Изучение способов манипулирования с помощью технологии «зигзаг».

Работа по данной теме организована с применением психолого-педагогической технологии организации работы в малых группах «Зигзаг». Участники делятся на подгруппы, любая из которых приобретает в текстовом виде только фрагмент от общего объема информации по теме, участники сперва обсуждают его между собой, придумывают к нему собственные примеры, а позже организуется обоюдное обучение: участники излагают «собственный» фрагмент информации участникам вторых подгрупп. Таковой способ подачи информации в контексте психотерапевтического тренинга имеет последовательность преимуществ, не смотря на то, что и требует намного больше времени, чем классический информационный блок. Он подразумевает активную позицию участников, интенсифицирует внутригрупповое взаимовоздействие подростков, содействует формированию навыков речи.

Метод работы

1. Участники разбиваются на подгруппы: 11 и меньше подростков лучше поделить на 3 подгруппы, большее число — на 4.

2. Любая подгруппа приобретает раздаточные материалы, которые содержат часть текста, где в популярной форме описываются те явления, которым посвящена работа (в отечественном примере это описание различных способов манипуляции).

3. В подгрупп дети просматривают материалы, обсуждают их, придумывают собственные примеры (время работы 5-7 мин.).

4. Члены первой подгруппы расходятся в другие две либо три подгруппы и в том месте говорят участникам о том, что они определили (3-5 минут). В зависимости от общего количества подростков в каждую из подгрупп смогут пойти по 1-3 участников. Позже так же расходятся и передают вторым участникам собственную данные члены следующих подгрупп. Так, происходит обоюдное обучение, любой из подростков минимум по два раза выясняется в роли источника ее получателя и информации.

Перед тем как переходить к следующей игре, ведущий предлагает детям задать вопросы, каковые у них появились в ходе работы, и отвечает на них.

Перед тем как переходить к следующей ролевой игре, проводится беседа: «Ну вот, сейчас вы понимаете о некоторых методах манипуляции. А как же от них защититься?» В случае если речь заходит об применении манипуляций в рекламе либо торговле — несложнее всего данный источник информации (выйти из магазина со через чур навязчивыми продавцами, перевести телевизор на другую программу на время рекламной паузы, пролистнуть, не просматривая, соответствующие страницы газеты и т. п.). А как быть, в случае если манипулятор — близкий тебе человек? Ведущий говорит о методах защиты, участники приводят примеры, как конкретно это может смотреться.

u В первую очередь рассмотреть сам факт манипуляции! Для этого и необходимо знание ее способов.

u Применять прием «нескончаемых уточнений»: не отвечать манипулятору по существу, а продолжительно и детально расспрашивать его — что конкретно он желает, для чего ему это необходимо, из-за чего он завел об этом разговор как раз на данный момент и т. п.

u Применять прием «заезженная пластинка» — раз за разом повторять собственную позицию, не вступая в пререкания.

u Брать тайм-аут: не делать сходу то, чего получает манипулятор, а просить время поразмыслить, посоветоваться с окружающими и т. п.

Раздаточные материалы

Подгруппа 1

Преувеличение типичности поведения. Практически всем людей характеренно присматриваться к окружающим и стараться вести себя равно как и они, делать то, что «принято». Мало кто желает быть «белой вороной». И исходя из этого в то время, когда человека желают склонить к определенному поведению, то ему в большинстве случаев воображают данное поведение как обширно распространенное, обычное для многих.

• «Сто тысяч людей в сутки пользуются сетью отечественных магазинов. Присоединяйтесь!»

• «По итогам опроса, за этого политика планируют проголосовать 75% избирателей. Выбор за вами!»

• «В отечественной компании все уже выпивали пиво и забивали косячок! А тебе что, слабо»?

Ссылка на авторитеты. Людям характерно прислушиваться к мнению тех, кто прекрасно известен, достиг определенного веса в обществе, владеет какими-либо серьёзными знаниями и т. п. Конечно, манипуляторы злоупотребляют этим: демонстрируют фальшивый авторитет (как в рекламах, где актер играется «доктора-стоматолога» либо «мастера по ремонту стиральных автомобилей») либо публичное заявление авторитета (снова же это рекламные ролики, в которых за солидные деньги снимаются знаменитости).

Подгруппа 2

Создание спешки, ажиотажа. Дабы основательно обдумать собственные поступки, человеку требуется некое время. Так вот, времени-то его и стремятся лишить, в то время, когда желают склонить к вызывающим большие сомнения действиям. Создав у человека чувство спешки, его намного легче вынудить функционировать под влиянием сиюминутного импульса, а не разума. Навязывается формула: «Действуй срочно либо ты проиграешь!» Метод весьма обширно употребляется в торговле и рекламе, в особенности при организации распродаж. Создается чувство недостатка: дешевого товара осталось мало, на всех не хватит, дабы досталось тебе — хватай срочно!

• «У нас осталась всего 15 телефонов, продающихся со скидкой! Приносим извинения тем, кто не успеет их приобрести».

• «Эта юбочка, к сожалению, последняя, все уже разобрали!»

• «Приходите на отечественную дискотеку — это последняя возможность оттянуться перед учебным годом !»

• «Экскурсионный автобус отправляется прямо на данный момент, осталось всего два места!»

Но, недостаток времени не всегда говорит о попытке манипулирования. В жизни появляется много обстановок, действительно требующих стремительных ответов. Необходимость действовать скоро говорит о манипуляции только тогда, в то время, когда спешка создается искусственно.

Подгруппа 3

Злоупотребление правилом обоюдного обмена. Правила хорошего тона предписывают нам отвечать взаимностью в тех обстановках, в то время, когда нам оказывают помощь чем-либо, оказывают услугу, делают презент (это называется правилом обоюдного обмена). Но иногда нам смогут сделать «подарок» либо оказать непрошенную услугу намерено — с целью оказать влияние, добиться от нас чего-нибудь. И частенько это удается. Так как принимая презент либо какую-нибудь «любезность», мы начинаем чувствовать себя обязанными и нам делается «некомфортно» отказать тому, от кого мы данный презент приняли. Примеры таких манипуляций:

• Бесплатные дегустации в гастрономах , по окончании которых предлагается приобрести тот товар, что человек попытался.

• Мальчишки моют стекла у автомобилей, стоящих па перекрестке, а потом просят водителей заплатить за работу, «какое количество сможете».

• Сектанты «дарят» прохожим цветные издания с описанием собственной теории, а позже молят о материальном пожертвовании.

Подгруппа 4

Навязывание обязательств. В то время, когда человек принимает на себя какие-либо обязательства хотя бы в общем (заявляет о собственной дружбе, обещает оказать помощь и т. п.), позже его значительно легче убедить принять и те подробности, о которых он не знал. Так как человеку характерно рвение к тому, дабы его поведение было последовательным, т. е. новые поступки логично вытекали из того, что сообщено либо сделано раньше. Об этом идет обращение в поговорке «В случае если сообщил А, сообщи и Б». Занес ногу, дабы шагнуть, — значит необходимо сделать ход. Как этим пользуются манипуляторы? Сперва получают от человека, дабы он дал согласие на что-нибудь в общем («Ты согласен оказать помощь мне?») либо что-нибудь дал обещание либо высказал (публично) намерение что-либо сделать. Написал бы, к примеру, расписку, что он обязуется что-либо выполнить. Поставил собственную подпись под каким-нибудь обращением, дал клятву, принес присягу. Вот пример диалога, где употребляется таковой механизм манипуляции:

Приложение 5

10 ТРЮКОВ ДЛЯ МАНИПУЛЯЦИИ ЛЮДЬМИ. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ХИТРОСТИ


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: