Эмпириокритицизм э.маха и конвенционализм а.пуанкаре

Происхождение так именуемого «второго» позитивизма было связано с кризисом в физике, случившемся в конце XIX в. Данный кризис был кризисом механической картины мира. Он был связан с изучением электромагнетизма, где аналогии с механическими процессами уже были неосуществимы. Скажем, поле выяснялось действительностью, не сводимой к перемещению небольших частиц материи, средой, которая оказывает действие, в отличие от эфира классической механики. Открытие радиоактивности подрывало представление о массе как безотносительном свойстве материи, как о мере материальности, Радиоактивность трактовалась как исчезновение материи.

Основателем второго позитивизма был австрийский физик Эрнст Мах (1938 – 1916). Его поддержал швейцарский философ Рихард Авенариус. Мах осуждал «метафизику классической механики»: понятие полного пространства и времени, в частности. А.Эйнштейн признавал заслугу Маха в разрушении догматической веры в механику как базу физического мышления. Но выход из кризиса Мах видел в феноменализме и радикальном эмпиризме. Необходимо свести содержание научных понятий к неоспоримому и первичному умелому материалу знания. Собственную философию Мах именовал эмпириокритицизмом – философией критического опыта. Материалом знания являются ощущения. Необходимо отказаться, вычислял Мах, от постановки вопроса о гносеологическом статусе ощущений, о том, относятся ли они к чему-то вне нас, к объектам. С достоверностью возможно сказать только о существовании ощущений как элементов мира. С научной точки зрения, не имеет смысла вопрос о существовании чего-то кроме ощущений, внешнего мира. Вещи – это комплексы ощущений.

Так мы можем осуществить наиболее значимый принцип научного мышления — принцип экономии мышления: направляться отдавать предпочтение концепциям, каковые обрисовывают базисный материал знания предельно легко. Законы науки устанавливают регулярные связи между ощущениями. Мышление уменьшает, упрощает, экономизирует описания опыта субъекта. Имеется два направления мышления: приспособление мыслей к явлениям (опыт) и мыслей – друг к другу (теория). Для Маха характерен радикальный дескриптивизм. Единственная задача науки – описание опыта. Теория дает сокращенное описание. Вторая черта махизма — радикальный феноменализм: знание ограничивается замечаемыми феноменами (явлениями), только они познаваемы. Действительно, как отмечали критики эмпириокритицизма, Маху не получалось все время держаться выбранной линии, он всегда скатывался к объектному языку.

Сам Мах был достаточно большим физиком – в механике имеется «принцип Маха». Это придавало его философской концепции научную респектабельность. Это происходило, как уже говорилось, в ситуации, в то время, когда привычная для ученых механическая картина мира волновалась важный кризис. Земля уходила из-под ног – в этих условиях попытка сократить сферу точных знаний опытом, осознаваемым как поток ощущений, казалась свежим словом. Махизм был одно время популярен и в Российской Федерации. Причем, кроме того среди революционной интеллигенции. Во время по окончании революции 1905-1907 гг. им увлеклись а также кое-какие члены большевистской партии (А.А.Богданов, А.В.Луначарский и др.), каковые вычисляли вероятным дополнить марксистскую философию махизмом (как философией современного естествознания). Это увлечение очень сильно тревожило В.И.Ленина. Исходя из этого его единственная, по сути дела, философская монография («эмпириокритицизм и Материализм») была посвящена критике махизма с позиций простого материализма, не сомневающегося в том, что источником ощущений являются существующие вне и независимо от нас вещи.

Близок ко второму позитивизму по своим идеям был кроме этого физик и французский математик Анри Пуанкаре (1854 — 1912). Его концепцию научного знания именуют конвенционализмом. Познание, вычислял он, начинается с ощущений, но они субъективны и практически непередаваемы. Гарантией объективности есть общезначимость – общность мира для нас и других людей. Вопрос о том, что находится по ту сторону ощущений, лучше не обсуждать. Главные начала познания, с позиций Пуанкаре, это конвенции, но не произвольные, а соответствующие опыту. Ответственной чертой отечественных знаний есть их обоюдная согласованность. Выбор теоретических описаний и обязан осуществляться на базе удобства, полезности, согласованности. К примеру, полное вращение Почвы не доказать. Но эргономичнее высказать предположение, что Почва вращается, т.к. это утверждение согласовывается со множеством фактов (дневное перемещение небесных тел, сплющенность Почвы у полюсов, маятник Фуко и т.д.). Это утверждение разрешает растолковать эти факты одной обстоятельством. Так достигается простота – одно из наиболее значимых требований в философии науки Пуанкаре. Альтернативой есть нагромождение догадок adhoc («для данного случая») у Птолемея.

Пуанкаре также думал, что вопросы о том, чему соответствуют отечественные знания, не имеют смысла. Скажем, геометрия настоящего пространства и времени не допускает умелой проверки. Геометрия возможно не более либо менее подлинной, либо фальшивой, а более либо менее эргономичной. физика и Геометрия дополняют друг друга. Искривление луча света в поле тяготения возможно растолковать искривлением пространства, а возможно – действием некоей силы в евклидовом пространстве. Выбор описания – вопрос не истинности, а удобства.

Так, на протяжении эволюции позитивистской философии науки в ней усиливались элементы феноменализма и агностицизма.

Позитивизм Лекция Скворчевского


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: