Экономическое неравенство в современном мире

Группы государств Часть в населении планеты, % Часть в мировом доходе, % Часть во всемирной торговле, %
А
В
С

Источник: Жафяров А. Ж., Нуреев Р. М., Моргунова Л. К. Введение в экономику. — Новосибирск, 1994. — С. 164.

Ведущая роль во всемирной экономике в собственности государствам, каковые выделяются на неспециализированном фоне в первую очередь более большим неспециализированным уровнем экономразвития. Их весьма мало: всего около 30, и только около 20 из них с суммарным населением менее 750 млн. чел. (из практически 5,5-миллиардного населения Почвы, другими словами не более 1/7, причем эта часть уменьшается !) смогут быть названы высокоразвитыми. Эта последняя несколько занимает Сейчас совсем необыкновенное положение, непременно господствуя во всемирной политике и экономике и оказывая благодаря этого огромное влияние на социальное и культурное развитие других государств. Они дают не меньше 3/5 стоимости всемирный промышленной продукции. Намного больше их часть в новейших отраслях и новых, благодаря чему именно данные государства являются главным и источником театром НТР. Они стараются согласовывать и координировать собственную экономическую политику в мире, совместно производить неспециализированные концепции экономразвития.

Высокоразвитые государства близки друг другу, в первую очередь, неспециализированным большим уровнем экономического развития, изюминками структуры экономики и неспециализированными тенденциями и важнейшими процессами в ней. Шестерка основных капиталистических государств (США, Япония, Германия, Англия, Франция и Италия) совместно забранные — настоящие ?локомотивы? мирового развития и экономического роста. Ежегодные встречи — заседания первых лици государств ?Группы Семи? (?G7?), в которых участвует и Канада, по степени собственного влияния на судьбы мира, само собой разумеется, оставляют сзади сессии Главной Ассамблеи ООН и проводимые ею интернациональные конференции. Разрешение РФ учавствовать в употребление и этих встречах в массмедиа выражения ?Громадная восьмерка? не означают, очевидно, равноправного включения РФ в ?клуб? привилегированных наций.

Расстановка сил в группы высокоразвитых государств оформлена географически. Они скомпонованы по большей части в три сопоставимых по потенциалам центра экономического и политического могущества, между которыми существует очень острая борьба и устанавливаются сотрудничества и сложные отношения соперничества: Соединенные Штаты, Западная Европа и япония. У каждого из трех основных центров современного капитализма имеется слабые места и свои преимущества, что делает их соперничество драматическим состязанием с тяжело предсказуемым финалом и не разрешает конкретно оценивать их конкурентные позиции в разных областях.

Экономика развивающихся государств, не обращая внимания на пестроту состава данной группы, владеет целым рядом значительных неспециализированных линия, которые связаны с принципиальной общностью их исторических судеб. Для этих государств капиталистический метод производства и связанный с ним социально-экономический и технический прогресс являются чуждыми процессами, не обусловленными их социальной традицией и собственной культурой. Их элементы навязаны им извне, появлялись и развивались не через свободное развитие национального рынка, а в следствии насильственного включения этих государств в мировые экономические отношения. Исходя из этого кроме того в тех государствах, где существует национальный личный капитал, он относительно слабо развит, носит очаговый темперамент, охватывая только кое-какие отрасли экономики, начинается неровно и непропорционально, мало влияя на остальные секторы экономики. К тому же он занимает двойственную позицию по отношению к зарубежному капиталу, довольно часто склоняясь к предательству национальных заинтересованностей.

Для всех развивающихся государств характерна многоукладность экономики – наличие капиталистических и докапиталистических публично-экономических форм, причем связи между укладами весьма не сильный либо отсутствуют. В отличие от капиталистического, и, с оговорками, мелкотоварного укладов, докапиталистические уклады не создают стимулы для роста поизводства, предпосылки для экономического и технического прогресса.

Одна из основных экономических неприятностей развивающихся государств — острый недостаток денег для инвестиций, очень замедленный, ?вялотекущий? процесс накопления, исходя из этого принципиальное значение для них имеет расширение экспортного сектора и привлечение зарубежного капитала, образующего особенный сектор хозяйства.

Еще одна определяющая черта развивающихся государств — высокая роль госсектора. Государство снабжает связи между разными укладами, стимулирует товарное производство, сдерживает и осуществляет контроль в какой-то мере деятельность зарубежных корпораций (в один момент стараясь завлекать зарубежные инвестиции), а основное, владея громаднейшими мобилизационными возможностями, способно сосредоточивать ресурсы для ответа острейших общенациональных экономических неприятностей, первым делом, структурной перестройки. Будучи искусственно, насильно вовлеченными в капиталистический мир, данные государства подвергаются постоянному массированному, многоканальному натиску стандартов ?западного? образа судьбы, ?западной? системы ценностей и т.п. Но классические структуры публичного сознания в этих государствах, за редким исключением, несовместимы с ?западными? и оказывают отчаянное, яростное сопротивление.

В итоге, в ?третьем мире? практически не приживаются такие настоящие завоевания западной цивилизации, как большой уровень трудовой и опытной этики, правовой культуры, гарантии личных свобод и другие. Но очень благоприятную землю находят преступность, наркомания, проституция, порнобизнес, образуя быстрорастущий и страшный не только для ?третьего мира? сектор хозяйства.

Имеется в ?третьем мире? маленькая несколько – первоначально в нее входили лишь четыре страны (Республика Корея, Тайвань, Гонконг и Сингапур, с 1997 г. ставший особенным районом КНР с суммарным населением менее 75 млн. чел.), — каковые сумели всецело приспособиться к очень твёрдым условиям современной НТР и добиться выдающихся и устойчивых темпов роста. Данные государства — ?четыре дракона? — именуют новыми индустриальными государствами (НИС). Их опыт обосновывает, что страны третьего мира в принципе смогут переломить негативные для них тенденции и занять хорошее место в мировом хозяйстве. К числу НИС сейчас начинают причислять ещё последовательность государств Юго-Восточной Азии (Индонезия, Таиланд, Малайзия) и Латинской Америки (Мексика, Бразилия, Венесуэла и др.), которым кроме этого удалось довольно удачно осуществить модернизацию хозяйства.

Очень выделяется несколько развивающихся государств, являющихся большими нефтеэкспортерами. Еще сравнительно не так давно большая часть их были в числе беднейших и самые отсталых, но в последние 30 лет кое-какие из них (Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты) стали аналогичны по среднедушевому уровню потребления и доходов с самыми богатыми из развитых государств.

Пара особняком стоят страны, в недавнем прошлом объединяемые понятием ?социалистические?, в которых еще недавно господствовала административно-командная экономическая совокупность. Кое-какие из этих государств, наименее развитые, по практически всем наиболее значимых показателей в полной мере смогут быть отнесены к ?третьему миру?: Вьетнам, Лаос, Монголия, КНДР, Куба, среднеазиатские и закавказские республики бывшего др и СССР. Положение остальных (страны Восточной Европы, РФ и КНР) выяснить значительно сложнее. С одной стороны, в них создана замечательная и высокодиверсифицированная промышленность, включающая самые современные наукоемкие отрасли. Огосударствленная экономика разрешала направлять национальные ресурсы на осуществление широкомасштабных сложных и дорогих программ: ядерной, космической, энергетической и т. п. (в Китае и особенно в бывшем СССР). В ряде секторов экономики накоплены высококвалифицированные научные, инженерные и рабочие кадры, талантливые решать задачи каковые ставит современная НТР. Административно-командная экономика не имела возможности действенно применять ресурсы, исходя из этого подавляющая часть создаваемых в этих государствах услуг и товаров была неконкурентоспособна в мире по цене, техническому уровню и качеству.

Задачи, каковые бывшие социалистические государства поставили перед собственной экономикой, не смогут быть решены без широкомасштабной денежной, консультационно-обучающей и технологической помощи высокоразвитых государств, а такая помощь, конечно, будет появиться последними в соответствии с собственными заинтересованностями ?помогающих? и приведет (уже приводит) к сильнейшей односторонней экономической и частично кроме того к политической зависимости.

Как в мире растет экономическое неравенство


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: