История психодиагностики.

В конце XIX – начале XX века известность покупают такие науки, как: френология, графология и физиогномика. Френология – наука о строения психики поверхности и связи человека его черепа; физиогномика — учение, ориентированное на определение типа личности человека и его душевных качеств (как врождённых, так и купленных), исходя из анализа характерных выражения и особенностей лица. Графоло?гия — направление в прикладной психологии в соответствии с которому, существует устойчивая связь между индивидуальными особенностями и почерком личности. Эти учения нельзя назвать всецело научно-обоснованными, кроме этого нельзя сказать что они были выстроены на точных научных данных. Не обращая внимания на это, они заслуживают упоминания, потому как их объединяет поиск средств диагностики личных изюминок личности. В перечисленных учениях существовали определённые методы диагностики личных изюминок (к примеру, френология изучала как развитие различных участков мозга воздействует на форму черепа, и соответственно на личные изюминки человека).

Становление научной психодиагностики связано прежде всего с проникновением в психотерапевтическую науку опыта, идеи измерения. Мысль квантификации психотерапевтических наблюдений появилась в 30-х гг. XIX столетия.

Квантификация – это сведение качественных черт к количественным для следующего этапа — измерения, другими словами придания результату численного значения.

В первый раз об этом заговорил германский исследователь Вольф, что полагал, что возможно длительностью аргументации, за которой мы в состоянии проследить, измерить величину внимания. Этим же ученым было введено понятие психометрии.

Психометрия (психометрика) — дисциплина, изучающая методику и теорию психотерапевтических измерений, включая измерение знаний, свойств, качеств и взглядов личности. Но психотерапевтические планы философов, математиков и естествоиспытателей тех лет начали воплощаться в действительность лишь век спустя.

Реализация идеи измерения психологических явлений, начавшись с работ по психофизике Э. Вебера и Г. Фехнера (середина XIX столетия), выяснила наиболее значимое направление изучений в экспериментальной психологии того времени. Весьма не так долго осталось ждать в психологии начинают совершаться попытки сказать на «математическом языке» не только в области ощущений, но и в вопрос измерений более сложных психологических функций.

Итак, главным в изучениях XIX века есть то, что психологическое становилось особенной областью экспериментального изучения, хорошей от физиологии. Французский психиатр Э. Сеген (1812-1880) первый уделить время обучению отсталых детей посредством особенных методик, создал лечения методов больных и ряд обследования. «Доска Сегена» (1831 год) удачно используется в детской и особой психодиагностике сейчас.

Френсис Гальтон (1822-1911) в течение 1884-1885 годах совершил серию опробований, в которых визитёры лаборатории в возрасте от 5 до 80 лет имели возможность проверить 17 физиологических и психотерапевтических показателей. Изучение результатов 9337 человек легло в базу дифференциальной психологии.

Первым исследователем, употребившим в психотерапевтической литературе термин «интеллектуальный тест» (1890), был американский психолог Джеймс Кеттелл (1860-1944). Кеттелл внес предложение в качестве примера 50

тестов, включавших разного рода измерения чувствительности, времени реакции, времени, затрачиваемого на называние цветов, количество звуков, воспроизводимых по окончании однократного прослушивания. Германский психиатр Эмиль Крепелин (1856-1926) создал на клиническом материале серию опробований, разрешающих делать выводы о таких процессах, как память, утомление нарушение внимания, по показателям исполнения достаточно несложных арифметических действий. В работах Германа Эббингауза употребляются тесты на исполнение арифметических действий, яркого запоминания, оценки которых дают высокие корреляции с оценками школьной успеваемости. Новый ход в развитии тестов был сделан психологом и французским врачом Альфредом Бине(1857-1911), создателем самой популярной для

собственного времени серии тестов. Альфред Бине в сотрудничестве с Анри Симоном совершил серию опытов по изучению внимания, памяти, мышления у детей различного возраста (начиная с трех лет), совершённые на многих испытуемых экспериментальные задания были проверены по статистическим параметрам и стали рассматриваться как средство определения интеллектуального уровня.

Первая шкала (серия тестов) Бине-Симона показалась в 1905 г. Она давала возможность поделить испытуемых лишь на две группы по величине интеллектуального уровня. Второй вариант тестовой шкалы Бине был предложен в 1916 г. и имел так много важных трансформаций если сравнивать с главным вариантом, что был назван шкалой Стэнфорд-Бине. Главных новшеств было два:

— введение в качестве показателя по тесту коэффициента интеллектуальности IQ, выводимого из отношения между умственным и хронологическим возрастом;

— использование критерия оценки тестирования, для чего вводится понятие статистической нормы.

Коэффициент интеллектуальности IQ был предложен Вильямом Штерном (1871-1938) – германский психолог, доктор наук Гамбургского университета.

Шкала Стэнфорд-Бине приобрела популярность во всем мире, она имела пара редакций. В последней редакции она используется и на данный момент. Показатель IQ, приобретаемый по шкале Стэнфорд-Бине, на много лет стал синонимом интеллекта. Снова создаваемые тесты интеллекта стали проверяться на валидностъ методом сопоставления с результатами шкалы Стэнфорд-Бине. Следующий этап развитияпсихологического тестирования характеризуется трансформацией формы проведения тестового опробования – групповое тестирование. в течении первой половины XX века экспертами в области

психодиагностики было создано множество разнообразных тестов. Наряду с этим разрабатывая методическую сторону тестов, они доводили ее до большого совершенства. Все тесты тщательным образом стандартизировались на громадных выборках; тестологи получали того, что все они отличались высокой хорошей валидностью и надёжностью. Появилось новое направление в в один раз – тестирование особых свойств, – которое потом выделилось в независимую область. Появился еще один тип тестов, в особенности обширно используемых в учебных заведениях – тесты достижений

Широкое распространение в психодиагностике взяли опросники. Опросники психологи заимствовали из естествознания; опросники применял Чарльз Дарвин. Первые психодиагностические опросники применял Ф. Гальтон для оценки познавательной сферы человека. Вторым распространенным способом психодиагностики личности являются проективные методики. Их родоначальником традиционно считается способ словесных ассоциаций, появившийся на базе ассоциативных теорий. Происхождение способа словесных ассоциаций связано с именем Ф. Гальтона. Позднее эта методика взяла развитие в изучениях Эмиля Крепелина (1892) и К.Г. Юнга (1904-1906). Юнг продемонстрировал, что бессознательные переживания личности дешёвы объективной диагностике. Теоретическим истоком проективных способов кроме этого есть психоанализ. На базе ассоциативного способа были созданы методики Чернильных Пятен Г. Роршаха (1921) и «Незаконченных предложений» А. Пейном (1928). Первой методикой, намерено создаваемой как проективной, стал Тематический апперцептивный тест (ТАТ) Х. Моргана и Генри Мюррея (1936).

Критические замечания сводятся к указаниям на их недостаточную стандартизацию, пренебрежение нормативными данными, неподатливость валидности и определения традиционным способам надёжности, а основное, на громадный субъективизм в интерпретации результатов. В середине тридцатых годов оформляется социометрический способ Дж. Морено. В 40-50-е годы во всемирной психодиагностике сформировались главные диагностические подходы и была закончена разработка большинства самые известных методик. К новым научным направлениям возможно отнести техники семантического шкалирования (Чарльз Осгуд, 1952; Джордж Келли, 1956), сочетающие способы стандартизированного опроса и проективных техник.

В Российской Федерации 1910 году А.Н. его единомышленники и Бернштейн организовал в Москве Общество экспериментальной психологии. Ими были созданы первые тесты на русском «Экспериментально-психотерапевтические схемы» (А.Н. Берштейн) и «Психотерапевтические профили» (Г.И. Россолимо).

Работы по созданию способов психодиагностики велись кроме этого в клинике Психоневрологического университета – В.М. Бехтеревым и С.Д. Владычко. Фактически психодиагностические работы в Российской Федерации начали развиваться в послереволюционный период. Особенно большое количество таких работ показалось в 20-30-е годы в области психотехники и педологии в связи с ростом популярности способа тестов в Советской республики и за границей. Переводились зарубежные тесты и разрабатывались личные. Шкала изучения моторики детей Н.И. Озерецкого (1923) употребляется до сих пор, среди них и зарубежной психологии (Шкала Линкольна-Озерецкого). Теоретические разработки содействовали формированию тестирования у нас. Идеи Льва Семеновича Выготского о психотерапевтическом диагнозе, высказанные в работе «педологическая клиника и Диагностика развития тяжёлого детства» (1936) имеют значение до сих пор.

ряд причин и Объективные ошибки субъективного характера (к примеру, утверждают, что И.В. Сталин был обижен низким тестовым баллом сына Василия) стали причиной появлению распоряжения ЦК ВКП(б) запрет на использование тщетных (как в том месте отмечалось) анкет и тестов.

С конца 60-х годов начинается второй период развития отечественной психодиагностики.

В 90-е годы в связи с развитием практической психологии показались гораздо довольно широкие возможности для развития психодиагностики. Главная неприятность прикладной психодиагностики, существующая последние два десятилетия, содержится в применении психологами методик, не соответствующих психометрическим требованиям, забранным из недостоверных источников либо устаревших.

10. Классификация методик психотерапевтической диагностики и их основанияъ\

Психодиагностические методики
Объективные методики
Стандартизованные самоотчеты
Проективные методики
Тесты интеллекта
Тесты неспециализированных и особых свойств
Тесты достижений
Ситуативные тесты
Аппаратурные психофизиологические методики
Личностные опросники, выстроенные по типу закрытых анкет
Открытые анкеты, каковые обрабатываются способом контент-анализаанализа
Способы классификации
Способы, выстроенные по типу семантического дифференциала
Методики, каковые применяют техники ролевых репертуарных решеток Келли
Конститутивные методики
Конструктивные методики
Интерпретативные методики
Импрессивные методики
Экспрессивные методики
Аддитивные методики
Рефрактивные методики
Катартические методики
Диалогические методики

В классификации способов психотерапевтического изучения Б.Г.Ананьева психодиагностические способы относятся к группе эмпирических, наровне с способами наблюдения, опыта, моделирования и другими способами психологии, разрешающими взять научную данные об исследуемом предмете.

Способ — это техник и широкий класс методик, объединенных родством главного технологического приема и неспециализированными теоретическими правилами.

Главной изюминкой психодиагностического способа есть его измерительно-испытательная направленность, за счет которой достигается количественная и качественная оценка изучаемого явления. Это делается вероятным благодаря стандартизации инструмента измерения, в базе которой лежит понятие нормы, потому, что личная оценка, к примеру, успешность исполнения того либо иного задания, возможно взята лишь методом сопоставления с результатами вторых обследуемых. Стандартизация процедуры обследования не меньше значительна для психодиагностического способа — правильное соблюдение инструкции, строго определенные методы представления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность обследуемого и др.

Психодиагностическая методика — конкретная, личная процедура либо прием, направленные на получение информации о конкретных психотерапевтических изюминках (предмет изучения) у конкретного человека либо группы (объект изучения) в определенной обстановке (либо условиях) для ответа определенныхзадач.

Психодиагностический способ конкретизируется в трехосновных диагностических подходах, каковые фактически охватывают все множество имеющихся диагностических методик.

1. «Объективный» подход — диагностика осуществляется на базе показателей успешности (результативности) и метода (либо изюминок) исполнения деятельности. Данный подход представлен, по большей части, бессчётными тестами интеллекта, тестами неспециализированных и особых свойств, ситуативными тестами и тестами достижений.

Главным диагностическим показателем в этих тестах есть объективный итог либо успешность исполнения предлагаемого задания — решил либо не решил, сколько и каким методом решил.

2. «Субъективный» подход — диагностика осуществляется на базе сведений, информируемых о себе, самоописания изюминок личности, поведения в тех либо иных обстановках. Данный подход представлен бессчётными опросниками (открытыми и закрытыми, однофакторными и многофакторными и др.), анкетами, шкальными техниками, контрольными перечнями прилагательных и т.п. Эти способы, по сути, являются разновидностями стандартизированного самоотчета личности: клиент сам информирует данные о себе по предлагаемой в методике форме.

3. «Проективный» подход— диагностика осуществляется на базе анализа изюминок сотрудничества с снаружи нейтральными и неизвестными стимулами, задуманными и предъявляемыми так, дабы человек имел возможность спроецировать на них собственные личные особенности, рвения, ожидания и опасения.

Большая часть проективных методик не подходят под строгое определение психотерапевтического теста, главными показателями которого являются стандартизированность, независимость результата от влияния личности психолога и экспериментальной ситуации, и сопоставимость личных данных с нормативными, другими словами взятыми в тех же условиях на достаточно репрезентативной выборке. При проективном тестировании фактически нереально всецело унифицировать и стандартизировать не только анализ и интерпретацию результатов, но кроме того и саму процедуру изучения. Разумеется, стандартизированная процедура не разрешит изучить индивидуальность как неповторимую личность.

Л. Франком, одним из идеологов проективного подхода, предложена классификация проективных способов, которая с некоторыми дополнениями принимается и на данный момент:

1) Конститутивные методики либо методики структурирования: человеку предлагается неоформленный тщетный материал, которому он обязан придать какой-либо субъективный суть (к примеру, тест Г.Роршаха);

2) Конструктивные методики либо методики конструирования: предполагают создание и интерпретацию целого из оформленных подробностей (игрушки, кубики и т.д.) к примеру, тест мира либо «песочница»:

3) Интерпретативные методики предполагают истолкование событий либо обстановок, каковые допускают разные толкования (к примеру, ТАТ Г.Мюррея);

4) Аддитивные методики либо методики дополнения: неоконченные предложения, рассказы, ассоциативный тест К.Юнга;

5) Экспрессивные методики либо изучение продуктов изобразительной деятельности: к примеру, бессчётные рисуночные тесты;

6) Импрессивные методики либо методики предпочтения: предполагают размещение стимулов в порядке убывания их привлекательности (к примеру, цветовой тест Люшера);

7) Рефрактивные методики либо изучение непроизвольных перемещений, каковые вносятся человеком в средства общения (обращение, жесты, почерк) и в исполнительскую деятельность (к примеру, тест миокинетической диагностики Е.Мира-и-Лопеса);

8) Катартические методики либо методики катарсиса: психодрама, проективная игра и т.п.

Отдельную группу составляют диалогические методики, в которых психодиагност вступает в контакт с обследуемым и достигает наилучших диагностических результатов за счет своеобразных изюминок этого контакта, релевантных (соответствующих) диагностической задаче. Так, доверительный контакт нужен при диагностике домашних затруднений, характера личностного развития ребенка, личностных неприятностей и во многих вторых случаях, в которых диагност выступает в один момент либо в роли консультанта, либо в роли психотерапевта. Обстановка патопсихологического обследования кроме этого диктует построение общения по типу экспертизы. Диалогические техники смогут быть вербальными (интервью, беседа) и невербальными (к примеру, игра с ребенком, деловая игра взрослых смогут выступать как невербальные диагностические процедуры).

Существуют и другие классификации психодиагностических методик, сделанные по иным основаниям.

Методики делятся на две многочисленные группы по степени регламентации: формализованные и малоформализованные методики.

К формализованным методикам относятся тесты, опросники, методики проективной техники, психофизиологические методики.

К малоформализованным диагностическим методикамотносятся наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности.

По форме проведения методики делятся на групповые и личные.

По характеру стимульного материала и в соответствии с ним главной активности испытуемого методики делятся на вербальные и невербальные.

По наличию либо отсутствию ограничений во времени работы испытуемого методики делятся на тесты достижений и тесты скорости. В тестах достижений время исполнения тестового задания не исчерпывается; в тестах скорости, наоборот, время работы обследуемого строго регламентировано.

Напоследок разглядим предметную классификацию, основанием деления методик на группы в которой есть предмет диагностики. В данной классификации выделяются следующие группы методик:

1. Методики диагностики психологических процессов:

2. Методики диагностики неспециализированных и особых свойств (и прежде всего интеллекта), и методики диагностики уровня психологического развития.

3. Методики диагностики изюминок психологических состояний:

4. Методики диагностики черт личности:

5. Методики диагностики изюминок личного самосознания.

6. Методики диагностики межперсональных взаимоотношений (деловых, домашних).

11. Дифференциальная психометрика.

Термин «дифференциальная психометрика» в данном контексте обозначает науку о дифференциально-психотерапевтических измерениях. Дифференциальную психометрику целесообразно отличать от «неспециализированной психометрики». Неспециализированная психометрика

имеет дело с задачами измерения психотерапевтических черт стимула, например, моделирует общепсихологические (честные для всех людей) функциональные зависимости между свойствами и свойствами стимулов субъективных реакций. В психофизике речь заходит об установлении соответствий между физическими субъективными характеристиками и характеристиками стимулов ощущений (сенсорная психофизика), в социально-психотерапевтических измерениях устанавливается соответствие между последовательностями социальных объектов (к примеру, различные виды рекламируемых товаров) и определенными психологическими реакциями (к примеру, на континууме от «весьма нравится» до «весьма не нравится»). В дифференциальной психометрике

числовые значения (ранги, категориальные шкальные значения) приписываются не стимулам, а индивидам. Дифференциальная психометрика имеет дело с личными различиями между людьми в качественном и количественном составе психологических особенностей, каковыми являются свойстве, отдельные когнитивные (познавательные) функции (память, внимание), мотивы, поведенческие черты, установки, самооценки и оценки, методы психологического самосохранения (психологической защиты) и т. п.

По отношению к психодиагностике и дифференциальной психологии психометрика выступает в следующем статусе: она обосновывает требования, которым должны удовлетворять измерительные психодиагностические способы, обосновывает процедуры их применения и разработки.

Основываясь на введенном выше основании классификации, современные способы психодиагностики условно возможно поделить на две категории:

1) стандартизованные, измерительные способы (будем именовать их в будущем «тесты»),

2) экспертные способы, либо способы понимания (по традиции, они довольно часто фигурируют называющиеся «клинические способы»).

К первым

относятся стандартизованный самоотчёт и объективные тесты,

ко вторым

– проективные и диалоговые способы.

В базе первой категории способов лежит соблюдение достаточно строгих и сформулированных в явной форме правил. Эти способы снабжают диагноз (и на его базе прогноз) только с вероятностной точностью.

Экспертные способы в основном вычислены на опытный опыт, психотерапевтическую интуицию самого психодиагноста. Эти способы оказываются незаменимыми везде, где не созданы (либо малоизвестны) стандартизованные процедуры. Они довольно часто выясняются более действенными по отношению к психологическим явлениям, не хорошо поддающимся объективации (субъективные переживания, личностные смыслы, глубинные слои опыта), по отношению к очень изменчивым явлениям, для которых тяжело создать фиксированную операциональную модель (динамика целей, состояний, настроений, многоплановых взаимоотношений в группе). В случае если их использует специалист высокой квалификации, они выясняются более надежным средством при личной диагностики.

Преимущества измерительных способов: объективный темперамент процедуры, возможность перепроверки – обеспечиваются не машинально, а благодаря исполнению психометрических требований – требований репрезентативности,

Надежности, валидности.

Краткие определения:

репрезентативность– соответствие тестовых норм выборки стандартизации тестовым нормам той популяции, на которой используется тест;

надежность– устойчивость и точность процедуры измерения, ее независимость от варьирующих случайных факторов;

валидность– соответствие методики измеряемому концепту.

12. Тесты в психодиагностике: объективные тесты, тест-опросники.

ТЕСТ – это инструмент, с которым конкретно трудится психолог, решающий диагностическую задачу.

ТЕСТ – (англ. test – проба, опробование, проверка) понимается ансамбль стандартизированных, стимулирующих определенную форму активности, довольно часто ограниченных по времени исполнения заданий, результаты которых поддаются количественной (и качественной) оценке и разрешают установить лично-психотерапевтические изюминки личности.

Объективные тесты с выбором ответа
Под эту категорию подпадает большая часть тестов на интеллект, особые свойства, и тесты достижений – тесты на знания, умения и навыки. Результаты обрабатываются по ключу, заданному в форме объективного социокультурного норматива, другими словами имеются объективно “верные” и “неправильные” ответы. Тесты на интеллект с так называемым свободным ответом (в виде рисунка и произвольного слова) требуют сначала произвести более либо менее формализованную первичную обработку. В тех случаях, в то время, когда различные исполнители смогут выполнить эту обработку по-различному, мы имеем дело с менее объективными тестами свойств.
Тесты-опросники
Это также тесты с заданными вариантами ответа на пункт (вопрос). Но ключ к пункту в этом случае определяется не социокультурным нормативом, а посредством особенных психометрических процедур. Тесты-опросники используются в основном для диагностики личностных линия, и установок, ценностных ориентаций, самооценки.

Введение в психодиагностику. Интерпретация проективных методик. Часть третья


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: