Эмпирический уровень научного познания

Наука начинается с ярких наблюдений отдельных событий, фактов, каковые фиксируются высказываниями. Эмпирическими высказываниями являются, к примеру, следующие суждения: Данный камень падает к почва, Вода в данной кастрюле при нагревании закипела, Отечественная кошка родила пятерых котят. А вот выражение Все тела, выпущенные из рук, падают на землю уже не есть эмпирическим, потому, что нереально проверить в опыте поведение всех тел.

Для ученого крайне важно найти некую регулярность, потому что найденная регулярность разрешает растолковывать и предвещать явления. К примеру, доктор-онколог понял, что курящие чаще заболевают раком легких, чем некурящие. Из этого он делает вывод: тот, кто курит, рискует заболеть раком легкого. Заядлому курильщику он даст совет меньше курить либо по большому счету прекратить курить. При анализе эмпирических фактов нужно учитывать все события. Древние греки, веря своим глазам, думали, что тяжелые тела падают на землю с большей скоростью, чем легкие. В семнадцатом веке Галилей установил, что ускорение свободного падения тел на землю (g=9,8м/с2) не зависит от их массы. Греки не знали, что воздушная среда искажает картину падения тел значительнейшим образом.

Знания о явлениях уточняются благодаря измерениям, разного рода подсчетам. Одно дело знать явление лишь как следует, второе — иметь количественные сведения. Без количественных разрешённых невозможно построить, к примеру, какое количество-нибудь сложное техническое устройство.

База эмпирического изучения — опыт (от лат. экспериментум — проба, опыт). Опыт и имеется опробование изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях. Экспериментатор пытается выделить изучаемое явление в чистом виде, побочные события должны быть устранены. Недопустимо, к примеру, и светло из-за чего, проводить химические опыты в нечистых халатах. Упомянутое выше падение тел сперва изучают в безвоздушной среде, положим в трубе, из которой выкачан воздушное пространство, а после этого уже в воздушной среде, регулируя давление воздуха. Наряду с этим должно учитываться значение каждой составляющей опыта. В данной связи особенное значение имеют устройства.

Долгое время считалось, что особенности устройств не воздействуют на изучаемые явления. К примеру, каким бы термометром не измеряли температуру воздуха, водным либо ртутным, приобретаем одинаковый итог. Но опыты с элементарными частицами продемонстрировали, что поведение последних зависит от типа прибора. В итоге это отражается на итогах опыта. Тем более неодинаково реагируют на условия опыта участвующие в нем люди и животные. Все это указывает, что приходится обширно варьировать условия опыта, применять разные приборные возможности.

Среди способов эмпирического познания довольно часто именуют наблюдение. Имеется в виду наблюдение не как этап любого опыта, а независимый метод изучения явлений. Так, астролог следит за звездами, у него отсутствует возможность затащить их в лабораторию. Соответственно наблюдение обширно распространено в биологических и социальных науках. Интерпретация замечаемых состояний в принципе не отличается от понимания экспериментальных результатов. Наблюдение можно считать необычным опытом.

Увлекательной возможностью развития способа экспериментирования есть так именуемое модельное экспериментирование. В этом случае экспериментируют не с оригиналом, а с его моделью, примером, похожим на оригинал. Оригинал ведет себя не так чисто, примерно, как модель. Модель может иметь физическую, математическую, биологическую либо иную природу. Принципиально важно, дабы манипуляции с нею давали возможность переносить приобретаемые сведения на оригинал. Сейчас обширно употребляется компьютерное моделирование.

Модельное экспериментирование особенно уместно в том месте, где изучаемый объект недоступен прямому опыту. Так, гидростроители не начнут возводить плотину через бурную реку чтобы с нею поэкспериментировать. Перед тем как возвести плотину, они произведут модельный опыт в родном университете (с маленькой плотиной и маленькой рекой).

Наиболее значимым экспериментальным способом есть измерение, разрешающее взять количественные эти. Измерение А и В предполагает: 1).установление качественной одинаковости А и В; 2).введение единицы измерения (секунда, метр, килограмм, рубль, балл); 3) сопоставление А и В с показанием прибора, что владеет той же качественной чёртом, что А и В; 4) считывание показаний прибора. При измерения физических, химических, характеристик устройства являются в полной мере конкретным устройством. При же измерения социальных процессов дело обстоит сложнее. Мы это видели на примере измерения сокровищ. Показателен в этом отношении товарно-финансовый механизм. Товарам приписывают цены в финансовых единицах (рубль, американский доллар, франк), но нет прибора, что бы разрешал измерить цену товара. Цена товара определяется на рынке, в ходе экономической интерпретации.

Без теории опыт слеп.

ЕГЭ 2016: Научное познание.


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: