Эмпирическая интерпретация основных понятий социологического исследования

Обоснованность научных и практических догадок (догадок) проверяется методом сопоставления неспециализированных посылок с менее неспециализированными, а в конечном итоге — на базе яркого соотнесения с описанием элементарных фактов. Дабы выполнить данный сложный путь, нужно нащупать точки соприкосновения понятийного аппарата изучения с настоящими событиями, содержание которых они отражают.

Самая несложная догадка прикладного изучения — ожидается, что интерес к телевидению связан с уровнем образования телезрителей, — испытывает недостаток в переводе ее понятий в операциональные термины: что такое интерес, какие конкретно операции фиксируют его наличие либо отсутствие, частота просмотров, оценки содержания программ, запоминание содержания замеченного и услышанного, выбор данной программы из нескольких возможных и т. д.

Поиск эмпирических значений понятий именуют его эмпирической интерпретацией, а определение этого понятия через указания правил фиксирования соответствующих эмпирических показателей — операциональным определением.

Как логическая задача неприятность эмпирической интерпретации понятий теории была поставлена в философии позитивизма. Речь заходит о соотнесении эмпирического и теоретического уровней знания, о правилах этого соотнесения.

При разработке программы социологического изучения мы должны прежде всего выделить главные понятия, высказывающие узлы изучаемой неприятности. Как раз они и подвергаются эмпирической интерпретации, что разрешает не только сформулировать, но и проворить догадки на базе фактических данных. Интерпретация понятий в определенных терминах свидетельствует поиск эмпирических показателей, поясняющих их значение в некоем значительном для отечественной задачи отношении. А значительное отношение, со своей стороны, будет определяться предметом и проблемой изучения.

Последовательность действий при уточнении главных понятий, интерпретации их смысла в замечаемых показателях возможно резюмировать следующим образом:

1. В первую очередь — это теоретическая работа: анализ соответствующей литературы по предмету, уточнение смысла понятий в рамках данного теоретического подхода (либо множественности смыслов в различных парадигмах, из которых мы выбираем одну или формулируем собственный рабочее определение). Это предполагает возможность избежать неточности смешения общеупотребительного смысла понятия с его научным, социологическим значением.

2. Создание образа данного свойства, нюанса понятия либо его целостного представления в каких-то зримых проявлениях (в отечественном примере отношения к труду — это образ из поддающихся изучению конкретных проявлений отношения рабочих к труду по объективным и субъективным показателям).

3. Построение более упорядоченной совокупности черт, особенностей отечественного образа так, дабы не расширять и не сужать количество трактуемого понятия за пределы, где соответствующие эмпирические прообразы утратят собственную функцию быть соотнесенными с его общим смыслом.

4.Выбор прямых показателей каждой из выделенных черт, т. е. переход к операционным уточнениям: какими техническими приёмами и конкретными методами направляться (возможно) зафиксировать выделенные особенности (к примеру, удовлетворенность работой и отдельными ее составляющими).

5.Построение так называемых индексов либо составных показателей, формируемых методом определенной комбинации частных показателей, каковые были выделены в прошлой операции.

Главная и выборочная совокупность. статистики и Параметры. База выборки, единицы отбора, единицы наблюдения и объекты репрезентации отбора в социологическом изучении.

Множество социальных объектов, каковые являются предметом изучения в пределах, очерченных программой социологического изучения и территориально-временными границами, образует главную совокупность.

Любую главную совокупность характеризует некий очевидно задаваемый показатель (либо комплект показателей), по значению которого неизменно возможно конкретно выяснить, относится этот объект к главной совокупности либо нет. Часть объектов главной совокупности, выступающих в качестве объектов наблюдения, именуется выборочной совокупностью. Иными словами, в случае если главная совокупность включает все подряд единицы, составляющие объект изучения, то выборочная совокупность представляет собой особым образом отобранную часть главной совокупности. Наряду с этим статистическое наблюдение осуществляется как раз за элементами выборочной совокупности.

Под базой выборки понимается список всех элементов главной совокупности, из которого, фактически, и производится отбор единиц наблюдения.

Единицей отбора именуют элементы главной совокупности, каковые выступают единицами, счета в разных процедурах отбора, формирующих выборку.

Единицами наблюдения именуют элементы организованной выборочной совокупности, каковые конкретно подвергаются статистическому наблюдению. единица наблюдения и Единица отбора являются социальные объекты, владеющие чертями, значительными для предмета конкретного социологического изучения. Они смогут совпадать (в несложных схемах отбора) и различаться (при сложных комбинированных схемах отбора).

Объект репрезентации направляться отличать от единицы наблюдения. Объектами репрезентации именуют элементы выборочной совокупности, т.е. организации и территориальные сообщества, в которых, со своей стороны, концентрируются единицы наблюдения. Выборка одно-ступенчатой лишь тогда, в то время, когда на первом же степени отбора единицы наблюдения и объекты репрезентации совпадают.

Измерение в гуманитарных изучениях. Лекция 1-я, ч. 1.


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: