Экономическое развитие. социальное положение. зарождение и развитие феодальных отношений

1. развитие экономики. Колхидское и Картлийское царства были экономически достаточно развитыми странами. Ведущую роль в хозяйстве традиционно игрались земледелие, виноградарство, садоводство, животноводство . Главными зерновыми культурами были: пшеница, ячмень, просо . Колхида славилась производством льна , которое употреблялось для того чтобы.

Экономическому подъему Картли и Колхети содействовал серьёзный торговый путь, проходящий по территории Грузии и соединяющий страны Западного и Восточного мира. Колхида и Картли имели оживленные торговые сношения с Грецией, восточными странами и Римом. Об интенсивном развитии торговли показывает обилие городов как в Западной (Кутаиа, Родополис, Диоскурия, Фазис), так и в Восточной Грузии (Мцхета, Урбниси, Цунда, Уплисцихе). Большая часть муниципального населения составляли ремесленники и купцы . В городах были развиты следующие виды ремесла: гончарное дело (производство посуды, кирпича, водопроводных труб, стеклотары), златокузнечество, вязание . В Грузии имелась традиция обработки железа .

По Страбону, в Диоскурию приезжали торговать представители семидесяти разных племен. Грузия стала частью Римской империи. Городская судьба пара затихла.

Большим политическим, экономическим и культурным центром была столица Картли Мцхета . Отдельные поселения и укрепленные пункты, расположенные около Мцхета, создавали единый комплекс – «Диди Мцхета» (Громадная Мцхета). Оборонительная совокупность Диди Мцхета состояла преимущественно из двух крепостей – Армазской крепости, которая прикрывала собой наиболее значимые стратегические дороги, идущие из Колхиды, Албании и Армении, и Заденцихе (Заденская крепость) защищавшая Мцхету с севера. Одним из ответственных районов «Диди Мцхета» был Армазисхеви , возможно, тут пребывала резиденция питиахша (управителя). В хозяйственном отношении наиболее значимым районом был Саркине . Само наименование (ркина – железо) показывает на то, что тут был центр металлургии.

2. Социальный строй. Существующее положение в Картлийском царстве весьма интересно обрисовано Страбоном : «В этом государстве обитатели делятся на четыре рода: один из них (считающийся первым) – это тот, из которого ставят царей (выбирая ближайшего по родству с прошлым царем) и старшего по летам; второе (за ним лицо) творит и предводительствует войском; второй род составляют жрецы, каковые ведут кроме этого спорные дела с соседями; к третьему роду относятся земледельцы и воины, к четвертому – простонародье, которое является рабами у царей и доставляет им все нужное для жизни. Имущество у них общее по родственным объединениям; управляет и распоряжается им в каждом объединении ветшайший». У Страбона род подразумевает определенный социальный слой, группу. Население Картли представлено четырьмя социальными группами: царский род, жрецы, свободные земледельцы (каковые составляли главную часть войска) и царские рабы .

В стране существовали большие земледельческие хозяйства. Они принадлежали царю , участникам его семьи, (сепецулам) эриставам и жрецам. Главную часть населения составляли свободные общинники , каковые обрабатывали собственные маленькие участки земли. Конечно, среди самих общинников существовали имущественные различия. Были кроме этого и рабы , но рабовладельчество не принимало такие формы, как, к примеру, в Греции либо Риме. Это было обусловлено тем, что развитие хозяйства в Грузии не потребовало громадного количества рабов.

В горных регионах Грузии была вторая картина – тут практически существовало родовоеобщество .

3. его развитие и Зарождение феодализма. Предстоящее развитие экономики страны происходило на фоне больших публичных изменений. Среди свободных общинников стремительным темпом протекал процесс имущественной разделении . Распадалась община, только часть общинников богатела, а солидная их часть напротив, попадала в тяжелое экономическое положение, что, со своей стороны, содействовало утрата личной свободы . Но возрастали большие земледельческие хозяйства. По окончании объявления христианства национальной религией жрецы теряли все, среди них и почвы, полученные за воинскую работу. Они лишались политической и экономической земли и их место занимала христианская церковь , которая в недалеком будущем кроме этого становилась большим землевладельцем . Церкви жаловали почвы члены и царь его семьи, эриставы, представители господствующих сословий и других публичных слоев. Фонд свободных земель уменьшался и разгорелась борьба за присвоение этих земель. Расхищению земель содействовало да и то событие, что члены распадавшихся общин не в состоянии были оказывать им сопротивление.

имущественная дифференциация и Распад общины общинников стали причиной тому, что бедные общинники не могли уже идти в армию, поскольку не могли купить дорогое воинское обмундирование. Военная служба была под силу лишь зажиточному слою, что приобретал за это привилегии, новые почвы, принимал участие в дележе добычи, т. е. имел возможность еще более упрочить собственный положение.

Общество делилось на два сословия: первое сословие составляла выдвинувшаяся в экономическом и политическом отношении знать, которая принимала участие в управлении страной. Их именовали азнаурами . Второй слой составляли крестьяне (глехи) . Они не имели личной свободы. Почва, на которой они жили, принадлежала азнаурам. Они обрабатывали эту почву и за это приобретали в наследственное пользование земельный надел. Часть урожая, собранного на этом месте, доставалась крестьянину.

Сословие азнауров не было однородным. Из этого слоя неспешно выделились дидазнауры , каковые имели собственных подданных – азнауров . Дидазнауры стремились укрепить собственный положение, требуя от неприкосновенности и царя независимости . На данной земле между царем и дидазнаурами появились острые несоответствия. Одним из основных условий неприкосновенности было освобождение от налогов. В собственной борьбе против царя некая часть азнауров применяла кроме того внешних неприятелей и переманивала их на собственную сторону. По большей части же азнауры неизменно самоотверженно защищали интересы отчизны.

Процесс развития феодализма продолжался в течении столетий. Грузинский феодализм был схож с европейским, исходя из этого грузинскому обществу был чужд восточный принцип ведения хозяйства, навязываемый ему иноземными поработителями.

культура и Религия

1. Религия. Первые представления и религиозные верования зародились еще в эру палеолита и с развитием общества приняли совсем организованный вид. Любая отдельная община, род, племя поклонялись собственному божеству , причем, неспешно устанавливалось почитание божеств по принципу «верховный?низший». Высшими божествами у грузин были луна, звезды и солнце . Луна представлялась в образе мужчины, солнце в виде дамы. Эти представления отражены в старейшем стихотворении, дошедшем до нас на мегрельском языке: «Солнце – мать моя, Луна – папа мой, а звезды – сёстры и братья мои». Священным животным Луны считался бык . Распространение культа быка в Грузии имеет давнишнюю традицию, что говорит о том, что Грузия издревле была страной земледелия. Изображения быка сперва лепили из глины, а после этого изготовляли из латуни. Бычья голова была изображена на колхидской монете. В Грузии был кроме этого обширно распространен культ солнца . Солнце было женским божеством, т. е. оно было Великой Матерью?богиней.

В конце IV века и начале III века до нэ обосновавшийся во Мцхете Азо воздвиг два идола: Гаци и Га . Наоборот Мцхета на высокой горе, недалеко от могилы легендарного этнарха Картлоса грузинский царь Фарнаваз воздвиг скульптуру главного божества Картли – Армази . Этим цель проводимой им религиозной реформы была достигнута – единое высшее божество служило делу объединения всей страны . Армазскому божеству в жертву приносили кроме того детей. Данный ожесточённый обычай был запрещен царем Ревом (предполагается, что за это грузинская историческая традиция именует царя Рева «честным»). Праздник в честь Армази устраивали в первых числах Августа.

Как видно, месхетскими племенами было привнесено в Картли и второе божество – Задени . Его скульптура была воздвигнута у села Цицамури.

Весьма интересно дошедшее до нас сведение Флавия Ариана о том, что у входа в город Фазис стояла статуя восседавшей на троне богини , а у ее ног сидели львы . Львиная голова изображена на колхидской монете. Быть может, в Грузии был обширно распространен и культ льва . В одном из погребений медной эры отыскана золотая скульптурка льва.

2. Культура. Колхида и Картлийское царство имели тесные связи с греческим миром, Римом и близлежащими восточными государствами. Эти связи сильно повлияли на культурное развитие Грузии.

О грузинской культуре того времени по большей части возможно делать выводы по данным археологических раскопок. На самом высоком уровне развития пребывала архитектура. Об этом свидетельствует много городов: Мцхета, Уплисцихе, Урбниси, Кутаиа, Родополис, Фазис, Диоскурия, Питиунт. Это были прекрасные города с мощеными камнем улицами, главными площадями, дворцами, банями и храмами, жилыми строениями и др. строениями. Баня была не только санитарно?гигиеническим учреждением. Она служила в это время и местом, где планировала общественность для отдыха и развлечений. Очень направляться отметить городище , раскопанное на территории поселка Вани . Тут найдены остатки разных строений, прекрасно спланированные улицы, храмы и т. д. Неповторимым монументом древности есть высеченный в горе город – Уплисцихе . Выстроить таковой город была в состоянии только экономически сильная страна, имеющая высококвалифицированных строителей, обладающих мастерством строительного дела.

По сведениям Страбона, в Месхетском крае был громадной храм Левкотеи . Правильное расположение этого храма совсем не узнано. Предполагают, что он пребывал в Ацкури либо в Вани .

Высоко было развито и златокузнечество. Найдены превосходные изделия из золота и бронзы в захоронениях Самтавро, Бори, Армазисхеви . В Вани отыскана медная фигурка богини победы Ники .

Археологическими раскопками найдены старейшие монументы греческой и арамейской письменности . Во Мцхете, в Армазисхеви найдена билингва II века с двуязычной надписью (греческой и арамейской). Арамейский язык относится к группе семитских языков. Сейчас язык данный есть мертвым языком, но на рубеже ветхого и нового летосчисления он был обширно распространен во всей Передней Азии. Монументы грузинской письменности этого периода не найдены. Не смотря на то, что, на некоторых предметах изображены символы, схожие с грузинским заглавным письмом. Тяжело делать выводы, являются ли эти символы грузинскими буквами либо нет.

Громадный интерес приводит к сведению у Аполлония Родосского в «Аргонавтике»: «У колхов сохраняются написанные еще их предками кирбы, в которых указаны всевозможные морские и границы и сухопутные пути для приезжих путешественников». До сих пор не установлено, что из себя воображали эти кирбы.

Формирование феодализма. Классы феодального общества. (рус.) История средних столетий.


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: