Итоги социальной экспертизы

Специалисты

Специалист (лат. экспертус — умелый) – 1) это эксперт в области науки, техники, искусства и др. областей, приглашаемый для изучения каких-либо вопросов, ответ которых требует особых знаний;

2) лицо (несколько лиц), компетентное в исследуемом вопросе, т.е. имеющее либо могущее по тем либо иным основаниям иметь особые знания о данном социальном объекте и талантливое ею оценивать, и имеющее опыт решения сходных задач.

Основное требование к специалисту – компетентность. Структуру компетентности специалиста образуют — знания, интуиция, личностные качества (свойство трудиться в группе, поменять вывод под действием доводов, а не давления, гибкость ума и др.).

Для отбора специалистов в проведении экспертизы применяются особые способы отбора (перечислим):

1. Способ случайного механического отбора;

2. По документальным данным;

3. Способ, основывающийся на самооценках;

4. Способ Снежного кома1.

Экспертиза может проводиться по разным моделям в зависимости от различия задач, каковые приходится решать.

1. МОНИТОРИНГ систематично повторяющееся изучение одного и того же объекта (явления, процесса) по одной и той же методике. Такое изучение оказывает помощь распознать динамику развития объекта. Мониторинговая модель используется, в случае если производство социальной экспертизы осуществляется на долговременной базе. Использование мониторинга малоэффективно, в случае если темперамент решаемых задач отличается разнообразием. Вторая особенность мониторинга обнаружение им собственной эффективности только тогда, в то время, когда накапливается достаточный материал для сравнения изучаемых явлений либо процессов.

2. РЕЦЕНЗИЯ — это отзыв специалиста на материалы, предоставляемые ему для изучения, что содержит хорошие и общий вывод и отрицательные характеристики по этим материалам. Заключение специалиста содержит необходимый ответ на вопросы, заблаговременно обозначенные в задании на экспертизу и предполагающие принятие того либо иного управленческого ответа. Рецензия несложная и наименее затратная экспертиза документа. Но она не содержит всех преимуществ экспертной работы и может ввести принимающий решения орган в важное заблуждение довольно подлинного положения дел либо возможностей доработы документа. Дабы избежать неточностей, рецензия заказывается нескольким не связанным между собой специалистам. Причем заказ содержит список требований, включая формулировку вопросов, на каковые специалисты должны ответить в обязательном порядке и конкретно.

3. ПРОЕКТ — модель экспертного изучения, которая направлена на решение группы смежных задач, в которой специалистная оценка получает инструментальное значение как база проектирования желаемых публичных состояний.

Итоги социальной экспертизы

Итоги социальной экспертизы понимаются в двух смыслах:

1) форму представления экспертной оценки;

2) эффективности сделанной специалистами работы.

По форме представления итоги социальной экспертизы смогут иметь вид

— Экспертное заключение. По результатам социальной экспертизы должно содержать письменные ответы на вопросы, которые были согласованы при заключении соглашения на экспертизу между клиентом и специалистом и являлись содержанием задания на экспертизу. По заблаговременно определенной форме специалист излагает основания и свою оценку проекта для нее, предложения по его помощи либо отказу от помощи, прогноз вероятных последствий принятия либо непринятия ответа по проекту.

— Экспертное наблюдение. Это итоговый документ рекомендательного характера, где главное внимание специалиста сосредоточено на выработке конструктивных предложений направленных на решение разглядываемо и неприятности.

— Проектная разработка. По собственному плану есть альтернативным проектом. Таковой документ имеет форму социального проекта — с обозначением неприятности, задач и цели проектирования, концепции, изложения организационных, и экономических вопросов. В этом случае экспертная работа переходит в иное уровень качества, не являющееся уме фактически качеством экспертизы.

Способ экспертных оценок – это способ получения социологической информации методом проведения экспертного опроса. Его особенность — работа с высококвалифицированными экспертами. Исходя из этого многие методические и технические приемы массовых, опросов (анонимность, формулировка вопросов-ловушек и т.д.) тут неприемлемы.

Главные этапы Способа экспертных оценок:

а) подбор специалистов;

б) проведение опроса специалистов;

в) обработка результатов изучения. В базе экспертизы лежит вопросник (анкета). Вопросы в большинстве случаев делятся на три группы:

1) информацию о самом специалисте (его возрасте, стаже работы, образовании, научном звании, узкой профессии);

2) вопросы содержательные, по существу изучаемой проблемы;

3) вопросы, разрешающие оценить мотивы, которых придерживается специалист, в собственном анализе.

Способы опроса специалистов различают:

а) по характеру связей специалистов — способы очного и заочного опроса;

б) по процедуре согласования оценок — одноразовые и итеративные (повторяющиеся);

в) по численности специалистов — личные и групповые.

Очные способы предполагают проведение свободного интервью исследователя с специалистами и «мозговую атаку», т.е. коллективную очную работу специалистов.

Заочные способы включают подготовку докладной записки; сбор точек зрения посредством намерено подготовленных опросных страниц (анкет), в которых специалисты излагают собственный вывод по существу поставленных вопросов (в развернутой форме); формализованный опрос (анкетирование); применение шкалированных оценок (получение количественной информации посредством измерения отношения экспертов к предмету экспертизы); многократный анкетный опрос одной и той же группы специалистов.

Прохождение Медико Социальной Экспертизы при третьей группе инвалидности


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: