Итоги античной философии.

Древняя философия

Древняя философия

Философия зародилась в государствах Древнего Востока: Старой Индии и Старом Китае в середине I в. до н.э. Древнегреческая философия – это громадное, довольно независимое направление историко-философского процесса, тесно связанное с культурой и религией данного региона. В ее рамках было создано много уникальных философских учений, школ, направлений и течений, каковые внесли солидной вклад в развитие людской цивилизации.

Начало развития европейской философии было положено в Греции в V-IV вв. до н.э. Она появилась и развивалась в тесной связи с зачатками конкретных знаний о природе. Первые древнегреческие философы были одновременно и естествоиспытателями. Они делали попытки научно растолковать происхождение Почвы, Солнца, звезд, животных, растений, человека. Спецификой древнегреческой философии в ее начальный период есть рвение осознать сущность природы, мира в целом, космоса. Главным вопросом древнегреческой философии был вопрос о первоначале мира. И в этом смысле философия перекликается с мифологией. Но в случае если мифология пытается решить данный вопрос по принципу – кто родил сущее, то философы ищут субстанциональное начало – из чего все случилось. Родоначальник греческой философии Фалес разглядывал все существующее многообразие вещей и явлений природы как проявление единого, вечного начала – воды.

Подобные воззрения развивали Анаксимен и Анаксимандр. У Анаксимена субстратом и таким первоначалом всех вещей есть воздушное пространство. У Анаксимандра – апейрон (нескончаемое) – неизвестное, вечное и нескончаемое, неизменно находящееся в движении первоначало.

Одним из самые крупных философских учений раннегреческой философии есть учение Гераклита Эфесского. Основное произведение Гераклита – О природе. Гераклит в качестве субстанционально-генетического начала Вселенной разглядывает пламя. Мир по Гераклиту – упорядоченный Космос. Он вечен и нескончаем. Он не создан ни всевышним, ни людьми, а всегда был, имеется и будет всегда живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно потухающим. На базе превращения Огня строится космология Гераклита. Все трансформации мироздания у Гераклита происходят в известной закономерности, подчиняясь судьбе, которая тождественна необходимости. Необходимость – это общий закон – Логос. Логос в переводе с греческого языка свидетельствует слово, но в один момент Логос свидетельствует разум, закон. В самом неспециализированном замысле Логос Гераклита имеется выражение логической структуры Космоса, логической структуры образа мира, конкретно данного живому созерцанию.

Так, в раннегреческой философии налицо совмещение философского и естественнонаучного подхода в объяснении субстанции мира. С одной стороны, они достаточно четко реализовывают субстанциональный подход, с другой, субстанция бытия, в большинстве случаев, отождествляется с конкретной стихией, явлением природы. Эта стихия в какой-то мере купила значение метафоры, в образной форме давала представление о первоначале всесущего.

Онтологизм древнегреческой философии: Демокрит и элеаты.

Предстоящим большим шагом в развитии раннегреческой философии была философия Элейской школы Парменида, Зенона, Ксенофана. Философия элеатов представляет собой предстоящий этап на пути рационализации знания, освобождения мышления от оперирования и метафорических образов абстрактными понятиями. Элеаты первые в истолковании субстанции перешли от конкретных природных стихий к бытию как таковому. Центральное понятие их философии – бытие. По словам Парменида, единственно подлинным остается положение: бытие имеется, небытия нет, потому что небытие нереально ни познать, ни высказать. С этим связано утверждение Парменида, что мыслимо лишь сущее. Потому что нельзя отыскать идея без бытия, в котором осуществлена эта идея. Бытие всегда. Происхождение бытия нереально, потому что неоткуда ему появиться: из ничего — ничего не имеет возможности появиться, оно не имеет возможности появиться из другого бытия, поскольку до него не было другого, потому что бытие едино. Оно не имеет возможности появиться из небытия, поскольку небытия нет. Бытия не может быть ни чуточку больше, ни чуточку меньше. Оно однородно и непрерывно. Значит, нет и безлюдного пространства. Все наполнено бытием. Исходя из этого все непрерывно. Бытие вечно во времени, бытие ограничено в пространстве, оно шарообразно. Ксенофан это единое, вечное, несотворенное и не уничтожаемое начало мира именует Всевышним. Всевышний – субстанция мира. У Ксенофана четко прослеживается пантеистическая тенденция отождествления Всевышнего с природой. Всевышний тождествен Космосу.

Элеаты, как и все древнегреческие философы, были энциклопедистами – мудрецами. И исходя из этого они кроме этого стремились дать физическую картину мира. направляться подчернуть, что их физическая картина мира пребывала в определенном несоответствии с их философским учением. Получалось, что это как бы две различные, нестыкующиеся стороны Мудрости. Элеаты четко разграничивали истину, основанную на рациональном познании, и вывод, основанное на чувственных восприятиях.

Большим шагом по пути развития онтологического подхода в ответе философских неприятностей есть атомизм Демокрита (460-370 до н.э.). Демокрит стремился к созданию стройного, ясного и логически обоснованного учения. Исходная идея этого учения: в мире нет ничего, не считая пустоты и атомов, все существующее разрешается в нескончаемое множество начальных неделимых вечных и неизменных частиц, каковые всегда движутся в нескончаемом пространстве, то сцепляясь, то разлучаясь между собой.

Демокрит характеризует атомы так же, как Парменид бытие. Атомы вечны, неизменны, нераздельны, непроницаемы, не появляются и не уничтожаются. Все тела складываются из атомов, настоящие настоящие особенности вещей сущность те, каковые свойственны атомам. Все остальные чувственно принимаемые особенности: вкус, запах, температура и т.д. существуют не в вещах, а лишь в чувственном восприятии человека.

Сущность онтологии Демокрита сводилась к двум главным положениям:

Все вещи образуются из сочетания атомов: все многообразие мира проистекает из их разделения и соединения. А потому вещи различаются только по количеству атомов, по их форме, порядку и положению.

Атомы всегда движутся в окружающей их пустоте: по отношению к атому место, занимаемое им, совсем случайно.

Гегель так выразил сущность и главное достижение демокритовского атомизма. Главным есть единица, для себя – бытие, эта определенность является великим первоначало, которое до сих пор не виделось. Это простое соотношение с самим собой, но соотношение при помощи отрицания инобытия.

Теория Демокрита носит умозрительный темперамент, и сам Демокрит признавал умозрительный темперамент собственного атомизма, потому, что в чувственном восприятии мы ни при каких обстоятельствах не находим атомов.

Как и другие мудрецы, Демокрит постарался использовать собственную теорию для развития Вселенной и объяснения происхождения. По Демокриту, Вселенная нескончаема и вечно в ней количество миров. Организмы появились под влиянием механических обстоятельств. Человек – скопление атомов и отличается от других существ наличием души. Демокрит кроме этого связывает душу с дыханием.

Атомистическая теория Демокрита распространяется и на истолкование познания. Демокрит растолковывает познание мира на базе принципа истечения. в соответствии с этому принципу, процесс познания пребывает в восприятии человеком действия на него тел через соответствующие органы эмоций. В марксистско-ленинской философии атомизм Демокрита квалифицируется как вершина древнего стихийного материализма.

Демокрит продолжает традиции Милетской, Ионийской и Элеатской школ. Главные понятия демокритовского учения – это умозрительные конструкции. А совершенного мира у Демокрита не существует. Теория познания как теория истечения не приводит кроме того к образованию идей. Исходя из этого исторически первым формируется не стихийный материал, а идеализм.

Поворот к человеку – философские учения Сократа и софистов.

Во время собственного становления человеческое познание направлено вовне, на объективный мир. И в первый раз греческие философы стремятся сконструировать картину мира, распознать общие основания бытия этого мира. Накопление философией количества знаний, разработка инструментария мышления, трансформации публичной судьбе, под влиянием которых формируется людская личность, формирование новых публичных потребностей обусловили предстоящий ход в развитии философской проблематики. Происходит переход от преимущественного изучения природы к рассмотрению человека, его жизни во всех многообразных проявлениях, появляется субъективистско-антропологическая тенденция в философии. Родоначальниками данной тенденции являются Сократ и софисты.

Начало в изучении неприятности человека положили софисты Протагор (480-410 гг. до н.э.), Горгий (480-380 гг. до н.э.) и другие. Слово софист, первоначально означавшее мудрец, искусственник, изобретатель, со второй половины IV века до н.э. делается кличкой, означавшей особенный тип философа, философа-специалиста, учителя философии. Новый тип философа появляется во время расцвета рабовладельческой народовластии, благодаря потребности в общем и политическом образовании, порожденной развитием политических и судебных учреждений, научной, философской и художественной культуры. Софисты содействовали формированию логического мышления, гибкости понятий, разрешающих соединить а также отождествить как словно бы бы несовместимые вещи. Логическая доказуемость считалась у них фундаментальным свойством истины. Доказать – означало убедить, уговорить. Софисты думали, что доказать возможно все, что угодно. Познай самого себя – данный призыв, помещенный у входа в храм Аполлона в Дельфах, делается у Сократа и софистов ведущим содержанием всех их философских размышлений.

В Сократа человек и философии софистов делается единственным бытием. Человек лишь в себе самом может отыскать истину. Эта мысль весьма четко была сформулирована вторым известным софитом Протагором: Человек имеется мера всех вещей существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют. Со времени Сократа и софистов неприятность человека, людской личности делается одной из наиболее значимых неприятностей философии.

Начиная с Сократа и софистов, философия в первый раз формулирует главной мировоззренческий вопрос как вопрос об отношении субъекта к объекту, духа к природе, мышления к бытию. Для философии своеобразным есть не мира и раздельное рассмотрение человека, а постоянное их соотнесение. Философское восприятие мира неизменно субъективно. Ф.Энгельс сделал вывод, что отношение мышления к бытию есть главным вопросом философии. Он выделяет две взаимосвязанные стороны главного вопроса философии: Ответ философов на вопрос: что первично, а что вторично – бытие либо мышление, природа либо дух.

Вторая сторона формируется Энгельсом как вопрос о познаваемости мира, т.е. может ли дух, мышление, сознание без остатка, без границ постичь материю, природу бытия, отразить в понятиях все многообразие универсума.

Учеником софистов в начальный период собственного творчества, а после этого ярым противником был Сократ (470-399 гг. до н.э.). прогрессивное значение софистики содержится в том, что она выдвинула на передний замысел субъективный момент в отношении человека к миру, выразившийся в требовании: все, что полезное для личности, должно быть оправдано перед ее сознанием. Но, это оправдание в софистике было поставлено в зависимость от мнения и случайного хотения отдельного индивида. Сократ же выступил против. Мерилом всех вещей для Сократа есть не субъективно-произвольный единичный человек, а человек как разумное, мыслящее существо. Сократ выступил с требованием выработать такие истины, каковые имели бы неспециализированное и объективное значение.

Сократ учил, что философия – любовь к мудрости, любовь к знанию – может рассматриваться как нравственная деятельность в том случае, если знание само по себе имеется добро. И это положение есть движущей пружиной всей его деятельности. Сократ верил, что, в случае если человек знает что именно прекрасно, а что не хорошо, то он ни при каких обстоятельствах не поступит дурно. Сократ именовал три главных человеческих добродетели:

  • умеренность (знание как обуздывать страсть)
  • храбрость (знание как преодолевать опасности)
  • справедливость (знание как выполнять законы божественные и человеческие)

Сократ пробовал отыскать в сознании, мышлении человека такую прочную и жёсткую опору, на которой имело возможность бы находиться строение нравственности и всей публичной жизни, в т.ч. и страны. Но Сократа не осознали и не приняли его соотечественники. Он был обвинен в том, что развращает собственными рассуждениями молодежь, не признает священных обычаев и богов, и потому был арестован. По решению суда Сократ выпил смертельный яд цикуту. Этим он желал доказать, что подлинный философ обязан жить и погибнуть в согласии со своим учением.

Аристотель и Платон – систематизаторы древнегреческой философии.

Громадную работу по систематизации всей предшествующей философии проделали Платон (427-347 гг. до н.э.) и Аристотель (384-322 гг. до н.э.). в их совокупностях философское знание той эры получает самый всесторонний темперамент. Аристотель и Платон подводят результат хорошему периоду в развитии древнегреческой философии.

В философской совокупности Платона уже четко возможно выделить все четыре составные части философского знания того времени: онтологию, космологию, этику и гносеологию.

Онтология. Платон, кроме этого как и элеаты, характеризует бытие как вечное, неизменное, неизменно тождественное, неделимое, недоступное чувственному восприятию и постигаемое лишь разумом. Но, в отличие от элеатов, бытие у Платона множественно. И тут он близок Демокриту. Вид, мысль, сущность довольно часто употребляются Платоном как тождественные понятия.

Космология. С учением о бытии в совокупности Платона тесно связана космология. Тут Платон развивает учение о творении божеством Космоса из первобытного Хаоса.

Теория познания. Теория познания Платона опирается на его учение и о душе. Платон думал, что человек, как телесное существо, смертен. Душа же его бессмертна. Подлинное знание дает лишь мышление. Теория познания Платона проникнута интеллектуальным аристократизмом. Философия же вследствие этого трактуется как характерная только избранным натурам любовь к мудрости для нее самой.

Этика. Онтология, теория и космология познания в учении Платона носят подчиненный вспомогательный темперамент. Они выступают в качестве методологической и мировоззренческой базы для обоснования основной части этого учения – нравственно-этической. Платон уверен в том, что условием нравственных поступков есть подлинное знание. Эти подлинным знанием, в принципе, владеет душа. По учению Платона она складывается из трех частей: разумной, пылкой (волевой) и желающей (чувственной). Платоновская этика ориентированна на самосовершенствование личности, на создание совершенного общества – страны. Упрочнению совершенного страны, по Платону, обязана помогать строгая образования и система воспитания.

Завершает объективистско-онтологическую традицию Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Ему в собственности заслуга в первый раз совершить разграничение наук, выделив для каждой из них особые области изучений, и установить различие между теоретическими, практическими и творческими науками.

Онтология. Главное содержание философского учения Аристотеля изложено им в Метафизике. Аристотель сохраняет характерное для Платона и элеатов познание бытия как чего-то устойчивого, неизменного, неподвижного. Но Аристотель не отождествляет бытие с идеями. Он осуждает Платона за то, что тот приписал идеям независимое существование, обособив и отделив их от чувственного мира. Аристотель дает понятию бытия иное, чем Платон, толкование. Сущность – это единичное, владеющее самостоятельностью бытие. Она отвечает на вопрос: Что имеется вещь? и представляет собой то, что делает предметы как раз этим, не разрешили ему слиться с другими.

В соответствии с учением о сущности, Аристотель проводит классификацию обстоятельств бытия. Он выделяет четыре вида обстоятельств:

Материальные, то, из чего состоят вещи, их субстрат.

Формальные, в которых форма проявляет себя, образуя сущность, субстанция бытия. Любая вещь имеется то, что она имеется.

Действующие либо создающие – разглядывающие превращения возможности и источник движения в реальность, энергетическая база формирования вещей.

Целевая либо конечная обстоятельство, отвечающая на вопросы Из-за чего? и Для чего?

Учение о душе. Душа есть формой по отношению к материи, но, по Аристотелю, свойственна только живому существу. Душа – это проявление активности живительной силы. Ею владеют лишь растения, человек и животные. Но в каждом проявлении душа носит необычный темперамент.

Разумной же душой владеет лишь человек. Аристотель определяет разумную душу как такую часть души, которая познает и думает. Разум образовывает главное начало данной души. Будучи вечным и неизменным, он один способен к постижению вечного бытия и образовывает сущность первого двигателя, что имеется чистое мышление и которым живет все в мире.

Учение о человеке. Основное отличие человека от животного, по Аристотелю, основывается на способности человека к интеллектуальной судьбе. Интеллектуальная же жизнь предполагает нравственную позицию. Лишь человек способен к восприятию таких понятий как добро и зло, несправедливость и справедливость. Центральное понятие аристотелевской этики – добродетель. Добродетелью владеет не каждый человек, а только тот, кто сумел ее деятельно найти, тот, кто действует. Высшей формой деятельности есть познавательная и теоретическая. Равно как и у Платона, аристотелевское учение о человеке направлено на то, дабы поставить на работу стране личность.

Итоги древней философии.

Подводя результат анализу древней философии, направляться подчернуть, что во время ее развития и формирования сложилась главная проблематика философии, обнаружились ее главные линии развития. Философия появляется как учение о бытие. На начальных этапах бытие отождествляется с природой. Из этого – объективистская, натуралистическая тенденция в раннегреческой философии. Позднее, с развитием публичных взаимоотношений и формированием личности, бытие осмысливается, в первую очередь, как бытие человека. Бытие в древней философии рассматривается как упорядоченная совокупность – Космос, ответственной составной частью которого есть человек. Все неприятности человека рассматриваются и решаются в органической связи с занимаемым им ролью и местом в Космосе. Самый яркое и полное воплощение этот подход отыскал в совокупностях Аристотеля и Платона.

Древняя философия. Лекция 1/14. Происхождение философии у греков.


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: