Изменение социальных установок

Важная проблема, появляющихся при изучении социальных установок, это неприятность их трансформации. Обыденные наблюдения говорят о том, что каждая из диспозиций, которыми владеет конкретный субъект, может изменяться. Степень их подвижности и изменяемости зависит, конечно, от уровня той либо другой диспозиции: чем сложнее социальный объект, по отношению к которому существует у личности определенная диспозиция, тем более устойчивой она есть. В случае если принять аттитюды за довольно низкий (если сравнивать с ценностными ориентациями, к примеру) уровень диспозиций, то делается ясно, что неприятность их трансформации особенно актуальна. В случае если кроме того социальная психология обучится распознавать, в каком случае личность будет демонстрировать расхождение аттитюда и настоящего поведения, а в каком — нет, прогноз этого настоящего поведения будет зависеть еще и от того, изменится либо нет в течение интересующего нас отрезка времени аттитюд на тот либо другой объект. В случае если аттитюд изменяется, поведение спрогнозировано быть не имеет возможности до тех пор, пока не известно направление, в котором случится смена аттитюда. Изучение факторов, обусловливающих изменение социальных установок, преобразовывается в принципиально важную для социальной психологии задачу.

Выдвинуто большое количество разных моделей объяснения процесса трансформации социальных установок. Эти объяснительные модели строятся в соответствии с теми правилами, каковые используются в том либо другом изучении. Потому, что большая часть исследований аттитюдов осуществляется в русле двух главных теоретических ориентации — бихевиористской и когнитивистской, потольку громаднейшее распространение и взяли объяснения, опирающиеся на правила этих двух направлений.

В бихевиористски ориентированной социальной психологии (изучения социальных установок К. Ховланда) в качестве объяснительного принципа для понимания факта трансформации аттитюдов употребляется принцип научения: аттитюды человека поменявются в зависимости оттого, как организуется подкрепление той либо другой социальной установки. Меняя совокупность вознаграждений и наказаний, возможно оказывать влияние на темперамент социальной установки, изменять ее.

Но, в случае если аттитюд формируется на базе предшествующего жизненного опыта, социального по собственному содержанию, то изменение вероятно кроме этого только при условии «включения» социальных факторов. Подкрепление в бихевиористской традиции не связано с для того чтобы рода факторами. Подчиненность же самой социальной установки более большим уровням диспозиций лишний раз обосновывает необходимость при изучении неприятности изменения аттитюда обращаться ко всей совокупности социальных факторов, а не только к яркому «подкреплению».

В когнитивистской традиции объяснение трансформации социальных установок дается в терминах так называемых теорий соответствия: Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Л. Фестингер, Ч. Осгуд, П. Танненбаум. Это указывает, что изменение установки всегда происходит в том случае, в то время, когда в когнитивной структуре индивида появляется несоответствие, например, сталкивается негативная установка на какой-либо позитивная установка и объект на лицо, дающее этому объекту позитивную чёрта. Несоответствия смогут появляться и по вторым обстоятельствам. Принципиально важно, что стимулом для трансформации аттитюда есть потребность индивида в восстановлении когнитивного соответствия, т.е. упорядоченного, «однозначного» восприятия внешнего мира. При принятии таковой объяснительной модели все социальные детерминанты трансформации социальных установок исключаются, исходя из этого главные вопросы снова остаются нерешенными.

В отличие от социологического описания трансформации социальных установок не хватает распознать лишь совокупность социальных трансформаций, предшествующих трансформации аттитюдов и растолковывающих их. К тому же, в отличие от общепсихологического подхода кроме этого не хватает анализа только изменившихся условий «встречи» потребности с обстановкой ее удовлетворения.

В случае если социальная установка появляется в определенной сфере людской деятельности, то осознать ее изменение возможно, проанализировав трансформации в самой деятельности. Среди них в этом случае самый принципиально важно изменение соотношения между целью деятельности и мотивом, потому что лишь наряду с этим для субъекта изменяется личностный суть деятельности, а значит, и социальная установка. Таковой подход позволяет выстроить прогноз трансформации социальных установок в соответствии с трансформацией цели деятельности и соотношения мотива, характера процесса целеобразования.

Социальные установки либо Ограничивающие негативные убеждения, и техника работы с убеждениями


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: