Изучение и подбор литературы

С.П. АНОФРИКОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ НАПИСАНИЯ КУРСОВОЙ И КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ОЧНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

Новосибирск 2005

К.э.н., доцент С.П. Анофриков

В методических указаниях выяснены учебные цели, задачи, главные этапы исполнения курсовой и контрольной работы студентами очной и заочной форм обучения. Даны конкретные советы по составлению замысла, подбору литературы, лучшему осмыслению изучаемого теоретического материала, обозначены требования к оформлению работы, обоснованы критерии оценки курсовой работы.

Учебное пособие предназначено чтобы повысить эффективность самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения.

Кафедра экономической теории

Критик: С.В. Дектярев

Утверждено редакционно-издательским Советом СибГУТИ в качестве методических указаний.

Учебным замыслом для студентов инженерно-экономического факультета очной и заочной формы обучения, и, для студентов технических факультетов заочной формы обучения предусмотрено написание курсовой и контрольных работ по экономической теории. Курсовая и контрольная работа являются ответственным звеном в выработке навыков независимого изучения науки, в более глубоком усвоении её положений, выводов, в приобретении опыта самостоятельного получения знаний.

Ознакомившись с методическим пособием, любой студент сможет конкретнее представить требования кафедры к курсовой и контрольной работе как с позиций содержания, так и подготовки замысла, раскрытия узловых вопросов, подбора литературы, оформления, порядка защиты работы и её оценки. Не смотря на то, что содержащиеся в пособии рекомендации и советы направлены преимущественно студенту очного обучения, они в равной степени относятся и к студенв том месте заочной формы обучения. В методическом пособии сначала рассматриваются неприятности написания курсовой работы, после этого даются краткие методические советы к исполнению контрольных работ.

Неспециализированные положения. задачи и Цели курсовой работы

Контрольная работа есть работой, в которой демонстрируются навыки проведения независимого научного изучения, знание неспециализированных и конкретных определённого круга и проблем дисциплины литературных источников, умение корректно формулировать цель изучения, разбирать, обобщать материал и делать обоснованные выводы, используя их для ответа конкретных задач в избранной области.

Студент в собственной работе обязан продемонстрировать умение подбирать и применять литературные источники (а также издания). Контрольная работа должна быть написана грамотным литературным языком, в структуре работы обязана прослеживаться логика изложения материала, предложения и мысли автора работы должны быть обоснованы.

Целями написания контрольной работы являются:

— углубление и систематизация теоретических и практических знаний
по дисциплине;

— приобретение навыков независимой работы по применению теории, изучаемой студентом;

— овладение методикой изучения экономических неприятностей, логическое изложение и обобщение материала.

Уровень качества исполнения курсовой и контрольной работы сильно зависит от выбора темы, знания главных требований, предъявляемых к работе, непосредственной организации последовательных этапов её исполнения.

Выбор темы осуществляется из рекомендованной примерной тематики, охватывающей проблемы современного функционирования общества. Студент в праве делать работу по теме, отличающейся от утвержденной кафедрой тематики (но соответствующей специализации кафедры). Он работает по интересующей теме по окончании утверждения ее научным руководителем.

Кое-какие студенты затрудняются в выборе темы. Так как все заглавия не всегда одинаково им известны, исходя из этого сложно делать выводы о том, как привлекательна та либо другая тема, какое освещение она взяла в литературе. Студент испытывает недостаток в консультации учителя, благодаря которому он и выбирает тему.

К консультации учителя студент имеет возможность прибегнуть на всех этапах работы. Совместно с научным руководителем уточняется тема, даются конкретные методические рекомендации, обсуждается замысел и составленный к теме перечень литературы, разбираются появляющиеся в ходе изучения проблемы. Консультации, в случае если верно ими пользоваться, смогут оказать действенную помощь. Но тут направляться избегать двух крайностей: или по большому счету пренебречь консультациями и представить готовую работу начальнику, или пробовать получить от начальника в готовом виде замысел, литературу к теме, не показав самостоятельного подхода. К консультациям направляться подготавливаться, дабы задавать конкретные вопросы, не ограничиваться неспециализированными вопросами типа: Как разработать замысел?, В каких изданиях возможно отыскать материал к теме? и т.д. Вопросы должны быть другого типа, конкретными, относящимися к теме, например, Как государство регулирует рыночные отношения?, Совместимы ли понятия замысла и рынка?, Как измеряется валовой национальный продукт? и т.д. Сформулированные подобным образом вопросы говорят о работе над материалом, и преподавателю делается светло, в каких конкретных рекомендациях испытывает недостаток студент.

При выборе темы смогут быть учтены ранее сделанные доклады, написанные рефераты. Принципиально важно связать выбор темы с личным познавательным интересом, с практической деятельностью. Приходится учитывать и таковой многоответственный фактор как наличие по проблеме периодической и монографической литературы.

Сроки исполнения курсовой и контрольной работы выяснены учебным замыслом и должны жёстко соблюдаться. В точности представления работы заинтересованы сам студент и кафедра, поскольку наряду с этим создаются условия для качественного рецензирования, остается время для работы студента над рецензией, что разрешает вовремя готовиться к защите курсовой работы.

Количество курсовой работы (20-25 стандартных страниц) разрешает студенту изложить сущность неприятности, показать старания и свои способности,

Наиболее значимые требования к курсовой и контрольной работе:

— тема раскрывается на базе изучения широкой экономической литературы, основополагающих нормативных документов;

— к работе составляется замысел, в её структуре выделяется введение, основная часть, заключение;

— в курсовой работе обязана проявляться самостоятельность мышления,
теоретические положения направляться освещать в связи с современной практикой рыночного хозяйствования;

— для обоснования научных положений нужно применять новейший статистический материал (нужно не только республиканский, но и местный);

— текст излагается самостоятельно, в соответствии с замыслом, не допускается дословное (не считая цитат) заимствование из изученной литературы;

— верно должен быть оформлен научный аппарат — сноски, ссылки,
перечень использованной литературы.

подбор и Изучение литературы

Студент осмысливает отобранную данные, подготавливаясь к её изложению. Письменное изложение темы учит студентов овладевать категориальным аппаратом экономической науки. При написании текста принципиально важно не только чётко формулировать те либо иные положения, но стремиться приводить соответствующие доказательства, обосновывать их, дабы избегать декларативности в подаче материала. Серьёзен язык, стиль, умение мысли. Для успешного исполнения курсовой работы первостепенное значение имеет не только её количество, а логически последовательное рассмотрение узловых вопросов, позволяющее более либо менее полно раскрыть тему. Дабы выделить главные вопросы и поставить их в тесную логическую сообщение, нужно выполнить значительную работу по подбору и изучению литературы. Направляющую роль тут имеет учебная новейшие учебники и программа курса по экономической теории.

Для подбора литературы принципиально важно мочь пользоваться библиотечными каталогами. В больших библиотеках (к примеру, ГПНТБ в Новосибирске) имеются предметные, систематические и алфавитные каталоги. В предметном каталоге, пользуясь знанием главных терминов темы (рынок, биржи, инфляция, денежное обращение, банки, кредит и т.д.) возможно подобрать нужные источники. В систематическом каталоге выделяются разные области знаний (экономическая теория, политическая экономия, соответствующие разделы курса). Возможно пользоваться и алфавитным каталогом, в случае если известны фамилии экономистов, разрабатывающих актуальные народнохозяйственные неприятности (А.Г. Аганбегян, Л.И. Абалкин, П.Г. Бунич, Е.Т. Гайдар).

Следуя примерному замыслу, слушатель обязан пристально и целенаправленно изучить литературу в такой последовательности: сперва прочитываются обобщающие труды по теме — монографии. Они позволяют осмыслить теорию неприятности в целом, изучить ее составляющие элементы. После этого возможно переходить к ознакомлению с публикациями в периодических изданиях.

Незаменимое значение для написания курсовой работы воображает чтение статей из изданий, таких изданий как ЭКО, Вопросы экономики, Российский экономический издание, Экономист, Деньги и кредит, труд и Человек и др. В двенадцатых номерах изданий приводится перечень размещённых в данном году статей. В них выделены рубрики Методологические неприятности экономических наук, Реформы хозяйствования, Финансы, кредит, финансовое обращение, Говорят цифры. умение и Знание библиографии пользоваться литературой есть нужным условием успешной подготовки курсовой работы.

При изучении литературы, соответствующей ориентации на программу, требуется разграничить узловые и частные вопросы, осознать их связь, составить цельное представление по каждому из них и по всей теме. Сведение узловых вопросов в совокупность, по существу, и имеется замысел работы. Тут вероятно некое обобщение положений с таким расчетом, дабы в структуре замысла выделить не более 3-4 вопросов (не считая заключения и введения). Любой из вопросов выступает развитием и продолжением предшествующего. Логически стройный замысел, включающий вправду узловые моменты, оказывает помощь целенаправленно систематизировать материал и написать хорошую работу, не допуская наряду с этим отступлений и повторений от темы.

Просматривая литературу, нужно не только продумывать её содержание, но в обязательном порядке делать выписки наиболее доказательств и важных определений, фактов и статистических данных, показывая автора, наименование книги, издательство, место, год издания и страницу, дабы накопить материал дня переговоры с начальником работы и для предстоящего изучения проблемы. Эргономичнее всего вести записи на отдельных страницах. Накопленный по мере чтения материал обобщается в соответствии с предварительно разработанным замыслом. Параллельно с выписками из книг и статей направляться записывать замечания и собственные соображения, появляющиеся при чтении, что разрешит творчески подойти к разработке темы.

[Ежи Сармат] Как затевать знакомство с философией Ф.Ницше


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: