Из серии: «сорок хадисов»

Издание подготовил: Фарук Абу Хамид

??? ???? ?????? ??????

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

1 – ???? ????? ?????????? — ??? ???? ??? — ????? ??????? ??????? — ??? ???? ???? ???? — ?????:

« ??????? ???????: ????? ??????? ??????? ???? ???????? ????????? ????? ???????????? ???????? ?????? ??????????? ? ?????? ????????? ????????????? ??????????? ?????? ????????? ???? ??????? ????????????? ???? ???????? ??????? ??????? ???? ???????? ???????? ?????? ??????????? ????????????? ???? ???????? ? ?????? ????????? ????????????? ???? ???????? ???????????? ????? ????????????? » .

1 – Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил:

«Аллах говорит[1]: “В случае если примет решение раб Мой совершить плохое, не записывайте за ним (плохого дела), до тех пор пока он не совершит его. Если он совершит плохое, запишите ему это как оно есть[2], а если он откажется от (совершения этого) для Меня,[3] то запишите ему (одно) хорошее дело. Если он примет решение совершить хорошее дело, но не совершит его, запишите ему (одно) хорошее дело, а если он совершит его, то записывайте ему от десяти до семисот и многим более хороших дел”[4]». аль-Бухари 7501, Муслим 128, ат-Тирмизи 3073.

[1] Эти слова Аллаха обращены к ангелам, которым поручено записывать хорошие и плохие дела людей.

[2] Имеется в виду, что направляться записать совершение одного плохого дела.

[3] Другими словами из страха перед Моим наказанием и жажды получить от Меня приз.

Эти слова светло показывают на то, что за оставление плохого, хорошее дело записывается лишь в том случае, если оно (т.е. плохое дело) было покинуто лишь для Всевышнего Аллаха. См. «ас-Сахих аль-муснад миналь-ахадис аль-Къудсиййа» стр. 7.

[4] На то, что хорошие дела возрастают многократно, показывают слова Всевышнего Аллаха: «Притчей о тех, кто расходует собственное имущество на пути Аллаха, есть притча о зерне, из которого выросло семь колосьев, и в каждом колосе – по сто зёрен. Аллах увеличивает приз, кому захочет. Аллах – Объемлющий, Опытный» (аль-Бакъара, 2:261).

Кроме этого слова Всевышнего Аллаха: «Тот, что предстанет с хорошим деянием, возьмёт что-то лучшее» (аль-Къасас, 28:84).

И: «Кто явится с хорошим деянием, тот возьмёт десятикратное воздаяние» (аль-Ан’ам, 6:160).

Существуют хадисы, в которых светло указывается на то, что человек будет вознагражден и будет возвышен в степени за собственное верное намерение, даже если он не совершит дела, в том случае, если его намерение будет соответствовать шариату.

Передают со слов Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, возвращался из похода на Табук и приблизившись к Медине он сообщил: «Воистину, в Медине остались люди, каковые были с вами, в то время, когда вы были в пути либо в то время, когда пересекали равнину». (Люди) сообщили: «О, Посланник Аллаха, но они были в Медине!?» Он ответил: «Они были в Медине, и они задержались (в том месте) по уважительной обстоятельству». В второй версии сообщено: «… но они поделили с вами приз». В второй версии сообщено: «… их задержала заболевание».аль-Бухари 4423, Муслим 1911.

Кроме этого к этому имеет отношение слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Человек будет с теми, кого он обожал!» аль-Бухари 6168, Муслим 2640.

Что касается плохих дел, то существуют аргументы, каковые показывают на то, что они возрастают лишь в редких случаях, к числу которых относятся слова Всевышнего Аллаха:

«А кто явится со злым деянием, тот возьмёт лишь соответствующее воздаяние, и с ними не поступят несправедливо» (аль-Ан’ам, 6:160). И слова Всевышнего Аллаха: «А вдруг кто предстанет со злым деянием, то так как творящие зло возьмут воздаяние лишь за то, что они совершали» (аль-Къасас, 28:84). См. «Сахих аль-Къудсиййа» стр. 8.

2 – ???? ????? ???????? — ??? ???? ????? — ???? ?????????? — ??? ???? ???? ???? — ?????? ??????? ???? ??????? ????? ??????? ?????: ?????:

« ????? ??????? ?????? ???????????? ??????????????? ? ????? ??????? ?????? ?????? ????? ?????????? ?????? ??????????? ????????? ??????? ???? ???????? ???????? ????????? ? ?????? ???? ????? ????? ??????????? ????????? ??????? ???? ???????? ?????? ????????? ????? ????????????? ?????? ????? ????????? ????????? ? ?????? ????? ??????????? ?????? ??????????? ????????? ??????? ???? ???????? ???????? ????????? ? ?????? ???? ????? ????? ??????????? ????????? ??????? ???? ????????? ????????? » .

2 – Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, передававший слова собственного Всемогущего и Великого Господа, сообщил:

«Воистину, Аллах записал хорошие и плохие дела[1], по окончании чего разъяснил это[2]: “За тем, кто примет решение совершить хорошее дело, но не совершит его, Аллах запишет у Себя (совершение) целого хорошего дела; в случае если (человек) примет решение (совершить хорошее дело) и совершит его, Аллах запишет за ним у Себя (совершение) от десяти до семисот и многим более хороших дел; за тем, кто примет решение совершить плохое дело, но не совершит его, Аллах запишет у Себя (совершение) целого хорошего дела, а если он примет решение (совершить плохое дело), и совершит его, Аллах запишет (за ним) одно плохое дело”». Ахмад 1/279, аль-Бухари 6491, Муслим 131.

[1] Тут имеется в виду, что Аллах повелел ангелам записывать их.

[2] Другими словами разъяснил ангелам, как направляться записывать эти дела.

3 – ???? ????? ?????????? ???? ?????????? — ??? ???? ???? ???? — ?????:

« ??? ??????? ????? ????? ????????? ???????? ???? ?????? ???? ??????????? ? ???????? ????????? ????????? ?????? ??????????? ???? ? ???????????? ???? ???? ?????????? » .

3 – Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил:

«(Аллах Всевышний сообщил): “Не принесёт обет сыну Адама ничего, помимо этого, что Я предопределил ему, наоборот, предопределённое Мною приводит его к (тому, для чего он приносит обет), и таким путём Я заставляю скупого (тратить собственные средства)»[1].аль-Бухари 6609, Муслим 1640, Абу Дауд 3288.

[1] Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил давать обеты и сообщил: «Воистину, (обет) не приносит блага, а помогает только (средством), разрешающим (взять что-нибудь) от скупого». Ахмад 2/86, Муслим 1639, ан-Насаи 7/15.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: «Не давайте обеты, потому что, воистину, обет никак не воздействует на предопределение». Муслим 1640.

Шейх Ибн ‘Усаймин сообщил: «Остерегайтесь обета! Не давайте обет, пребывав в благополучии. Не обязывайте себя тем, чем не обязал вас Аллах. В случае если у кого-то имеется пациент, то пускай сообщит: “О Аллах, исцели его!” У кого экзамен, пускай сообщит: “О Аллах, помоги мне его сдать!” Имеется кое-какие студенты, каковые при опасении провала экзамена говорят: “О Аллах, в случае если я сдам экзамен, то сделаю то-то да и то из благих деяний!” Но по окончании того, как он сдал его, он приходит к ученому и говорит: “Помогите мне избавиться от обета, помогите!” Но нет бегства от обета (если он в благом), и его делать в обязательном порядке!» См. «Фатава Ибн ‘Усаймин» 21/54.
А что касается аята, в котором Аллах похвалил тех, кто выполняет собственные обеты: «Они делают обеты» (аль-Инсан, 76:7), то, как сообщил Къатада, в нём речь заходит о тех людях, кто разрешил обет повиноваться Аллаху, совершая молитвы, выполняя пост, выплачивая закят, совершая хадж и ‘погибну и другое из того, что повелел Всевышний Аллах. См. «Фатхуль-Бари» 11/500.

Что касается обетов, дабы избежать грехи, то это разрешено. Ибн Вахб говорил: «Я дал обет, что любой раз, как я сделаю злословие/гъиба/ о человеке, буду поститься один сутки, и это меня утомило, я злословил и постился. Тогда я сделал вывод, что любой раз, как я стану злословить, я буду раздавать милостыню/садакъа/ в один дирхам, и по обстоятельству любви к дирхамам я покинул злословие». См. «ас-Сияр» 9/228.

4 – ???? ????? ?????????? — ??? ???? ??? — ?????: ???????? ??????? ??????? — ??? ???? ???? ???? — ???????:

« ????? ??????? ???????? ??????? ?????? ???????????? ???????? ?????? ??????????? ???????? ???? ??????????? ???????? ??????????? ?????: ????? ???????? ?????? ? ?????: ????????? ????? ?????? ?????????????. ?????: ???????? ??????????? ????????? ????? ??????? ???????. ?????? ????? . ????? ?????? ???? ???????? ????? ???????? ?????? ???????? ??? ???????? ???????? ????????? ????????? ??????????? ???????? ?????????? ???????? ???? ??????????? ???????? ??????????? ?????: ????? ???????? ?????? ? ?????: ??????????? ????????? ????????????? ?????????? ????? ??????????. ?????: ???????? ??????????? ??????????? ????????? ????????? ???????. ?????????? ?????????? ????????? ???? ???????. ?????? ????? ????? ?????? ???? ???????? ????? ???????? ?????? ???????? ??? ????????. ???????? ??????? ??????? ???????? ??????????? ???? ????????? ???????? ??????? ???????? ???? ??????????? ???????? ??????????? ?????: ????? ???????? ?????? ? ?????: ??? ???????? ???? ??????? ??????? ???? ???????? ?????? ?????? ?????????? ?????? ????. ?????: ???????? ??????????? ???????? ????????? ???? ???????. ?????? ????? ????? ?????? ???? ???????? ????? ???????? ????? ???????? ??? ???????? » .

4 – Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сообщил:

– Я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Воистину, первым из людей, кого будут делать выводы в Сутки воскрешения, окажется человек, павший в бою за веру. Его приведут, и (Аллах) напомнит ему о Собственных милостях и он признает их, а позже (Аллах) спросит: “И что же ты сделал (в признательность) за них?” Он ответит: “Я сражался для Тебя, пока не погиб!” (Аллах) сообщит: “Ты лжёшь, потому что сражался ты (лишь) для того, дабы (люди) говорили:“Смельчак!”, — и (они) говорили (так)!”, — по окончании чего довольно (этого человека) будет дано (соответствующее) повеление, и его повлекут лицом вниз, дабы ввергнуть в Огонь[1]. После этого приведут человека, что получал знание, обучал ему (вторых) и просматривал Коран, и (Аллах) напомнит ему о Собственных благодеяниях и он признает их, а позже (Аллах) спросит: “И что же ты сделал (в признательность) за них?” Он ответит: “Я получал знание, и (обучал) ему вторых и просматривал Коран для Тебя!” (Аллах) сообщит: “Ты лжёшь, потому что обучался ты (лишь) для того, дабы (люди) говорили: “Опытный!”, — и просматривал Коран (лишь) для того, дабы (люди) говорили: “Он чтец!”, — и (они) говорили (так)!”, — по окончании чего довольно (этого человека) будет дано (соответствующее) повеление, и его повлекут лицом вниз, дабы ввергнуть в Пламя. А позже приведут человека, которому Аллах даровал широкий удел и которого наделил различными видами достатков, и (Аллах) напомнит ему о Собственных благодеяниях и он признает их, а позже (Аллах) спросит: “И что же ты сделал (в признательность) за них?” Он ответит: “Для Тебя не упускал я ни одной возможности израсходовать деньги так, как это угодно Тебе”. (Аллах) сообщит: “Ты лжёшь, потому что ты делал это (лишь) чтобы (люди) говорили: “Щедрый!”, — и они говорили так!”, — по окончании чего довольно (этого человека) будет дано (соответствующее) повеление, и его повлекут лицом вниз, дабы ввергнуть в Пламя»[2]. Муслим 1905, ан-Насаи 6/23, ат-Тирмизи 2382.

[1] Сообщается, что Сахль ибн Са’д ас-Са’иди, да будет доволен им Аллах, сообщил:

— (На протяжении одного из походов) Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, встретил многобожников, и (мусульмане) вступили с ними в сражение, (по завершении которого) Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (вместе с мусульманами) возвратился в собственный лагерь, а (многобожники) – в собственный. Среди сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был один человек, что не упускал ни одного случая, дабы не пуститься в погоню за многобожником и не зарубить его своим клинком, и (люди стали) говорить: «Сейчас никто из нас не сделал столько, сколько сделал такой-то!» – но Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: «Воистину, он – из жителей огня!» Тогда кто-то из людей сообщил: «Я буду (везде) следовать за ним», и (в следующий раз данный человек) отправился вместе с ним, останавливаясь в том месте, где останавливался он, и поспешая, в то время, когда торопился он. А позже данный (смельчак) был не легко ранен, и, хотя как возможно стремительнее расстаться с судьбой, он приложил (рукоять) собственного меча к почва, а его остриё — к собственной груди, ринулся на клинок и наложил на себя руки. Затем человек(, следовавший за ним,) пришёл к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сообщил: «Свидетельствую, что ты — Посланник Аллаха!» (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) задал вопрос: «А что произошло?» (Данный человек) сообщил: «(Дело касается) того человека, которого ты назвал одним из жителей огня, что поразило людей. Тогда я сообщил: “Я поведаю вам о нём”, и стал неотступно следовать за ним. (Через некое время) он был не легко ранен и, хотя как возможно стремительнее расстаться с судьбой, приложил (рукоять) собственного меча к почва, а его остриё — к груди, ринулся на клинок и наложил на себя руки». (Выслушав его,) Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: «Воистину, людям может представляться, что человек совершает дела жителей Рая, но (в действительности) он относится к числу жителей Огня, людям может представляться, что человек совершает дела жителей Огня, но (в действительности) он из жителей Рая!» аль-Бухари 2898, 4202 и Муслим 112.

В второй версии этого хадиса со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, кроме этого сообщил: «Поднимись, о такой-то, и заяви, что лишь верующий войдёт в Эдем! Воистину, Аллах поддерживает эту религию кроме того посредством безнравственного человека!»

[2] Слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о человеке, что сражался, о учёном, и щедром их наказании и человеке за их деяния, совершённые для чего-то другого, кроме Аллаха, и вхождение их в Пламя, являются доказательством о строгой запретности показухи, ужасном наказании за это, и побуждение к обязательности искренности в делах, как об этом сообщил Всевышний Аллах: «А ведь им было велено только поклоняться Аллаху, помогая ему честно» (аль-Баййина, 98:4). И во всём, что сообщается о преимуществе борьбе на пути Аллаха, говорится о тех, кто честно хотел делать это лишь для Аллаха, да и то же самое относится к учёным и раздающим милостыню. См. «Сахих аль-Къудсиййа» стр. 19.

5 – ?? ???????? ?? ????? ????????? ????? ???????? ?????????? ????? ???????? ???? ???????? ????????? ????? ???????? ????????????? ?????????

??????? ?????? ???????????? ??????? ???? ???????? ???? ????????? ???????? ???????? ???????: ???? ????? ? ?????????: ????? ?????????? . ?????????? ?????? ?????? ???????? ?????? ???????? ?????? ????????? ???????? ???????? ?????? ??????? ?????? ????: ?????????? ??????? ????????? ????? ???????????? ???????? ?????????? ???? ??????? ??????? -?????? ????? ???????? ????????- ?????????? ????????????. ??????? ????? ??????????: ???????? ??????????????? ???????? ???????????? ??????? ??????? -?????? ????? ???????? ????????- ?????????? ????????????. ????? ?????? ????? ?????????? ???????? ???????? ???????? ????? ??????? ??????? ??????????????? ???????? ???????????? ??????? ??????? -?????? ????? ???????? ????????- ??? ????? ????????? ??? ??????? ?????? ??????? ??????????. ????? ?????? ????? ?????????? ???????? ??????? ????? ??????? ???????? ???????? ??????? ??????????????? ???????? ???????????? ??????? ??????? -?????? ????? ???????? ????????- ??????? ?????? ??? ????? ????????? ??? ??????? ?????? ??????? ??????????. ????? ?????? ????? ?????????? ???????? ??????? ????? ??????? ???????? ???????? ??????? ???????? ??????????????? ???????? ???????????? ??????? ??????? -?????? ????? ???????? ????????- ??????? ?????? ??? ????? ????????? ??? ?????? ?????? ??????? ??????????. ????? ?????? ????? ?????????? ???????? ????????? ????? ????? ??????? ????? ???????? ?????????????? ??????? ???????? ????? ??????? ??????? ?????????? ??????? ??????? -?????? ????? ???????? ????????- ????? ??????? ????????? ?????????? ????? ????? ?????? ???????????? ???????? ????? ?????????? ?????????? ?????????? ??????? ??????? ????????? ????????? ???? ??????? ???? ?????? ?????? ?????????? ???????? ?????? ??? ??????? ??????? ???????? ??????? ???????? ????????? ??????? ??????????? ?????? ??????????? ??? ?????????? ????? ???????? ????? ????? ??? ?????. ????? ???????? ???????? ?????? ????????? ????? ?????? ??????? ???? ?????? ????????? ???????? ??????????. ????????? ??????? ???? ???????? ????????? ???? ?????????????? ???????? ????????? ??????? ???? ???? ???????? ???? ??????? ????? ???????? ??????? ?????? ????? ?????. ????????? ????????? ???????? ????????? ??????? ???? ?????? ????????? ???????? ?????? ???? ???????? ????????? ????? ?????? ????? ????? ??? ?????. ????? ???????? ???????? ?????? ????????? ????? ?????? ?????? ????????? ?????????????. ????????? ??????? ???? ???????? ????????? ???? ?????????????? ???????? ????????? ??????? ???????? ???? ???????? ???? ??????? ??????? ??????? ?????? ????? ?????. ????????? ????????? ?????? ??? ??????? ??????? ????????? ??????? ???? ??? ?????? ???????? ????????? ???????? ???????????? ??? ????????? ??????????? ?????? ????????. ????????? ??????? ???????? ???? ???????? ????????? ???? ?????????????? ???????? ????????? ??????? ???? ???????? ???? ??????? ??????? ??????? ?????? ????? ????? ». ????? ?????? ??????? ??????? -?????? ????? ???????? ????????- ????? ????????? ??????? « ??? ????? ?????????? ????????? ???????????? ??????? ?????? ??????? ????????? ?????? ???????? ?????? ???????????? ». ??????? ?????????? ????? ????????? ????????????? ???????? ???? ???????? ????? ???????? ???? ??????? ?????? ????? ??????????? ???????????? ???????. ????? ????? ????????? ???????????? ?????????? ???? ????? ??????? ??????? ????? ????????? ????????????? ???????? ???????? ?????? ???????????? ??????? ???? ????? ?????????? ??????? ??????????? ???? ?????? ??????????? ????? ???????? ?????? ?????? ???? ???????? ????? ????? ??????????? ??????? ???????? ?????? ???????? ??????? ??????? ????????? ???? ???????? ????? ????????? ??????? ????? ??????? ??????????? ???????? ???? ???????? ??????? ?????? ??????? ??????????? (???? ????? ??????? ?????????? ?????????? ???????????? ??????? ?????????? ????????????? ?????? ?????? ?????? ??? ??????????? ????????? ????????? ?????? ?????? ??? ????????? ?????? ???????? ???????? ??? ???????? ?????? ????????? ??? ??????? ??????????? ).

5 – Передают со слов аль-Валида ибн Абуль-Валида Абу ‘Усмана аль-Мадани о том, что ‘Укъба ибн Муслим поведал ему, что Шуфайй аль-Асбахи говорил ему, что в один раз приехав в Медину он встретил людей, каковые собрались около одного человека и он задал вопрос: «Кто данный человек?» (Люди) сообщили: «Абу Хурайра!»

(Шуфайй сообщил):

– Я приблизился к нему и сел наоборот него, а он говорил людям. В то время, когда Абу Хурайра закончил сказать и умолк, я попросил его: «Я прошу тебя об подлинной правде, поведай мне хадис, что ты слышал от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, осознал и выучил его!» Тогда Абу Хурайра сообщил: «Я сделаю это, я в обязательном порядке поведаю тебе хадис, что мне поведал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, что я осознал и выучил».

ХАДИСЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ! Новинка на \


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: