Из учебника: анализ динамики показателей прибыли

На начальной стадии показателей Пр, приведенных в отчете о приб и убытк, рассматривается их динамика, рассчитывается темпы их роста и на данной базе делаются выводы о некоторых фактах деят-ти орг-ции.

Тут для расширения аналитич поля целесообразно расчеты по показателям Пр, каковые находятся в ф.№2, дополнить расчетами по нераспределен. Прибыли, величину которой возможно выяснить согласно данным отчета об трансформациях капитала как отличие между суммой чистой Пр и суммой её распределения на барыши (проценты), отчисления в резервный фонд и т.п.

На основании сопоставления темпов роста Пр от продаж и валовой Пр модно сделать вывод, пускай и достаточно условный, об эффект-ти управления коммерч и управленч затратами и об оправданности их роста. При эффект-ном управлен этими затратами темп роста прибыли от продаж превышает темп роста валовой Пр. Тут учтем, что время от времени вычисляют допустимыми скорость увеличения коммерч и управленч затрат на уровне темпа роста выручки от продаж. , если коммерч и управлен затраты растут стремительнее, чем выручка, то рост разглядываемых затрат сверх темпа роста выручки возможно расценивать как неоправданный для разбираемого периода.

На основании сопоставления темпов роста Пр до налогообложения и Пр от продаж возможно сделать вывод о соотношении роста проч расходов и доходов. В случае если темп роста Пр до налогооблож опережает темп роста Пр от продаж, это говорит о увеличении темпа роста проч доходов над темпом роста проч затрат.

На основании сопоставления темпов роста чистой Пр и Пр до налогообложен возможно сделать вывод о темпах роста налога на Пр и иных элементов (слагаемых), участвующих в расчете чистой Пр. В случае если чистая Пр растет стремительнее, чем Пр до налогооблож, это говорит об применении организацией рационального механизма налогообложения.

На основании сопоставления темпов роста нераспред Пр и чистой возможно делать выводы о темпе роста барышов, других направлений и процентов распределения чистой прибыли.

26. Факторный анализ прибыли до налогообложения

При анализе Пр до налогообложения изучается в динамике её структура, т.е. удельн вес фин. результата продаж и другого фин.результата в общей величине Пр до налогообложения. Кроме этого производится факторный анализ трансформации Пр до налогообложения в отчетном периоде если сравнивать с теми-же месяцами в прошедшем году.(Пример табл. На стр. 152 светло синий пособия)

Инвестицион деятельн-ть меняет актив.

Денежная деят-ть меняет пассив (кредиты, акции, облигации, займы и др.)

Употребляется аддитивная модель.

Дальше идет таблица

Вывод: В прошедшем сезоне Пр от продаж составляла 129,5% в общей сумме Пр до налогообложения при наличии

Убытка от других операций, составляющего 29,5% от прибыли до налогообложения. В отчетн году понижение убытка от проч операций стало причиной более благоприятным соотношениям, например, Пр от продаж составила111,8% по отношению к Пр до налогообложения, а убыток лишь 11,8% к данной величине.

Стр.154 (табл.) в светло синий пособии

Как продемонстрировали результаты анализа Пр до налогообложения в отчетн году если сравнивать с прошл возросла на 50,72%. Таковой большой рост показателя явл-ся следствием роста валовой Пр, которая увеличила Пр до налогообложения на 38,977 либо в 1,6 раза. Понижение убытка от проч. операций на 2,806

сокращения управленческих затрат на 1,385. Одновременно с этим рост коммерч. Затрат уменьшил величину Пр до налогооблож на 31,061. Ещё ранее отмечалось, что рост коммерч. Затрат опережает рост количества продаж и при наличии лишь отчетной информации возможно сказать о неоправданности таких затрат.

27. Факторный анализ прибыли от продаж

П=QP-Qс\с (П зависит от Q, Р, с/с)

Факторы, вызывающие изменение П от продаж:

  • изменение количества продукции
  • изменение с/ст реализованной продукции
  • изменение продажных стоимостей
  • изменение структуры продаж с позиции различий в рентабельности отдельных видов продукции

Вышеперечисленная информация в бух отчетности отсутствует.

1. Факторный анализ Ппр на базе данных Ф2 и информации об индексе стоимостей – «методика экспресс- анализа».

Необх. условием применения явл. наличие информации (пояснительная записка) об индексе продажных цен на ТРУ либо имеется возможность его расчета.

При внешнем анализе данные об индексе стоимостей возможно взять из статистических и аналитических обзоров, интернета, прайс-страниц и т.д.

При внутр. анализе расчет ИЦ осуществляется по формуле:

Оi1,0 – количество продукции

Цi1,0 – продажная цена единицы продукции i-того вида без налогов

n – кол-во видов реализованной продукции

ФА наряду с этим варианте осуществляется на базе элиминирования, а расчет влияния факторов производится методом цепной подстановки.

Определим влияние на П от продаж след. факторов (методом цепных подстановок):

1. Изменение количества продаж

2. Изменение полной с/с реализованной продукции с учетом сдвигов в структуре ассортимента с позиций затратоемкости ее отдельных видов

3. Изменение стоимостей продаж

1 этап: расчет выручки от продаж отчетного периода в базовых (прошлых) стоимостях, т.е. условной выручки:

2 этап: расчет индекса количества продаж производится по формуле:

3 этап: расчет полной с/с реализованной продукции отчетного периода в базовых затратах на единицу продукции: С полная услов. = С/ст0 · IQ

4 этап: расчет базовой прибыли от продаж, вычисленной исходя из фактического количества продаж при базовых стоимостях на продукцию и базовых затратах: Ппр. усл = Вусл – Сусл

Расчет влияния факторов осуществляется по формулам:

1. Влияние количества продаж

2. Влияние с/с продаж с учетом структурных сдвигов

3. Влияние продажных стоимостей

Вусл=q1р0

Алгебраическая сумма влияния всех факторов обязана соответствовать отклонению отчетного значения прибыли от продаж от базового значения:

2. Упрощенный факторный анализ Ппр на базе данных Ф2

Наряду с этим варианте изменение Ппр рассматривается в зависимости от трансформации:

1. Выручки от продаж (количественный фактор)

2. Удельной полной с/ст реализованных товаровТРУ (с/ст на 1 руб продукции – качественный фактор)

Наряду с этим варианте употребляется след. комбинированная факторная модель:

Ппр = В·(100 – СП/В)

В – выручка

СП – полная с/с, опред. расчетным методом: стр. 020 + 030 + 040 Ф2

СП/В – полная с/с реализованной продукции в расчете на рубль выручки, в коп.

(100 – СП/В) – прибыль от продаж на рубль выручки, в коп.

Исходной моделью при анализе явл. модель (влияние казанных факторов рассчитывается методом безотносительных ризниц):

Обозначим удельную с/с как УС. Кач-ный фактор отражает, со своей стороны, влияние след. факторов:

А. Эффективность применения производственных ресурсов

Б. Цены на потребляемые ресурсы, тарифы на перевозки и энергоносители, услуги сторонних организаций

В. Структура реализованной продукции с позиции затратоемкости, ее отдельных видов

Г. Цены на реализованную продукцию

Расчет влияния факторов на трансформацию Ппр методом полных отличий производится по формулам:

На протяжении предстоящего анализа фактор СП/В возможно детализировать по составляющим ее элементам:

С – неполная с/с реализованной продукции С/В – неполная с/с на рубль выручки

КР/В – коммерч. затраты на рубль выручки от продаж УР/В – коммерч. затраты на рубль выручки от продаж

3. Факторный анализ Ппр на базе данных Ф2 и Ф5

Употребляется след. комбинированная факторная модель:

МЗ – материальные затраты, ЗОТ – затраты на зарплату , ОСН – отчисления на соц. потребности, А – амортизация, ПЗ – другие затраты

Представим эту модель в след. виде:

Ппр = В·[1 – (МЕ + ЗЕ + АЕ + УПЗ)]

МЕ – материалоемкость продаж ЗЕ – зарплатоемкость продаж АЕ – амортизациемкость

УПЗ – удельные другие затраты

В данной модели полная с/с реализованной продукции представлена в поэлементном разрезе, что разрешает выяснить влияние на трансформацию Ппр эффективности применения отдельных видов ресурсов на продажи и производство, что находит отражение в показателях удельных затрат. Расчет влияния факторов по данной модели осуществляется методом полных отличий.

Детализация влияния удельной полной с/с реализованной продукции осуществляется на базе данных Ф5 и требует предварительных расчетов:

1.Структуры неспециализированных затрат по простым видам деятельности, т.е. определения удельных весов каждого элемента затрат в их неспециализированной сумме

2.Размера каждого элемента затрат в полной с/с реализованной продукции, исходя из предположения, что структура с/с соответствует структуре неспециализированных затрат

4. ФА Ппр на базе данных Ф2 (нет в лекции)

По окончании преобразований начальная комбинированная модель примет вид:

Употребляется аддитивная модель: Ппр = В – С – КП – УР

В – выручка, С – неполная себестоимость КП – коммерческие затраты УР – управленческие затраты

Изменение этих факторов на трансформацию прибыли от продаж осуществляется по формуле:

?Ппр = ?В – ?С – ?КП – ?УР

Данный вариант не разрешает установить подлинные обстоятельства трансформации прибыли от продаж, потому, что участвующие в расчете факторные показатели за различные отчетные периоды несопоставимы, а их сравнение некорректно.

28. Факторный анализ чистой прибыли

Расчет ЧП в Ф2 производится по формуле (1): ЧП = ПДН + ОНА – ОНО – ТНП

ОНА – отложенные налоговые активы

ОНО – отложенные налоговые обязательства

ТНП – текущий налог на прибыль

190 = 140 + 141 – 142 – 150

ОНА – часть отложенного налога на прибыль, к-ая сокращает его размер в последующих отчетных периодах: ОНА = Вычитаемые временные отличия · Нс

расходы разницы – и Временные доходы, к-ые формируют ПДН в одном отчетном периоде, а налоговую базу по налогу на прибыль – в другом.

ВР в зависимости от характера их влияния на налогооблагаемую прибыль делятся на:

1. Вычитаемые

2. Налогооблагаемые

ВВР образуется в рез-те наличия КЗ за купленные товары , если расходы и доходы в налоговом учете опред. по кассовому способу, а в БУ по способу начисления.

При погашения КЗ в след. отчетном периоде налог на прибыль будет уменьшен, т.к. в налоговом учете затраты возрастут.

ОНО – часть отложенного налога на прибыль, к-ое увеличивает его размер в след. отчетных периодах.

ОНО = Налогооблагаемые временные отличия, появившиеся в отчетном периоде · Нс

Обстоятельства происхождения НВР — выручка от продаж идет по отгрузке (способ начисления), а в налоговом учете по кассовому способу. При оплаты всей отгруженной продукции в след. отчетном периоде налог на прибыль будет увеличен.

При расчете ЧП по Ф2 необх. учесть 2 момента:

1. В формуле расчета присутствует повторный счет факторов с противоположными символами. ОНА и ОНО выступают в один момент как независимые факторы, и они же присутствуют в расчете текущего налога на прибыль

ТНП = НПу + ПНО – ПНА + ОНА – ОНО (2)

НПу = ПДН · Нс – условный расход по налогу на прибыль (при отсутствии расхождения между БУ и НУ)

ПНО – постоянные налоговые обязательства: ПНО = Постоянные налоговые отличия · Нс

ПНО учитываются в БУ, но ни при каких обстоятельствах не принимаются при формировании налогооблагаемой прибыли

ПНА – постоянные налоговые активы: ПНА = Постоянные вычитаемые отличия · Нс

ПНА учитываются в БУ, но не учитываются при определении налоговой базы

В случае если в формулу (1) подставить формулу (2), возьмём:

ЧП = ПДН + ОНА – ОНО – НПу – ПНО + ПНА – ОНА + ОНО

По окончании преобразования факторная модель (1) примет вид:

ЧП = ПДН – НПу – ПНО + ПНА

ПНА и ПНО отражены в Ф2 справочно.

2. Каждая организация в праве установить собственный формат отчета о убытках и прибылях и отразить в соответствии с требованиями ПБУ 18/02 по отдельным строчкам до показателя ЧП след. показатели:

А. пени и Штрафы, подлежащие уплате в внебюджетные фонды и бюджет (ШП)

Б. ОНА по выбывшим объектам их учета (ОНАв)

В. ОНО по выбывшим объектам их учета (ОНОв)

Г. Налог на прибыль в бюджет по перерасчету за прошлые годы, в случае если таковой перерасчет произведен в этом году (НПп)

Д. ЕНВД, в случае если организация уплачивает его наровне с налогом на прибыль

С учетом этих 2 моментов факторная модель ЧП может принять вид:

ЧП = ПДН – НПу – ПНО + ПНА – ШП — ОНАв + ОНОв – НПп – ЕНВД (4)

Эта формула соответствует порядку расчета ЧП по счету 99 – «убытки и Прибыль» . Т.о., изменение ЧП опред. трансформацией факторов, приведенных в модели (4):

?ЧП = ?ПДН – ?НПу – ?ПНО + ?ПНА – ?ШП — ?ОНАв + ?ОНОв – ?НПп – ?ЕНВД

29. Совокупность показателей рентабельности организации и методика их расчета

В общем виде расчет рентабельности (прибыльности либо доходности) возможно представить следующей формулой

Рентабельность = Прибыль / Затраты либо ресурсы (капитал)

Определенные показатели рентабельности являются обобщающими чертями эффективности деятельности организации, разглядим совокупность главных обобщающих показателей, каковые смогут быть выяснены согласно данным бухгалтерской (денежной) отчетности.

Разглядим группы:

1)Показатели рентабельности всей совокупности продукции товаров, услуг и работ.

А) рентабельность затрат на реализованные товары, услуги и работы =

Прибыль от продаж / полная себестоимость

Отражает величину прибыли на единицу полных затрат и характеризует эффективность текущих затрат ресурсов на продажу и производство.

Б) Рентабельность продаж = Прибыль от продаж / Выручка от продаж

Отражает величину прибыли на единицу количества продаж и характеризует уровень доходности продаж.

2)Показатели рентабельности капитала:

2.1) Рентабельность капитала, авансированного в активы:

А) рентабельность всех активов = ЧП / Средняя цена всех активов организации

Отражает сумму прибыли на единицу неспециализированной величины капитала, другими словами всех активов, независимо от источника их формирования и характеризует эффективность применения всей совокупности активов (имущества организации).

Б) рентабельность производственных фондов = Прибыль от продаж / Средняя цена главных фондов и материальных оборотных средств, другими словами запасов.

Отражает величину прибыли на единицу цены главных запасов и средств и характеризует эффективность применения производственных фондов.

В) рентабельность чистых активов = ЧП / Средняя СЧА . Отражает величину прибыли на единицу чистых активов, другими словами собственного капитала в уточненной величине и характеризует эффективность его применения.

2.2) Рентабельность СК = ЧП/ средняя величина СК. Отражает величину прибыли на единицу СК и характеризует эффективность его применения.

2.3) рентабельность акционерного (уставного) капитала = ЧП / Средняя величина УК. Отражает величину прибыли на единицу положенного соучредителями капитала и характеризует эффективность его применения.

2.4) Доходность акционерного (уставного капитала) = Барыши ( проценты из ЧП) / Средняя величина акционерного (уставного) капитала. Отражает долю прибыли в пользу собственников на единицу положенного ими капитала.

На начальной стадии анализа рентабельности рекомендуется совершить динамики и расчёты уровня всей совокупности вышеуказанных показателей. Для расчета этих показателей применяют эти денежной отчетности. По итогам анализа делаются выводы. Предстоящее направления анализа связано с пофакторным изучением каждого из рассмотренных показателей рентабельности чтобы выяснить как хорошие, так и отрицательные факторы, влияющие на динамику соответствующего показателя, таковой анализ нужен для выработки управленческих ответов, направленных на усиление действия хороших и понижение или предотвращение действия отрицательных факторов.

30. Факторный анализ рентабельности продаж

рентабельности продаж воображает удельный вес (прибыли от продаж / выручку от продаж) и рассчитывается по формуле:

.

Рентабельность продаж предлагается в качестве показателя эффективности в приказе Федслужбы РФ по банкротству и финансовому оздоровлению № 16 от 21.01.01.

Показатель универсальный, поскольку его возможно рассчитывать:

а) по отдельному изделию;

б) по отд. пр. изделий;

в) по отд. филиалу;

г) по всей продукции;

д) по ремонту;

е) по отрасли.

Факторный анализ осуществляется на базе применения приема элиминирования, а расчет влияния факторов производится методом цепной подстановки.

Традиционно в ходе факторного анализа определяется влияние тех же факторов, каковые оказывают действие и на безотносительный размер прибыли от продаж, за исключением фактора количества продаж.

Те на рентабельность продаж воздействует:

1. Сдвиг в структуре ассортимента реализованной продукции с позиции различий в уровне рентабельности отд. изделий.

2. Изменение полной себестоимости отдельных видов реализованной продукции.

3. Изменение продажных цен на продукцию.

Но такое изучение требует информации, отсутствующей в бухг. фин. отчетности.

Информация формы 2 разрешает распознать влияние 2 и 3 факторов.

Наряду с этим варианте расчет влияния факторов цен структуры продаж и изменения ассортимента осуществляется в один момент.

При анализе осуществляется расчет дополнительного показателя рентабельности, т.е . подстановки.

Отчетный уровень рентабельности при базовой себестоимости продукции:

,

где В — выручка от продаж; С — полная себестоимость продаж.

Расчет влияния факторов осуществляется способом цепных подстановок:

1. Изменение рентабельности продукции за счет цен и изменения ассортимента рассчитывается:

.

2. Изменение рентабельности за счет трансформации себестоимости

.

Итог влияния всех 3-х факторов должен быть равен трансформации рентабельности продаж.

Рпр1 – Рпр0 = ?Р?с/ст + .

В порядке углубления анализа воздействие фактора трансформации с/ст возможно детализировать в резрезе трансформации производственной с/ст без управленч. и коммерческих затрат и изменение УР и КР.

Рпр=Приб от продаж/Выручка=(Выр-с/ст полная)/Выр.=(Выр-(С/ст произв.+КР+УР))/Выр

Расчеты возможно произвести методом полезных подстановок. Вероятен и иноу вариант детализации фактора трансформации с/ст, при котором ее изменение рассматривается как следствие динамики каждого эк. элемента, формирующего полную с/ст продаж. Тут в формуле с/ст полная=МатерЗатраты+ОплатаТруда+Амортизац+ОтчислениянаСоцНужды+ПрочиеЗатраты)

31. Факторный анализ капитала, авансированного актива

Расчет рентабельности активов возможно создавать, применяя следующие показатели прибыли: валовая прибыль, прибыль от продаж, до налогообложения и ЧП. Согласно нашей точке зрения предпочтение направляться отдавать показателям прибыли до налогообложения и ЧП. При расчете с учетом прибыли до налогообложения возможно применять след формулу

Рактивов = Прибыль до налогообложения / Средняя цена всех активов.

Данный показатель характеризует эффективность деятельности организации в целом. Так как прибыль до налогов самый полно отражает финн итог всех активов организации.

Для расчета рентабельности активов с ЧП употребляется

Ра = ЧП/ Средняя цена всех активов. Данный показатель кроме этого употребляется для оценки эффективности деятельности организации, но наряду с этим отражает не только эффективность применения всех активов, но и эффективность учетной и налоговой политики.

Разглядим методику факторного анализа рентабельности активов по чистой прибыли.

Ра=ЧП/средниеА=(Выр/срА)*(ЧП/Выр)=Оа*Рпр чп=Отдача активов*Рентаб продаж, вычисленная исходя из чистой прибыли

Метод расчета влияния трансформации Рпр ч и Оа на Ра методом безотносительных отклонений следующий

?направляться(?Оа)=(Оа1-Оа0)*Рпр ч0

?Ра(Рпр ч)=Оа1*(Рпр ч1-Рпр ч0)

?Ра=Ра1-Ра0=?Ра(?Оа)+ ?Ра(Рпр ч)

Возможно развернуть эту формулу.

Ра = ЧП/ А =( Ареал / Асред) * (Апредприн/ А реал)* (Выручка/ А предприн)* (прибыль от продаж/ Выручка) * (Прибыль до налогов/прибыль от продаж)* ( ЧП/Прибыль до налогов)= =Ур´Уп´ОАп´Рпр´Кпфр´Кэл

Ра=удельный вес,реально наход в обороте´уд вес испол в предприн деят´Отдача капитала´рентаб продаж´Коэф соот-я Пр до н/о и Пр от пр´коэф соот-я чистой Пр и Пр до н/о

Коэффициент соотношения ЧП и прибыли до налогов учитывает действие на рентабельность активов элементов перехода от прибыли до налогообложения к чистой прибыли.

Расчет факторов возможно совершить любым способом элиминирования

32. Факторный анализ рентабельности производственных фондов

На трансформацию рентабельности производственных фондов влияют факторы первого порядка, подобные факторам, воздействующим на рентабельность активов в целом в частности рентабельность производственных фондов по факторам возможно представить виде следующих формул:

Ра= В/А * ЧП/В

Но лучше вместо ЧП применять Пот продаж, тк её формирую производственные фонды

Двухфакторная модель рентабельности ПФ имеет форму:

Расчет влияния факторов осуществляется методом полных отличий.

?Рпф(?Опф) = (Опф1 – Опф0)*Рпр0

?Рпф(?Рпр) = Опф1*(Рпр1 – Рпр0)

?Рпф = ?Рпф1 – ?Рпф0 = ?Рпф(?Опф) + ?Рпф(?Рпр)

Необходимо еще разглядывать рентабельность производственных фондов через прибыль от продаж.

Расход влияние факторов происходим из любых способов элиминирования.

Состав произ фондов включает запасы и основные фонды. , если нма употребляются в производстве, то их нужно включать в произ фонды.

Резервы роста рентабельности производственных фондов направляться изыскивать в понижении издержек на продажу и производство.

33. Факторный анализ рентабельности чистых активов

Факторные модели изучения рентабельности чистых активов строятся подобно моделям, применяемым при анализе рентабельности всей совокупности активов.

Также самое что и в активах, но используем чистые активы.

Расчет влияния факторов происходит любым способом элиминирования.

Рентабельность ЧА свидетельствует рентабельность уточненной величины СКО. Двухфакторная модель рентабельности ЧА имеет форму:

Расчет влияния факторов осуществляется методом полных отличий.

Разглядим расширенную модель факторного анализа.

Расширенная модель ФА рентабельности ЧА если сравнивать с такой же моделью рентабельности совокупных активов (Ра = ЧП/ А =( Ареал / Асред) * (Апредприн/ А реал)* (Выручка/ А предприн)* (прибыль от продаж/ Выручка) * (Прибыль до налогов/прибыль от продаж)* ( ЧП/Прибыль до налогов)= =Ур´Уп´ОАп´Рпр´Кпфр´Кэл) имеет один доп. фактор, к-ый стоит в модели на первом месте. Он появляется из метода расчета рентабельности ЧА с учетом того, создание ЧП связано с функционированием всей совокупности активов, а не только ЧА.

Расширенная семифакторная модель рентабельности ЧА имеет форму:

Rча=Кча´Ур´Уп´ОАп´Рпр´Кпфр´Кэл

Rча = КЧА´удельный вес,реально наход в обороте´уд вес испол в предприн деят´Отдача капитала´рентаб продаж´Коэф соот-я Пр до н/о и Пр от пр´коэф соот-я чистой Пр и Пр до н/о

КЧА =А / ЧА – это коэффициент соотношения средней ст-ти совокупных и чистых активов.

Расчет влияния факторов осуществляется методом полных отличий.

34. Определение порога рентабельности (точки безубыточности) продаж, запаса денежной прочности и результата операционного рычага.

Информация из формы 2 разрешает произвести оценку фин результатов на базе маржинального подхода но с громадной долей условности. Таковой подход базируется на связи затрат, прибыли и объёма продаж и предполагает следующее:

Разграничение всех текущих затрат, которые связаны с продажей и производством продукции на переменные и постоянные.

Расчет следующих финн показателей. (маржинальный доход/прибыль, порог рентабельности продаж(точка бузубыточности), запас финн прочности, эффект операционного рычага).

Переменные либо условно переменные затраты – это текущие затраты органиации на продажу и производство продукции, суммарная величина которых находится в прямой зависимости от продаж и объёма производства. (зп, сырье и тд)

Постоянные и условно-постоянные затраты – текущие затраты на продажу и производство, суммарная величина которых остается неизменной либо мало изменяется при трансформации продаж и объёма производства(Управл. и Комерческ. Затраты)

Маржинальный доход = отличие между переменными затратами и выручкой.

Это необходимо для оценки свойства организации покрывать собственные постоянные затраты и вырабатывать прибыль от продаж.

Порог рентабельности – минимальный количество продаж, при котором маржинальная прибыль = 0.

Порог рентабельности = FC/( маржинальный доход/ выручка).

FC-постоянные затраты

Запас финн прочности – это отличие между выручкой от продаж и порогом рентабельности и рассматривается как показатель риска.

Эффект операционного рычага = Маржинальный доход / Прибыль от продаж.

Показывает, во какое количество раз маржинальный доход превышает прибыль. Любое изменение количества продаж на 1% порождает более сильное изменение чистой прибыли на ЭОР%.

Расчет вышеуказанных показателей возможно произведен на основании формы 2.

Возможно применять показатели выручки, вычислить условно переменные затраты (себестоимость + коммерческие затраты) , условно постоянные затраты (управленческие), маржинальный доход (выручка – условно переменные).

Запас фин прочности = выручка – точка безубыточности

Эффект операционного рычага (посчитать)

В случае если ЭОР=3, то:

Расчеты продемонстрировали, что организация имеет солидный возрастающий запас фин прочности , эффект операционного рычага незначителен, другими словами утрата прибыли организации угрожает при понижения количества продаж более, чем на 30%, но в этом случае необходимо учесть, что результаты расчета условен и не полностью отражает действительность. Это связано с тем, что в качестве исходной величины постоянных затрат принята лишь сумма административных затрат, другими словами очевидно занижена величина постоянных затрат.

35. Главные показатели себестоимости продукции

СС продукции – это один из наиболее значимых факторов формирования устойчивости и деятельности финансового результата организации ее денежного состояния. СС продукции в значительной мере определяет уровень цен на продукцию предприятия. На величине СС продукции сказываются все факторы, которые связаны с применением материальных, трудовых ресурсов и главных производственных фондов.

Для характеристики ССП применяют обобщающие и частные показатели.

Обобщающие полные:

— СС реализованной продукции

— СС выпущенной продукции (отличается ССРП на трансформацию остатка нереализованной продукции на складе)

— Затраты по простым видам деятельности (включает изменение остатков НЗП, изменение остатков затрат будущих резервов и периодов грядущих затрат, и затраты относимые на непроизводственные квитанции)

— СС сравнимой и несравнимой (снятая с производства либо запущенная лишь в текущем году) продукции

Обобщающие относительные:

— Затраты на один рубль продукции (характеризует эффективность производства) затраты/количество выпуска

— Затратоотдача количество выпуска/затраты

Частные:

— Калькуляция единицы продукции или других объектов калькулирования (нормативные, плановые, отчетные)

— Затраты на производство продукции по центрам центра и ответственности формирования затрат.

— Затраты по отдельным статьям калькуляции и экономическим элементам

При анализе ССП изучается динамика показателей, производится сравнение с плановым либо нормативным уровнем и анализ должен быть нацелен на поиск резервов понижения себестоимости, как фактора роста прибыли и понижение цен на продукцию для увеличения конкурентоспособности организации.

36. Анализ себестоимости продукции по экономическим элементам, по статьям калькуляции

Группировка затрат по экономическим элементам нужна чтобы понять что употреблялось на предприятии при производстве (материалы, труд, главные средства).

Такая группировка нужна, дабы вычислить материалоемкость продукции, трудоемкость их изменение и фондоемкость.

По экономическим элементам группируются затраты по простым видам деятельности. Элементы затрат для предприятия всех форм собственности группируются одинаково в соответствии с нормативными актами.

НКРФ — материальные затраты, затраты на зарплату , сумма начисленной амортизации, другие затраты

ПБУ-10 – 5 элементов

Группировка по статьям калькуляции дает данные о том, на что употребляются ресурсы. Такая группировка разрешает выделять косвенные затраты и прямые, переменные и постоянные, главные и накладные. С ее помощью формируются затраты по центрам возникновения ответственности и центрам затрат. Группировка по статьям калькуляции воображает для управления больше информации, чем группировка по элементам затрат.

Группировка по статьям калькуляции относится к управленческому учету, исходя из этого строго не регламентируется, по статьям калькуляции группируется СС выпущенной продукции. Сумма затрат по элементам и по статьям калькуляции смогут не совпадать, расхождение может появиться из-за трансформации остатков незавершенного производства, затрат будущих резервов и периодов грядущих затрат. Количество статей калькуляции зависит от изюминок производства и может колебаться в пределах от 4-х до 15-и. Ориентиром для определения статей калькуляции могут служить отраслевые методические советы по планированию, калькулированию и учёту себестоимости продукции, в которых определяется порядок формирования статей калькуляции.

В индустрии, в большинстве случаев, выделяются следующие статьи:

— материалы и сырьё — возвратные отходы

— полуфабрикаты и покупные изделия

— энергия и топливо на технологические цели

— главная ЗП производственных рабочих

— дополнительная ЗП производственных рабочих

— отчисления на социальные потребности производственных рабочих

— ОПР — ОХР

— утраты от брака

— затраты на освоение и подготовку производства

— другие производственные затраты

— коммерческие затраты

При анализе СС по элементам затрат и по статьям калькуляции возможно осуществлять вертикальный и горизонтальный анализ. Т.е. возможно вычислить удельный вес соответствующих элементов либо статей калькуляции в общей сумме затрат либо выяснить трансформации если сравнивать с замыслом либо прошлым периодом.
37. Анализ себестоимости продукции по факторам

На трансформацию СС продукции если сравнивать с замыслом и в динамике воздействуют следующие факторы:

— Изменение количества продукции

— Изменение структуры продукции с позиций ее затратоемкости (рентабельности)

— Изменение уровня затрат (экономия либо перерасход материалов, заработной платы и др. затрат при изготовлении конкретных видов продукции)

— Изменение цен на использованные ресурсы

Помимо этого смогут воздействовать трансформации в составе затрат относимых на себестоимость продукции в соответствии с новыми нормативно-правовыми актами.

Методика анализа СС, а также по факторам, зависит от того, какие конкретно способы учета затрат применяет организация, т.е. какая информационная база имеется для анализа. В частности при совокупности учета direct-costing вероятно более правильное определение влияния фактора трансформации количества продукции на его СС, т.к. в этом случае существует строгое разделение всех затрат на переменные и постоянные. При совокупности учета standard-costing вероятно более полное обнаружение резервов понижения СС, т.к. анализ затрат по конкретным статьям СС и видам продукции производится в сравнении с технически обоснованными нормами расхода ресурсов.

В формировании полной СС продукции кроме этого существуют собственные особенности. В большинстве случаев нет четкого выделения постоянных и переменных затрат и распределение косвенных затрат производится с долей условности. В этом случае влияние трансформации количества продукции будет распределено между двумя факторами: изменение уровня объема и собственное изменение продукции затрат.

Разглядим методику анализа отклонения фактической СС продукции от плановой. структуры продукции изменения и Совместное влияние объёма является разностью между СС пересчитанной на структуру продукции и фактический объём, исходя из планового уровня затрат и плановой СС продукции.

ССусловная-ССнулевая.

Влияние трансформации лишь количества продукции вычисляется умножением трансформации индекса количества продукции в сопоставимых стоимостях на плановую СС продукции. ССнулевая*Iвыпускапродукции Iвп= ВПусл/ВПнулевой= К1Ц0/К0Ц0.

Влияние трансформации структуры продукции определяется как разность между неспециализированным трансформацией СС продукции за счет объема и структуры продукции и трансформацией СС лишь за счет количества продукции.

Влияние трансформации уровня затрат определяется как разность между фактической СС в плановых стоимостях на применяемые ресурсы и СС пересчитанной на структуру продукции и фактический объём исходя из планового уровня затрат.

Влияние трансформации цен на использованные ресурсы это разность между фактической СС и фактической СС в плановых стоимостях на ресурсы.

Если в составе СС учитываются не только переменные но и постоянные затраты, фактор трансформации уровня затрат будет отражать среди них и экономию на постоянные затраты в связи с ростом количества производства либо перерасход при понижении количества производства.

38. Анализ затрат на 1 рубль продукции

(МЗ – материальные затраты)

Анализ затрат на 1 рубль продукции возможно совершить по экономическим элементам затрат, по статьям калькуляции и по факторам.

При анализе по экономическим элементам, величина каждого из элементов делится на количество продукции, наряду с этим находятся показатели отражающие трудоёмкость и материалоемкость продукции (через затраты на зарплату на один рубль продукции) и фондоемкость продукции (через амортизацию на 1 рубль продукции)

Затраты на 1р = 3/ВП = МЗ/ВП+РОТ с отчисл/ВП+А/ВП+Пр/ВП.

МЗ = МЗ/ВП = МЗ1/ВП + МЗ2/ВП +…..

Трудоемкость = РОТ с отчисл/ВП = Ч/ВП * Рот с отч/Ч

Определяющие характеристики показателей предприятия


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: