субъект – источник активности, действующее лицо (человек, коллектив, общество).

Объект – то, на что направлена деятельность (предмет, процесс, явление, внутреннее состояние человека). Объектом деятельности возможно природный материал либо предмет (почва в сельскохозяйственной деятельности), второй человек (студент как объект обучения) либо сам субъект (при самообразования, спортивных тренировок).

Мотив – основанное на потребности осознанное побуждение, обосновывающее и оправдывающее деятельность. В ходе формирования мотива потребности опосредованы заинтересованностями, традициями, убеждениями, социальными установками и т. д.

Цель – сознательное представление о результате деятельности, предвосхищение будущего. Цель возможно сложной, и для ее успехи время от времени требуется последовательность промежуточных шагов (задач).

Средства – применяемые на протяжении деятельности приемы, методы действия, предметы и т. п. Средства должны быть соразмерными цели, моральными; нельзя оправдывать безнравственные средства благородством цели.

Воздействие – элемент деятельности, имеющий довольно независимую и осознанную задачу. Деятельность складывается из отдельных действий. Германский социолог Макс Вебер (1865–1920) выделял такие типы социальных действий: целерациональные (действия, ориентированные на достижение разумной пели); ценностно-рациональные (действия, основанные на убеждениях, правилах, моральных и эстетических сокровищах); аффективные (действия, идеальные под влиянием сильных эмоций – неприязни, страха); классические – действия, основанные на привычке, довольно часто являющиеся автоматической реакцией, выработанной на базе обычаев, вер, образцов и т. д.

Особенные формы действий: поступки (действия, каковые имеют ценностно-рациональное, нравственное значение); деяния (действия, имеющие высокое хорошее социальное значение).

Итог – конечный результат, то состояние, в котором потребность удовлетворяется (всецело либо частично). Итог деятельности может и не совпадать с целью деятельности. Параметрами результата деятельности являются количественные и качественные показатели, по которым производится сопоставление результата с целью. Через деятельность реализуется свобода человека, поскольку в ее ходе он осуществляет собственный выбор.

Главные классификации видов деятельности

1) в зависимости от изюминок отношения человека к окружающему миру: материальная, практическая (направлена на преобразование настоящих объектов общества и природы) и духовная (связана с трансформацией личного и публичного сознания);

2) в зависимости от хода истории, публичного прогресса: прогрессивная, реакционная, созидательная, разрушительная;

3) в зависимости от социальных форм объединения людей: личная, коллективная, массовая;

4) в зависимости от характера делаемых человеком функций: физический труд (характеризуется нагрузкой на опорно-функциональные системы и двигательный аппарат организма) и умственный труд (труд, объединяющий работы, которые связаны с переработкой и приёмом информации, требующий напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления);

5) по соответствию правовым нормам: законная и незаконная;

6) по соответствию моральным нормам: моральная и безнравственная;

7) в зависимости от сфер публичной судьбе: экономическая, социальная, политическая и духовная;

8) по изюминкам проявления людской активности: внешняя (перемещения, мышечные упрочнения, действия с настоящими предметами) и внутренняя (умственные действия);

9) по характеру самой деятельности – репродуктивная (деятельность по примеру) и творческая (деятельность с элементами новаторства, отхода от стандартов и шаблонов). Наиболее значимые механизмы творческой деятельности: комбинирование, воображение, фантазия, интуиция – знание, условия получения которого не осознаются.

Типы деятельности

• Игра – особенный вид деятельности, целью которого не есть производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – развлечение, отдых. Начало изучений игры было положено идеями Ф. Шиллера, Г. Спенсера, Ф. Ницше . Характерные черты игры: происходит в условной обстановке; в ее ходе употребляются замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса ее участников; содействует формированию личности, обогащает ее, вооружает нужными навыками.

• Учение – вид деятельности, целью которого есть приобретение человеком знаний, навыков и умений. Учение возможно организованным (осуществляется в образовательных учреждениях) и неорганизованным (осуществляется в других видах деятельности). Учение может купить темперамент самообразования.

• Труд – каждая сознательная деятельность человека, которая направлена на достижение фактически нужного результата. Характерные черты труда: целесообразность; нацеленность на достижение запрограммированных ожидаемых результатов; наличие мастерства, умений, знаний; практическая полезность; получение результата; развитие личности; преобразование окружающей среды обитания человека.

• Общение – взаимодействия и процесс взаимосвязи публичных субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, свойствами, навыками и умениями, и результатами деятельности; одно из нужных и развития общества и всеобщих условий формирования и личности. В ходе общения передается и усваивается социальный опыт, происходит сущности и изменение структуры взаимодействующих субъектов, формируются исторически конкретные типы личностей, происходит социализация личности.

Классификации общения

А) по применяемым средствам общения: яркое (посредством естественных органов – рук, головы, голосовых связок и т. д.); опосредованное (посредством намерено приспособленных либо изобретенных средств – газета, компакт-диск, след на земле и т. д.); прямое (непосредственное восприятие и личные контакты друг друга); косвенное (через посредников, которыми смогут выступать другие люди);

Б) по субъектам общения: между настоящими субъектами; между иллюзорным партнёром и реальным субъектом, которому приписываются несвойственные ему качества субъекта общения (это смогут быть домашние животные, игрушки и т. д.); между настоящим субъектом и мнимым партнером, проявляется во внутреннем диалоге («внутренний голос»), в диалоге с образом другого человека; между мнимыми партнерами – художественными образами произведений.

Особенное место в совокупности видов деятельности в собственности творчеству. Творческая деятельность – процесс деятельности, создающий как следует новые материальные и духовные сокровища либо результат создания объективно нового. Главный критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) – уникальность его результата. Показателями творческой деятельности являются оригинальность, необычность, своеобразие, а ее результатом – изобретения, новые знания, ценности, произведения искусства.

В каждом виде деятельности ставятся своеобразные цели, задачи, употребляется особенный арсенал средств, методов и операций с целью достижения поставленных целей. Все виды деятельности существуют во сотрудничестве между собой, что обусловливает системный темперамент всех сфер публичной судьбе.

Характерные черты деятельности как метода существования людей:

• сознательный темперамент – человек сознательно выдвигает цели и предвидит ее результаты;

• продуктивный темперамент – направлена на получение результата (продукта);

• преобразующий темперамент – человек изменяет окружающий мир и самого себя;

• публичный темперамент – человек в ходе деятельности, в большинстве случаев, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.

Деятельность – непременное условие людской судьбе: она создала самого человека, сохранила его в истории и предопределила поступательное развитие культуры; осуществляется в среде обитания (производственной, бытовой, природной окружающей). Деятельность требует от человека высокой подвижности нервных процессов, стремительных и правильных перемещений, повышенной активности восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоциональной устойчивости.

07 деятельность и Сознание


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: