Изучение особенностей образа «я»

Блок заданий № 1. Изучение личности обучающихся

Личность – психологическое новообразование индивида, получаемое им в общении и в совместной с другими людьми деятельности. Личность обнаруживает себя в как следует новом уровне саморегуляции. Данный новый уровень саморегуляции разрешает человеку осознавать собственную совокупность мотивационных образований и преднамеренно влиять на нее в соответствии с личностными смыслами и теми ценностями, каковые были присвоены субъектом. В структуру личности входят потребностно-самосознание и мотивационная сфера (либо образ-Я). В эмоционально-волевых процессах раскрывается динамика функционирования личности.

Изучение изюминок образа «Я»

Цель: Изучить различия между «Я-настоящим» и «Я-совершенным» у двух обучающихся старших классов с высокой и низкой успеваемостью.

«Я-концепция» в психологии понимается как довольно устойчивая, в большей либо меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая совокупность представлений индивида о самом себе, на базе которой он сооружает собственное сотрудничество с другими и относится к самому себе. Люди склонны разглядывать себя такими, какими являются в действительности, какими имели возможность бы быть в совершенстве, в динамике, в глазах вторых людей и т.п. Соответственно различаются образы Я-настоящего, Я-совершенного, Я-фантастического, Я-должного и т.д. Любой таковой образ формирует необычную когнитивную схему. Особенный интерес воображает соотношение Я-настоящего и Я-совершенного, довольно часто определяющее проблемное поле человека. Так, громадные различия между совершенным и настоящим Я ведут к депрессии и печали.

По мере накопления человеком некоей суммы представлений о себе и об окружающем мире «Я-концепция» стабилизируется, и человек в основном начинает надеяться на собственное вывод, или на устойчивые оценочные шаблоны, зафиксированные в опыте.

В «Я-концепции» возможно выделить ядро, к которому относятся те элементы, свойства, качества, социальные роли, каковые оцениваются как субъективно значимые. В качестве таковых смогут выступать внешний вид в целом, интеллект, положение в обществе, материальные возможности и т.д. В случае если человек чувствителен к собственной наружности, любое критическое замечание в её адрес может привести к болезненной реакции. В случае если моральное Я находится на периферии, любое взывание к совести не будет услышано.

Человек пытается сохранить стабильность в собственных ориентирах. Для этого употребляется механизм социально-психотерапевтической самозащиты, что выражается в избирательном отношении личности к поступающей информации о собственном «Я».

Содержание задания. С двумя обучающимися класса, различающимися по успеваемости (либо дисциплине), проводится изучение различий между их Я-настоящим и Я-совершенным» с целью установления связи между представлениями и уровнем успеваемости обучающихся о себе. Результаты теста соотносятся с успеваемостью и реальным поведением обучающихся, высказываются предположения о вероятных обстоятельствах неприятностей школьников, предлагаются варианты оказания помощи.

Процедура изучения. Изучение проводится с каждым испытуемым раздельно. Ученику предлагают бланки с утверждениями и просят их заполнить. Исследователь предварительно знакомится с содержанием бланков чтобы оказать помощь ученику их заполнить и обсудить с ним полученные результаты.

Тест различий между Я-совершенным и Я-настоящим

Инструкция испытуемому:

Первой задачей есть определение того, каким Вы видите себя. Для этого:

1. Прочтите приводимые ниже 50 утверждений, в мыслях отмечая те из них, каковые Вы вычисляете самый и наименее характерными для себя.

2. Проставьте в первой колонке, обозначенной настоящее Я, по 1 баллу пяти максимально свойственным Вам сейчас чертям.

3. В данной же колонке проставьте по 5 баллов пяти минимально свойственным Вам сейчас чертям.

4. В данной же колонке проставьте по 2 балла 12 не совсем свойственным Вам сейчас чертям.

5. В данной же колонке проставьте по 4 балла 12 не совсем неприсущим Вам сейчас чертям.

6. Это разрешит Вам избавиться от 16 (оставшихся) не весьма характерных и нехарактерных для Вас черт. Присвойте им по 3 балла.

7. Удостоверьтесь в надежности степень Вашей уверенности в вынесенных оценках.

Второй задачей есть определение того, каким Вам хотелось бы видеть себя:

8. Полосой бумаги закройте колонку настоящего Я, дабы она не оказывала влияния на Ваши последующие ответы.

9. Повторите шаги 1–7 в отношении Вашего совершенного Я – того, каким бы Вы желали стать. Поместите Ваши оценки в колонку «совершенного Я».

Третьей задачей есть определение степени различий между Я-настоящим и Я-совершенным:

10. Подсчитайте отличие между количественными выражениями Ваших настоящих и совершенных представлений.

11. Суммируйте отличие всех 50 черт. Чем больше отличие между Я-настоящим и Я-совершенным, тем больше, по всей видимости, Ваша неудовлетворённость самим собой.

12. Попытайтесь запомнить те характеристики, по которым эта отличие образовывает 4 балла. Возможно, это как раз те плоскости Вашего Я, по которым Вы максимально не удовлетворен ы самим собой. Это и имеется пути Вашего самосовершенствования.

+0

Настоящее Я Совершенное Я № п/п Характеристики
Я приятный человек
У меня обманчивый внешний вид
Я довольно часто ощущаю себя униженным
Я совсем спокоен и нет ничего, что тревожит меня
Я трудолюбивый человек
Я культурный человек
Я испытываю чувство безнадёжности
Мне тяжело осуществлять контроль собственную агрессивность
Я самоуверен
Я осознаю себя
Я общительный человек
Я в большинстве случаев насторожен к тем, кто проявляет громадную дружелюбность, чем я ожидаю
В большинстве случаев я чувствую себя ведомым
Я удовлетворён собой
Решения, каковые я принимаю, не являются моими
Я напористый
Я враждебный человек
Я инициативен
Я честолюбивый
Я ощущаю себя вялым
Я не доверяю своим чувствам
Я толерантен
Я рациональный человек
Я уравновешен
Я ощущаю себя не разбирающимся в происходящем
Я стараюсь не вспоминать над собственными проблемами
Я удовлетворён
Я несколько таковой. Нет ничего, что по мне
Я ненавижу себя
Я привлекателен
Я не уважаю себя
Я нравлюсь практически всем людей, каковые знают меня
Я опасаюсь полного разногласия с людьми
Я прихожу в замешательство
Я неудачник
Самое тяжёлое сражение у меня с самим собой
В большинстве случаев я строю доброжелательные взаимоотношения с окружающими
Я с кошмаром ожидаю неудачи в отношении всего, к чему стремлюсь
Мне в большинстве случаев нравятся все люди
Для меня не существует неприятности контроля над собой
Я в действительности обеспокоен
Я ощущаю себя незащищённым
Я защищаю себя, стараясь отыскать оправдания
Я важный человек
Я ненадёжен
У меня тёплые эмоциональные отношения с другими
Я никчемный человек
Обстоятельство моих тревог я сам
Я предъявляю строгие требования к себе
У меня не большое количество стандартов и ценностей к себе

Вывод: По ответам 2 учеников 10 «А» класса возможно заявить, что ученик с высокой успеваемостью удовлетворён собой, отличие между количественными выражениями настоящих и совершенных представлений равна 22 балла, характеристики в которых присустствует отличие в 4 балла отсутствуют, а ученик с низкой успеваемостью неудовлетворён собой, отличие между количественными выражениями настоящих и совершенных представлений равна 48 баллов, характеристики с разницой в 4 балла следующие:

Я довольно часто ощущаю себя униженным;

В большинстве случаев я чувствую себя ведомым;

Я удовлетворён собой;

Я инициативен.

Блок заданий № 2ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С УЧЕНИКАМИ СТАРШИХ КЛАССОВ

Определение опытной направленности личности старшеклассника

Цель задания. Определение сформированности опытного замысла, профессиональной выбора направленности и мотивов профессии личности.

Пояснения к заданию. Адекватная и организованная мотивация выбора профессиональной деятельности оказывает значительное влияние на успешность опытного обучения и на продуктивность деятельности.

Для обнаружения сформированности опытного замысла, профессиональной выбора направленности и мотивов профессии личности в профконсультации употребляются: анкета оптанта (оптант – это выбирающий профессию), анализ школьной и внешкольной деятельности, дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова (ДДО).

Методика предназначена для отбора на разные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А.Климова. Возможно применять при профориентации подростков и взрослых.

Испытуемый обязан в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать лишь один вид и в соответствующей клетке страницы ответов поставить символ « + ».

Время обследования не исчерпывается. Не смотря на то, что, испытуемого направляться предотвратить о том, что над вопросами не нужно продолжительно вспоминать и в большинстве случаев на исполнение задания требуется 20–30 мин.

Вероятно применение методики лично и в группе.

Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Таковой метод используется, в то время, когда экспериментатор обязан трудиться в ограниченном временном промежутке.

Инструкция к тесту:

«Предположим, что по окончании соответствующего обучения Вы сможете выполнить любую работу. Но если бы Вам было нужно выбирать лишь из двух возможностей, что бы Вы предпочли?»

Тестовое задание:

1а. Заботиться за животными 1б. Обслуживать автомобили, устройства (следить, регулировать)
2а. Помогать больным 2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных автомобилей
За. Смотреть за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок 3б. Смотреть за состоянием, развитием растений
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) 4б. Доводить Товары до потребителя, рекламировать, реализовывать
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи 5б. Обсуждать художественные книги (либо пьесы, концерты)
6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) 6б. Тренировать товарищей (либо младших) в исполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)
7а. Копировать картинки, изображения (либо настраивать музыкальные инструменты) 7б. Руководить каким-либо грузовым (подъемным либо транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др.
8а. Информировать, разъяснять людям необходимые им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) 8б. Оформлять выставки, витрины (либо принимать участие в подготовке пьес, концертов)
9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище 9б. Искать и исправлять неточности в текстах, таблицах, картинках
10а. Лечить животных 10б. Делать вычисления, расчеты
11а. Выводить новые сорта растений 11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (автомобили, одежду, дома, продукты питания и т.п.)
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять 12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (контролировать, уточнять, приводить в порядок)
13а. Замечать, изучать работу кружков художественной самодеятельности 13б. Замечать, изучать жизнь микробов
14а. Обслуживать, налаживать медицинские устройства, аппараты 14б. Оказывать людям медпомощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.
156. Художественно обрисовывать, изображать события (замечаемые и воображаемые) 15а. Составлять правильные описания-отчеты о замечаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.
16а. Делать лабораторные анализы в поликлинике 16б. Принимать, осматривать больных, разговаривать с ними, назначать лечение
17а. Красить либо расписывать стенки помещений, поверхность изделий 17б. Осуществлять монтаж либо сборку автомобилей, устройств
18а. Организовать культпоходы сверстников либо младших в театры, музеи, экскурсии, походы и т.п. 18б. Играть на сцене, учавствовать в концертах
19а. Изготовлять по чертежам подробности, изделия (автомобили, одежду), строить строения 19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты
20а. Вести борьбу с заболеваниями растений, с вредителями леса, сада 20б. Трудиться на клавишных автомобилях (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)

Ключ к тесту:

Типы профессий Номера вопросов
Человек-природа 10а 11а 13б 16а 20а
Человек-техника 11б 14а 17б 19а
Человек-человек 12а 14б 16б 18а
Человек-знаковая совокупность 10б 12б 15а 19б 20б
Человек-художественный образ 13а 15б 17а 18б

За каждое совпадение с ключом начисляется один балл.

Интерпретация результатов теста:

Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, что взял предельное число знаков баллов. Наименование типов профессий:

• «человек–природа» – все профессии, которые связаны с растениеводством, лесным хозяйством и животноводством;

• «человек–техника» –все технические профессии;

• «человек–человек» –все профессии, которые связаны с обслуживанием людей, с общением;

• «человек–символ» -все профессии, которые связаны с обсчетами, цифровыми и буквенными символами, среди них и музыкальные профессии;

• «человек–художественный образ» –все творческие профессии.

Краткое описание типов профессий:

I. «Человек-природа».Если вы любите трудиться в саду, огороде, заботиться за растениями, животными, любите предмет биологию, то ознакомьтесь с профессиями типа «человек-природа».

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек природа» являются:

• животные, условия их роста, жизни;

• растения, условия их произрастания.

Специалистам приходится делать следующие виды деятельности:

• изучать, изучить, разбирать состояние, условия судьбы растений либо животных (агроном, биолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог);

• выращивать растения, заботиться за животными (лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод);

• проводить животных заболеваний и профилактику растений (ветеринар, доктор карантинной работы).

Психотерапевтические требования профессий «человек-природа»:

• развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, свойство предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;

• потому, что результаты деятельности выявляются по прошествии достаточно долгого времени, эксперт обязан владеть терпением, настойчивостью, должен быть готовым трудиться вне коллективов, время от времени в тяжёлых погодных условиях, в грязи и т. п.

II. «Человек-техника».В случае если вам нравятся лабораторные работы по физике, химии, электротехнике, если вы делаете модели, разбираетесь в бытовой технике, если вы желаете создавать, эксплуатировать либо ремонтировать автомобили, механизмы, аппараты, станки, то ознакомьтесь с профессиями «человек-техника».

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек техника» являются:

• технические объекты (автомобили, механизмы);

• материалы, виды энергии.

Специалистам приходится делать следующие виды деятельности:

• создание, монтаж, сборка технических устройств (эксперты проектируют, конструируют технические совокупности, устройства, разрабатывают процессы их изготовления. Из отдельных узлов, деталей собирают автомобили, механизмы, устройства, регулируют и налаживают их);

• эксплуатация технических устройств (эксперты трудятся на станках, руководят транспортом, автоматическими совокупностями);

• ремонт технических устройств (эксперты выявляют, выявят неисправности технических совокупностей, устройств, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их).

Психотерапевтические требования профессий «человек-техника»:

• хорошая координация перемещений;

• правильное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;

• развитое техническое и воображение и творческое мышление;

• умение переключать и концентрировать внимание;

• наблюдательность.

III. «Человек-знаковая совокупность».Если вы любите делать вычисления, чертежи, схемы, вести картотеки, систематизировать разные сведения, если вы желаете заниматься программированием, экономикой либо статистикой и т. п., то знакомьтесь с профессиями типа «человек -знаковая совокупность». Большая часть профессий этого типа связано с переработкой информации.

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая совокупность» являются:

• тексты на родном либо зарубежном языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик);

• цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЗВМ, экономист, бухгалтер, статистик);

• чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, навигатор, геодезист);

• звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).

Психотерапевтические требования профессий «человек-знаковая совокупность»:

• хорошая оперативная и механическая память;

• свойство к долгой концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале;

• переключение внимания и хорошее распределение;

• точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными символами;

• усидчивость, терпение;

• логическое мышление.

IV. «Человек-художественный образ».

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая совокупность» есть:

• художественный образ, методы его построения.

Специалистам приходится делать следующие виды деятельности:

• создание, проектирование художественных произведений (автор, живописец, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф);

• воспроизведение, изготовление разных изделий по примеру (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик);

• размножение художественных произведений в массовом производстве (специалист по росписи фарфора, шлифовщик по хрусталю и камню, маляр, печатник).

Психотерапевтические требования профессий «человек-художественный образ»:

• художественные свойства; развитое зрительное восприятие;

• наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение;

• знание психотерапевтических законов эмоционального действия на людей.

V. «Человек-человек».

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек человек» являются:

• люди.

Специалистам приходится делать следующие виды деятельности:

• воспитание, обучение людей (воспитатель, преподаватель, спортивный тренер);

• медобслуживание (доктор, фельдшер, медсестра, няня);

• бытовое обслуживание (продавец, парикмахер, официант, вахтер);

• информационное обслуживание (библиотекарь, экскурсовод, лектор);

• государства и защита общества (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий).

Психотерапевтические требования профессий «человек-человек»:

• рвение к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;

• устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми;

• доброжелательность, отзывчивость;

• выдержка;

• умение сдерживать эмоции;

• свойство разбирать поведение окружающих и собственный собственное, осознавать намерения и настроение вторых людей, свойство разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать противоречия между ними, организовывать их сотрудничество;

• свойство в мыслях ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать вывод другого человека;

• свойство обладать речью, мимикой, жестами;

• развитая обращение, свойство обнаружить неспециализированный язык с различными людьми;

• умение убеждать людей;

• аккуратность, пунктуальность, собранность;

• знание психологии людей.

Вывод: По ответам учеников 10 «А» класса

ХОРВАТИЯ. 7 ИЗЮМИНОК ХОРВАТСКОГО ЯЗЫКА. Из-за чего я рекомендую учить ХОРВАТСКИЙ ЯЗЫК


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: