Измерение в социологическом исследовании. шкалы и индексы.

Измерение — это процедура, благодаря которой измеряемый объект сравнивается с некоторым эталоном и приобретает числовое выражение в определенном масштабе либо шкале.

Трансформации подлежат каждые свойства социальных объектов: качественные и количественные. С количественными (такими, как возраст в числе исполнившихся лет, доход в финансовых единицах, образование в годах обучения и т.п.) дело обстоит относительно легко. Для них уже имеется общепринятые эталоны измерения: один год для возраста либо образовательной подготовки, один рубль для исчисления дохода, один человек для исчисления размера семьи.

Качественные характеристики (социальная принадлежность, мнения людей и т.п.) не имеют установленных эталонов измерения. Их приходится конструировать в соответствии с природой изучаемого объекта и в соответствии с догадкам изучения.

Эталонами измерения являются шкалы.

Классификация шкал.

  • Номинальная шкала (шкала наименований).
  • Порядковая шкала.
  • Интервальная шкала.
  • Шкала взаимоотношений.

Номинальная шкала.

Номинальная шкала – это шкала, классифицирующая по заглавию: nomen (лат.) – имя, наименование. Наименование не измеряется количественно, а только разрешает отличить один объект от другого либо одного субъекта от другого. Номинальная шкала – это метод классификации объектов либо субъектов с целью распределения по ячейкам классификации, для перехода от наименований к числам, методом подсчета количества наблюдений в каждой из ячеек. Номинальная шкала может складываться из ячеек «показатель проявился – показатель не проявился».

Пример:

Ваш пол?

1. Мужской

2. Женский

Порядковая шкала.

Порядковая шкала – это шкала, классифицирующая по принципу «больше – меньше». В порядковой шкале должно быть не меньше трех классов. Ячейки сейчас уместнее именовать классами, потому, что по отношению к классам употребляются определения «низкий», «средний», «большой».

Пример:

Как Вы удовлетворены условиями труда?

1. В полной мере удовлетворен

2. Скорее удовлетворен, чем нет

3. Скорее не удовлетворен

4. Совсем не удовлетворен

Интервальная шкала

Интервальная шкала – шкала, классифицирующая по принципу «больше на определенное количество единиц – меньше на определенное количество единиц». Каждое из вероятных значений показателя отстоит от другого на равном расстоянии. Полученные эти смогут быть обработаны посредством непараметрических параметров. Интервальная шкала представляет собой всецело упорядоченный последовательность с равными промежутками между пунктами, причем отсчет начинается с произвольно выбранной точки (отсутствует нуль).

Шкала взаимоотношений

Шкала взаимоотношений – это шкала, классифицирующая объекты либо субъекты пропорционально степени выраженности измеряемого свойства.

Добавляется экспериментально установленный нуль.

В шкалах взаимоотношений классы обозначаются числами, каковые пропорциональны друг другу: 2 так относится к 4, как 4 к 8. По отношению к показателям частот вероятно использование всех арифметических действий: сложение, вычитание, умножение и деление.

Пример:

Сравнение длительности времени, затрачиваемого в неделю на разные виды досуговой деятельности разрешают распознать, что на просмотр телевизионных передач (12-14 часов в неделю) обитатели России тратят в 6-7 раза больше времени, нежели на чтение (2 часа).

Индексы в социологии.

Индексом именуется обобщенный (производный) показатель, организованный из исходных при помощи математических операций.

В социологии индекс рассматривается как сводный числовой показатель, полученный в следствии анализа и исследования данных, т.е. на базе другой информации.

Тут индекс выступает как единый показатель особенностей переменной либо нескольких переменных. Таковой индекс употребляется для измерения латентной переменной.

Сущность индексного способа в социологии пребывает в редукции (сжатии) социальной информации и сведение ее к единому показателю. Наряду с этим не имеет значения количество показателей-индикаторов объекта, подвергшихся сжатию.

Индекс как эмпирический показатель может создаваться на начальной стадии изучения и в следствии изучения.

К примеру, применительно к латентной переменной удовлетворенность работой, обрисованная процедура будет означать обращение к респонденту прося сообщить, устраивает ли его заработная плат, красивы ли ему товарищи по работе, авторитетен ли для него руководитель и т.д.

Иначе говоря одну громадную удовлетворенность мы как бы разлагаем на большое количество мелких. Любой вопрос в таких случаях значительно чаще сопровождается веером вероятных ответов, отвечающих, скажем, классической пятибалльной шкале от всецело устраивает до совсем не устраивает и т.д.

Потом мы полагаем, что большой удовлетворенности работой отвечает совокупность больших баллов — ответов по всем вопросам, минимальной удовлетворенности — совокупность минимальных баллов-ответов, а в промежуточном случае — удовлетворенность тем больше, чем больше суммарный балл. Сумма мелких удовлетворенностей образовывает одну громадную.

ШКАЛЫ ДАННЫХ | АНАЛИЗ ДАННЫХ #2


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: