Экономическая сущность рентабельности и ее виды

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность курсовой работы.Актуальность заявленной проблематики содержится в том, что в условиях глобализации глобальной экономики, динамичности и усиления турбулентности экономической среды, роста борьбы, происходит изменение правил хозяйствования, каковые употреблялись в течении многих лет. производство и Современный бизнес требуют ускорения повышения принятия гибкости и процессов решений, что со своей стороны базируется на правильной оценке эффективности деятельности хозяйствующего субъекта, а именно на оценке его рентабельности.

Суть любой предпринимательской деятельности пребывает в достижении хорошего экономического результата в виде безотносительного показателя прибыли либо относительного – рентабельности. Чем больше уделяется внимания рентабельности, тем успешнее функционирует предприятие.

Показатели рентабельности – это наиболее значимые характеристики фактической дохода формирования предприятий и среды прибыли. По данной причине они являются необходимыми элементами оценки и сравнительного анализа денежного состояния предприятия.

В данной связи вопросы изучения рентабельности деятельности организации являются практики и актуальную проблему теории предпринимательской деятельности. Ее значение быстро возрастает в условиях современного финансового кризиса в Российской Федерации, что со своей стороны диктует необходимость и актуальность научного изучения заявленной темы.

Степень изученности.Категория методика и рентабельность ее анализа находятся в центре внимания научных работ: М. И. Баканова,

В. И.Бариленко, Л. Т. Гиляровской, О. В. Ефимовой, В. В. Ковалева, М. В. Мельник, Л. Н. Усенко, А.Д. Шеремета и др.

Изучению методологии развития анализа и вопросов теории рентабельности в совокупности комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности посвящены работы отечественных ученых:

А. И. Алексеевой, Н. В. Войтоловского, А. И. Гинзбурга, Л. В. Донцовой, Н. П. Любушина, Е. В. Негашева, Н. С. Пласковой, Г. В. Савицкой и др.

Зарубежные ученые У. Бернастайн, Р. Колб, К. Паррамоу, Э. Ферстер, К. Хитчинг уделяют внимание формированию рентабельности в совокупности денежного анализа фирм.

Но, современная экономическая ситуация, выражающаяся в постоянной динамике и конкретно порождающая все новые и новые угрозы для бизнеса в Российской Федерации идет опережающими шагами имеющиеся теоретические изучения. Это событие предопределило выбор данной темы.

Объектом изучения есть ООО «Мордовская трубная компания».

Предметом исследованияявляются показатели рентабельности деятельности ООО «Мордовская трубная компания».

Целью курсовой работы есть изучение теоретико-методологических баз рентабельности деятельности организации как экономической категории, и анализ главных показателей рентабельности с целью выработки направлений их увеличения в современных экономических условиях.

В соответствии с поставленной целью, нами были выяснены следующие задачи:

1 раскрыть экономическую ее виды и сущность рентабельности;

2 изучить методику анализа рентабельности;

3 разглядеть совокупность пороговых значений рентабельности, в рамках которых фирмы находятся в зоне безопасности;

4 охарактеризовать организационно-экономическую структуру ООО «Мордовская трубная компания»;

5 проанализировать главные показатели рентабельности деятельности ООО «Мордовская трубная компания»;

6 создать и предложить направления увеличения рентабельности ООО «МТК».

В качестве конкретных способов проведения изучения выступают: системный, способы экономического и статистического анализа, синтеза, способ экономико-математического моделирования, способ статистической группировки, сопоставительный.

Курсовая работа состоитиз введения, трех глав, заключения, перечня литературы. Структура работы отражает цель и задачи изучения.

Теоретические базы рентабельности деятельности предприятия как экономической категории

Экономическая ее виды и сущность рентабельности

Итог любой предпринимательской деятельности определяется достижением полных и относительных показателей, безотносительным выступает показатель прибыльности, а относительным — рентабельность.

Показатели рентабельности являются главными индикаторами эффективности хозяйственной деятельности любой организации.

В соответствии с громадному экономическому словарю термин «рентабельность» свидетельствует «оправдывающий затраты, целесообразный с хозяйственной точки зрения,прибыльный, прибыльный»[4, 654].

Разбирая конкретные научные исследования экономики, посвященные теме рентабельности, стоит заявить, что кое-какие авторы, определяя экономическую сущность рентабельности, отождествляют ее с термином «доходность», другие же разделяют их.

Так, Пласкова Н.С. выделяет показатель доходности, характеризующий отношение дохода к авансированному капиталу, источникам средств, текущих затрат и их элементам, и показатель рентабельности, отражающий отношение прибыли к авансированному капиталу, источникам средств, текущих затрат и их элементам. Так, доходность показывает, сколько рублей дохода взяла организация на любой рубль капитала, активов, затрат, а рентабельность отражает, какую сумму прибыли взяла организация на любой рубль капитала, активов, расходов и доходов [7, 117].

Грибов В.Д. показывает, что рентабельность — это относительный показатель эффективности производства, характеризующий степень отдачи использования и уровень затрат ресурсов [6, 42].

Чалдаева Л.А. говорит, что показатель рентабельности позволяет сопоставления результата в стоимостном выражении с затратами, обусловившими его появление [24, 30].

Коэффициенты рентабельности с учетом главной цели предпринимательской деятельности с экономической точки зрения являются более значимыми, поскольку базой их расчета есть денежный итог деятельности хозяйствующего субъекта, выраженный величиной взятой прибыли, которая в зависимости от этапа формирования освобождается от разных видов затрат организации.

Через совокупность показателей возможно раскрыть экономическую сущность рентабельности. Суть содержится в том, какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля положенного капитала. Кроме этого стоит подчернуть, что эти показатели относительные, и они не подвержены влиянию инфляции. Главными показателями рентабельности являются: рентабельность продаж и продукции, рентабельность вложений предприятия, рентабельность активов, рентабельность производства, неспециализированная рентабельность [31, 68].

Показатель рентабельности продукции разрешает заметить количество прибыли, приходящийся на 1 единицу продукции, которую реализовали. Он может расти благодаря повышения стоимостей при постоянных затратах на производство продукции (работ, одолжений) или при понижении затрат на производство при постоянных стоимостях.

Этот показатель рассчитывается по формуле:

Р= П/Зх100 = (Ц – С)/С = Ц/С — 1(1) где П – прибыль; З – размер текущих затрат либо применяемых ресурсов, Ц –цена единицы продукции; С — себестоимость.

Показатель рентабельности продаж — это коэффициент, что показывает, какая сумма прибыли была взята предприятием с 1 рубля каждой реализованной продукции (услуги) [15, 76].

Расчет осуществляется по формуле:

Р = П/В х 100 = (Ц- С)/Ц,(2)

где В – выручка от реализации

Показатели продаж и рентабельности продукции характеризуют наиболее значимую сторону деятельности предприятия – реализацию главной продукции и разрешают оценить долю себестоимости в продажах. Эти показатели связывают своевременную и стратегическую деятельность. В настоящей практике нет какого-либо стандарта на эти показатели. Но они смогут быть использованы для сравнения с показателями в среднем по отрасли и с фирмами соперниками.

Рентабельность вложений предприятия — это следующий показатель рентабельности, что показывает эффективность применения всего имущества предприятия [5, 89].

Среди показателей рентабельности вложений предприятия выделяют 5 главных:

1.Неспециализированная рентабельность вложений, показывающая какая часть балансовой прибыли приходится на 1руб. имущества предприятия, другими словами как действенно оно употребляется.

2.Рентабельность вложений по чистой прибыли;

3.Рентабельность собственных средств, разрешающих установить зависимость между величиной инвестируемых собственных ресурсов и размером прибыли, взятой от их применения [13, 18]. Рентабельность собственного капитала рассчитывается по формуле:

Р = Пх100/Среднегодовая цена собственного капитала, либо

Р = Рпр. х Оа х Т,(3)

Где Рпр – рентабельность продаж – маржа (отношение прибыли от продаж к количеству продаж); Оа – оборачиваемость активов; Т – отношение активов к собственному капиталу (денежный леверидж)

Рентабельность собственного капитала именуют еще рентабельностью чистого либо акционерного капитала. Данный показатель отражает, как вознаграждаются акционеры в течение года. На показатель рентабельности собственного капитала обращают внимание все: аналитики, кредиторы, начальники, акционеры. Принципиально важно получать хорошей динамики этого коэффициента.

4.Рентабельность долговременных денежных вложений, показывающая эффективность вложений предприятия в деятельность вторых организаций

5.Рентабельность перманентного капитала. Показывает эффективность применения капитала, положенного в деятельность данного предприятия на долгий срок [30, 98].

Для оценки эффективности капитальных вложений (инвестиций) в расширенное воспроизводство производственных фондов и новую технику рассчитываются показатели рентабельности инвестиций (капитальных вложений)- (Ри) и срока их окупаемости (Т):

Ри = ?П/Кв;

Т = Кв/?П,(4)

где ?П – годовой прирост чистой прибыли в следствии реализации капитальных вложений, Кв – капитальные вложения в соответствующие технические и организационные мероприятия.

Рентабельность капитальных вложений характеризует размер прироста чистой прибыли на 1 рубль капитальных вложений в мероприятие, срок окупаемости – период времени, за который капитальные вложения компенсируются, перекроются годовым приростом чистой прибыли. Коэффициент рентабельности капитальных вложений в целях обоснования их экономической целесообразности сопоставляется с банковским процентом по долговременным депозитам [29, 45].

Рентабельность активов – это один из наиболее значимых комплексных показателей, разрешающих оценить результаты главной деятельности предприятия. Он исчисляется по следующей формуле:

Р = П/ средняя сумма активов х 100.(5)

Для оценки влияния разных факторов на рентабельность активов возможно применять другую формулу:

Р = (Рентабельность продаж х Оборачиваемость активов) х 100 либо,

Р = (Прибыль/ выручка)(Выручка/средняя сумма активов)(6)

В этом случае средняя сумма активов воображает совокупный капитал предприятия.

Указанный коэффициент должен быть одним из главных инструментов начальника в управлении предприятием. Он не только есть главным показателем эффективности деятельности предприятия, но и объединяет целый комплект элементов, каковые отражают разные стороны работы предприятия (своевременную, денежную и др.). При анализе связей показателей рентабельности нужно выделять те элементы, каковые оказывают самоё сильное негативное влияние, и сосредоточить все внимание на них [25, 123].

Рентабельность производства исчисляется по следующей формуле:

Р = (Прибыль + Амортизация)/ Активы(7)

В этом случае учитывается, что для финансирования развития хозяйственной деятельности употребляется не только чистая прибыль, но и средства от начисленной амортизации. Данный показатель оценивает возможности организации по финансированию развития за счет собственных средств, эффективность применения активов.

Неспециализированная рентабельность отражает эффективность применения имеющихся в распоряжении предприятия производственных фондов, имущества, собственного и заемного капитала. Данный показатель определяется как:

Р = (Пх100)/(ОПФ+Шнобель),(8)

где ОПФ – среднегодовая цена главных производственных фондов; Шнобель – среднегодовые остатки нормируемых оборотных средств.

Отношение фонда к материальным и приравненным к ним затратам отражает доходность предприятия. По иному, говоря, уровень неспециализированной рентабельности, другими словами индикатор, отражающий прирост всего положенного капитала (активов), равняется прибыли до начисления процентов * 100 и дроблённой на активы.

Р = П х 100/Активы(9)

Уровень неспециализированной рентабельности — это главный индикатор при анализе рентабельности предприятия. Но в случае если требуется правильнее выяснить развитие организации, исходя из уровня ее неспециализированной рентабельности, нужно вычислить дополнительно еще два главных индикатора: число оборотов и рентабельность оборота капитала [19].

Рентабельность оборота отражает зависимость между валовой выручкой (его) издержками и оборотом предприятия и исчисляется по формуле:

Рент. ОБ. = Приб. до нач.% *100 / Валовая Выручка (10)

Чем больше прибыль если сравнивать с валовой выручкой предприятия, тем больше рентабельность оборота. Число оборотов капитала отражает отношение валовой выручки (оборота) предприятия к величине его капитала и исчисляется по формуле:

Число ОБ. Капитала = Валовая Выручка / Активы(11)

Чем выше валовая выручка компании, тем больше число оборотов ее капитала. В итоге направляться, что:

Уровень Неспециализированной Рент. = Рент ОБ. * Число ОБ. Капитала (12)

Так, показатели продаж и рентабельности производства в основном характеризуют рентабельность деятельности организации. Эти показатели употребляются для выработки денежной стратегии минимизации затрат организации, и характеризуют прибыльность процесса реализации.

Какие конкретно бывают виды рентабельности


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: