Эмпириокритицизм в современной науке. 41. конвенционализм и современная философско-психологическая мысль.

Позитивизм в психологии и философии.

Позитивизм– философское течение, которое ставит в центр рассмотрения научную методологию и науку и за философскую базу всего берет опыт (в основном в научном понимании этого слова — опыт).

Как независимое течение позитивизм сформировался в 30-е годы XIXв. и за более чем вековую историю эволюционировал в направлении все более четкого обнаружения свойственной ему сначала тенденции к субъективному идеализму. Субъективный идеализм – одна из главных разновидностей идеализма (сознание, мышление, духовное первично, а материя, природа, вторичны), в отличие от объективного идеализма отрицает наличие какой-либо действительности вне сознания субъекта, или разглядывает ее как что-то всецело определяемое его активностью.

В центре внимания позитивистов неизменно был вопрос о философии и взаимоотношении науки. Основная цель и назначение философии – разработка способов научного знания. Главные тезисы позитивизма:

1) все настоящее, хорошее («хорошее») знание о действительности возможно получено только в виде результатов отдельных особых наук либо их «синтетического» объединения.

2) философия, как особенная наука, претендующая на содержательное изучение особенной сферы действительности, не имеет права на существование.

Позитивизм в определенном смысле существует до сих пор, пережил определенную эволюцию – размышление над тем, что такое опыт, возможно ли его вычислять критерием истины. Возможно выделить 4 стадии позитивизма:

1) Хороший позитивизм (Конт, Спенсер)

2) Эмпириокритицизм, либо махизм (Мах, Авенариус)

3) Неопозитивизм, либо логический позитивизм (Мур, Рассел)

4) Постпозитивизм (Поппер, Кун)

Характерные черты позитивизма:

1) Нам известно лишь то, что информируют нам науки, научные знания являются единственно адекватными.

2) Каждая неприятность возможно решена, будучи переведена на хорошую стадию. Важным достижением в данной области есть разработка Контом баз новой науки – социологии.

3) Каждая наука может достигнуть успеха, лишь будучи переведена, на хорошую стадию. Важным достижением в данной области есть разработка Контом баз новой науки – социологии.

4) способы разных наук смогут неограниченно трансплантироваться (переносится) из одной в другую. Как пример таковой трансплантации второй идеолог позитивизма – Г. Спенсер – создал концепцию социал-дарвинизма. Дарвин поднял биологию на хорошую стадию второй науки – социологии. Он распространил Дарвиновскую терминологию на общество, продемонстрировав, что в нем, кроме этого существует естественный отбор, и борьба за выживание, приспособление человека к окружающей среде.

5) Вера в нескончаемый безграничные возможности и прогресс науки людской познания.

6) Собственного рода «обожествление» опыта, окружающей действительности (природа).

Эмпириокритицизм в современной науке. 41. Конвенционализм и современная философско-психотерапевтическая идея.

Ко второму этапу развития философии науки относятся эмпириокритицизм Э. Маха и Р. Авенариуса и конвенционализм А. Пуанкаре. Главное внимание в первом позитивизме уделялось проблемам систематизации к классификации наук.

На этапе второго позитивизма эта проблематика сохранилась. Но на первый замысел – неприятности обоснования фундаментальных научных понятий, соотношения и принципов их с действительностью. лидерами и Основными представителями второго позитивизма были философ и австрийский физик Эрнст Мах (1838-1916) и швейцарский философ Рихард Авенариус (1843-1896). Главные произведения Э. Маха: «отношение и Анализ ощущений психологического к физическому», «Механика. Историко-критический очерк её развития» и др. Мах – ведущий ученый собственного времени, внес вклад в разработку многих направлений физики (теоретической и экспериментальной механики, оптики, акустики и др.). Р. Авенариус – доктор наук Цюрихского университета, занятия философией совмещал с занятиями биологией психологией. Его главные произведения: «Философия как мышление о мире с мельчайшей тратой сил», «Критика чистого опыта», «О принципиальной координации».

Главные положения эмпириокритицизма:

1. Критика опыта как проверка обоснованности опыта, очищение опыта от метафизики. Критика опыта, нагруженного метафизикой, как наиболее значимая задача хорошей философии. Критика механицизма, механической картины мира, критика атомизма как разновидностей метафизики.

2. Концепция о «нейтральных элементах» (Э. Маха) и о «принципиальной координации» (Р. Авенариуса). Элементы опыта (явления), чувственные эти, ощущения как база и единственная реальность научного познания. Ощущения как глобальный факт, форма приспособления организма к среде, как неспециализированные («нейтральные») элементы всех вероятных психологических и физических переживаний. Отрицание различий между психологическим и физическим, признание принципа «координации» между ними. Элементы опыта как элементы мира. «Чистый опыт» как интегральное единство объективного и субъективного. Недопустимость «интроекции» (от лат. intro – вовнутрь, iacure – бросать) – «вкладывания» опыта в субстанцию (материальную либо совершенную).

3. Принцип экономии мышления как методологический принцип становления научной теории и критерия её совершенства. Два нюанса экономии мышления:

1. феноменалистская интерпретация теоретических знаний – требование исключения из теории любых ссылок на метафизические сущности;

2. из всех вероятных теоретических описаний выбирать самые экономные (и всецело устранить объяснение через сущность).

Подводя итоги Авенариуса и деятельности Маха в становлении философии науки, возможно выделить два момента:

  • утверждая, что единственной действительностью выступает восприятия и (чувственный опыт ощущения), а все другое сущее представляет собой производное от ощущений, механизм практически опирался на позиции субъективного идеализма (Дж. Беркли, Д. Юма);
  • разглядывая теорию как сжатое описание умелых фактов, эмпириокритики всецело исключили внеэмпирические правила построения теории.

Анри Пуанкаре (1854-1912) – французский математик, физик, философ. Создатель многих работ в области теоретической и прикладной математики, оптики, небесной механики, теории электричества и т.д. Им написаны: «Курс математической физики» (в 12-ти томах), «Новые способы небесной механики», «гипотеза и Наука», «Сокровище науки» и т.д. Главные положения его учения в области философии науки:

1. Анри Пуанкаре – основатель конвенционализма (от лат. convention – соглашение) – направление в философии науки, провозглашающее в качестве базы научных теорий соглашения (конвенции) между учеными. принципы науки (и Исходные положения аксиомы) задаются исследователями, а всё другое выводится логическим методом и не имеет никакого отношения к действительности. Критерий – плодотворность, простота и удобство, увлекательные выводы (к примеру, совокупность Лобачевского).

2. Переосмысление понятия научного закона. Законы – условно принятые положения, нужные для эргономичного описания явлений. Роль догадки.

3. Природа научного творчества и главные этапы творческой деятельности:

  • роль интуиции в ходе получения новых результатов;
  • период сознательной работы, размышления над проблемой;
  • продолжительная бессознательная внутренняя работа, которая заканчивается неожиданным озарением;
  • новый этап сознательной работы, выведение из взятых результатов плодотворной следствий, приводящих к успеху.

Конвенционализм как философско-методологический принцип науки, продемонстрировавший, что научные теории не являются ярким обобщением умелых данных, и что конвенциональные элементы неустранимы из науки.

СТАРЫЙ ЧЕЛОВЕК vs. СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: