Эксперимент в социальной работе

Опыт (от лат. experimentum – проба, опыт) – это исследовательская стратегия, на протяжении которой осуществляется целенаправленное наблюдение за тем, как ведут себя одни характеристики явления (процесса, ситуации), в случае если последовательно и в определённом порядке изменять другие характеристики явления (процесса, ситуации).

Эксперименткак своеобразный способ сбора первичной информации и особенный тип исследовательской процедуры считается совершенным научным способом, потому, что предполагает строгий контроль всех условий проведения опыта.

По характеру экспериментальной обстановке различают опыты полевые (естественные) и лабораторные. Строгий учёт всех условий опыта легче всего осуществить в намерено оборудованной лаборатории. Естественный опыт более тяжёл с целью проведения, а его результаты практически в любое время оставляют простор для других интерпретаций. Полевой опыт – ведущий способ ориентированных на практику оценочных изучений.

В социальной работе опыт проводитсяв естественных условиях. В большинстве случаев,цельютакого изучения есть изучение эффективности новой социальной программыилиметодики.Как раз с этим типом изучений значительно чаще имеют дело социальные работники.

Опыт в социальной работе носит прикладной темперамент, поскольку проводится с целью получения объективной информации, нужной для принятия практических ответов.

Пример. В 1980-х гг. на Западе – скандинавские государства, Великобритания и Италия – появилось замечательное перемещение, участники которого выступали против помещения людей, нуждающихся в особом уходе, в учреждения стационарного типа (больных, старых, калек, лиц с задержкой умственного развития, сирот), ратуя за создание условий для ухода за ними на дому. В русле этого перемещения шло закрытие психиатрических поликлиник, запасных школ, детских домов и введение других форм обслуживания, направленных на достижение социальной интеграции соответствующих групп населения. Существовал и противоположный лагерь защитников классических форм социального обслуживания. Главным аргументом приверженцев реформ было утверждение, что на этом пути возможно добиться большого увеличения качества обслуживания без значительного повышения затрат. Для обоснования этого аргумента проводились эмпирические изучения по сравнению двух моделей социального обслуживания.

На протяжении опыта сравниваются две группы людей, различие между которыми выступает как свободная переменная. К примеру, сравнивается группа и группа больных здоровых людей. Изучаемым причиной в этом случае будет общее состояние организма. Значительное отличие изучений, проводимых в естественных условиях, содержится в том, что у исследователя нет возможности произвольно комплектовать группы испытуемых. Лучшее, что он может сделать, – это постараться максимально уравнять между собой группы по фоновым чертям (пол, возраст, домашнее положение и т. д.). Полезно учесть и кое-какие дополнительные моменты, каковые смогут понадобиться на этапе анализа данных. К примеру, имеется суть учитывать тяжесть заболевания, потому, что может оказаться, что в одном случае более действенной есть классическая модель обслуживания, а в другом – инновационная.

Громаднейшие трудности при проведении социальных опытов воображает разработка совокупности измерения оценочных показателей. По какой совокупности оценивать уровень качества обслуживания? Учитывать ли лишь объективные показатели, пренебрегая мнением самих клиентов? В случае если брать пара показателей, то как свести их в один интегральный показатель? Как сопоставить между собой уровень качества затрат и показатель обслуживания?

При проведении естественных опытов не всегда имеется возможность создать контрольную группу. При таких условиях сравнивают два состояния – доипосле опыта.

Исследовательскую деятельность в социальной сфере в форме опыта, осуществляемого в настоящих условиях, часто именуют умело-экспериментальной, потому, что она есть ещё и преобразовательной (по своим практическим итогам).

В рамках умело-экспериментальных социальных проектов проводятся семинары-тренинги, консультации, семинары-практикумы, научно-практические конференции, осуществляется распространение инновационного опыта.

Через опыт внедряются новые формы, технологии и методы обслуживания клиентов; создаются новые организационные модели социальной работы и т. д. Возможно констатировать, что сейчас экспериментальными площадками в той либо другой степени стали многие учреждения социальной сферы.

Социальный опыт является системой приёмов и методов изучения социальных явлений при помощи трансформации условий их протекания.

Опыт в социальной работе есть многофункциональным в том смысле, чтоэто и метод сбора эмпирической информации, и аналитический тип изучения, и вид преобразовательной деятельности. Каждая из перечисленных функций социального опыта сама по себе может стать объектом изучения.

Социальные опыты имеют сложную схему экспериментирования, связанную с наличием более двух свободных переменных. В сущности, социальный опыт – это пара опытов, объединённых в одном замысле. Анализ для того чтобы опыта должен быть многофакторным.

При изучении социального опыта нужно учитывать и отражать в описаниях его своеобразные характеристики.

Структура опыта:

предмет и объект изучения как зависимая переменная;

– средства и методы преобразования «предмета в объекте» как свободные переменные;

– разработка (методика) применения свободных переменных;

– методы и диагностика диагностики результатов влияния свободных переменных на зависимые переменные.

предмет и Объект экспериментирования в социальной работе – это явления и те процессы социальной практики и их качественные особенности, каковые предполагается усовершенствовать: качества, свойства, отношения, способы (приёмы, методы), технологии и т. д. направляться иметь в виду, что предмет и объект экспериментирования не есть объектом всего изучения.

Пример. Объектом изучения есть социальное обслуживание пожилых людей в конкретном социальном учреждении, а объектом экспериментирования смогут быть и технологии обслуживания по большому счету, и разработка обслуживание на дому в частности и т. д.

Методы и предмета преобразования экспериментирования и средства объекта именуются свободными переменными, потому, что они являются в полной мере независимыми по отношению к тем особенностям, качествам, каковые изменяются на протяжении опыта.

Разработка применения свободных переменных – это порядок проведения опыта, режим средств преобразования и введения методов предмета экспериментирования.

Диагностико-аналитические способы в опыте связаны с его параметризацией, т. е. выделением показателей эффективности влияния свободных переменных на зависимые, и возможностью их измерить. Потому, что опыт в социальной работе значительно чаще проводится сначала инновационной деятельности, он реализуется при отсутствии строгих параметров качества (такие параметры смогут быть выяснены по ходу опыта). В любом случае способы, выбранные для предмета и диагностики объекта экспериментального изучения, должны быть надёжными, объективными, ориентированными на критерии оценивания взятых данных и согласованными с другими способами изучения этого же явления.

Социальный опыт: как дети уходят с незнакомцем.


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: