Экономическое неравенство и политика социальной защиты населения. кривая лоренца как графическая модель фактического распределения доходов.

Переход к рыночной экономике характеризуется происхождением неприятностей с распределением доходов. Наряду с этим одни экономисты уверены в том, что базой стабильного экономического развития есть равенство в распределении дохода, другие – придерживаются противоположной точки зрения, другими словами уверены в том, что рвение к равенству не имеет возможности стимулировать производство и ведет к кризисам экономики. Главным доводом в пользу равного распределения дохода есть то, что оно есть нужным для максимизации удовлетворения потребностей потребителей. Главным доводом в пользу неравенства доходов есть необходимость сохранения стимулов для дохода и производства продукции.

Для определения степени неравенства доходов употребляется кривая Лоренца. Теоретически вероятное равенство в распределении дохода возможно представить на графике в виде биссектрисы, причем координаты ее точек показывают на определенный процент семей, каковые приобретают таковой доход: т.е. 20% семей приобретают 20% дохода, 40% семей – 40% и т.д. Площадь между линией, которая обозначает полное равенство на кривой Лоренца, отображает степень неравенства доходов. Чем больше эта площадь, тем больше степень неравенства доходов. Обстановка полного неравенства, т.е. в то время, когда 99% семей не имеют доходов, а 1% семей имеет доход 100%, графически отображается на кривой Лоренца точками.

Обстоятельствами неравенства доходов в первую очередь являются различия в физических и умственных свойствах людей, профессиональной подготовке и образовании, ее доходах и составе семьи. Особую роль в обострении неприятности экономического неравенства в собственности фактору владения собственностью – оборудованием, жильем, почвой, акциями либо вторыми ценными бумагами. Исходя из уровня жизни и дифференциации доходов, появляется острейшая социальная неприятность бедности. Бедность – это тот уровень судьбы, что не имеет возможности обеспечить обычные условия для воспроизводства населения.

Соцзащита включает в себя совокупность мер, каковые защищают любого гражданина страны от экономической и социальной деградации не только благодаря безработицы, но и при потери либо резкого сокращения доходов, болезни, рождения ребенка, производственной травмы, инвалидности, пожилого возраста и т.д. Затраты на соцзащиту зависят от возможностей экономики. В государствах с рыночной экономикой сложилась тройственная совокупность финансирования социальных программ, субъектами которой выступают государство, получатель и работодатели социальных выплат (перечисляя определенную часть денег на старость, у нас – 1% в пенсионный фонд). Национальная соцзащита, со своей стороны, может осуществляться двумя дорогами – 1) через социальную помощь и 2) социальное страхование.

1) самая масштабная часть – это национальное социальное страхование. Подавляющая часть выплат идет на пенсии по возрасту, инвалидности, по случаю смерти кормильца, на медпомощь.

2) Национальная социальная помощь кроме этого осуществляется двумя дорогами: а) программа помощи в финансовой форме; б) помощь в натуральной форме, т.е. в виде продуктовых талонов, обедов и школьных завтраков, продуктовых товаров людям пожилого возраста, помощи студентам и т.д.

В условиях инфляции быстро снижается уровень судьбы лиц с фиксированными доходами: учителей, преподавателей, студентов, пенсионеров и т.д. При таких условиях государство применяет временные меры, к каким относятся постановления и законы о индексации и компенсации доходов населения. Компенсация предполагает передачу национальных дотаций на убыточную продукцию от производителя потребителю при роста цен на эту продукцию. В связи с резкими трансформациями в структуре потребительских затрат во время усиления инфляционных процессов во многих государствах вводится ежегодный их корректирование и пересмотр, другими словами индексация доходов. Одновременно с этим индексация доходов, со своей стороны, возможно причиной усиления инфляции, что обуславливает дифференцированное использование и ограниченный характер индексации доходов разных групп населения.

Существуют другие формы соцзащиты – социальные компенсаторы. Социальные компенсаторы по собственному характеру напоминают программы, содержанием которых есть постоянная помощь определенных групп населения. Таким социальным компенсатором есть программа продуктовых талонов, каковые дают право постоянного бесплатного приобретения определенных продуктов питания. Также, такие программы предусматривают получение талонов на одежду, лекарства, оплату жилья, проезд в муниципальном транспорте и т.д. Талоны должны иметь конкретную адресно-целевую направленность. Источниками финансирования затрат на такие талоны смогут быть средства национального, муниципального и местного бюджета.

Особенное внимание в национальной совокупности соцзащиты уделяется помощи безработным. Эта помощь осуществляется двумя дорогами: первый путь имеет цель не допустить падения уровня судьбы сравнительно не так давно выгнанного с работы работника. При таких условиях уровень помощи определяется с учетом прошлых доходов. Второй путь пребывает в обеспечении безработного прожиточным минимумом. Он касается лиц, каковые по тем либо иным обстоятельствам неизменно не заняты в публичном производстве либо сталкиваются с громадными трудностями при найме на работу.

Безработица есть острой социальной проблемой, которая обязана постоянно пребывать в поле зрения страны.

Макроэкономика. социальная политика и Доходы населения страны.


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: