Эсхатология (eschatologie)

Учение о финише света либо финише человечества. Потому, что понятие конечности подразумевает некую цель, то и эсхатология толкуется двояко: с одной стороны, она учит о смерти и финише света; с другой – о воскресении и страшном суде. На практике, но, эсхатологическими именуют только рассуждения религиозного либо финалистского характера (Финализм) . Небытие так как лишено собственного смысла. Материалистическая эсхатология, как мы видим это у Лукреция, скорее преобразовывается в антиэсхатологию: во-первых, по причине того, что вселенная нескончаема («О природе вещей», книга I, 1001), а во-вторых, по причине того, что ни один мир во вселенной не избежит смерти (в том месте же, книга II, 1144–1174; книга V, 91–125 и 235–415), как и ни одна жизнь в мире (в том месте же, книга III, 417–1094). На спасение сохранять надежду не приходится. Нужно трудиться.

Этика (Ethique)

Довольно часто является ярким синонимом морали. Исходя из этого, если не ставить себе целью их строгое различение, лучше все-таки сказать не этика, а мораль. Но в случае если такую цель поставить? Этимология тут нам не помощница. Слова «этика» и «мораль» происходят от двух различных слов – греческого «ethos» и латинского «mos» либо «mores» , каковые означали приблизительно одно да и то же – нравы, темперамент, манеру жить и функционировать. Древние древние и греки римляне вычисляли каждое из них прямым переводом второго. И никаких различий в это же время и вторым и не делали. В случае если сейчас мы задали вопрос бы их, что такое мораль и этика, они ответили бы, что это два метода по-различному (на греческом и на латыни) назвать одно да и то же. Но в случае если нам все же нужно воспользоваться и тем и вторым, дабы проанализировать стоящую за ними действительность, к чему нас подталкивает новейшее потребление этих слов, разумнее всего обратиться к истории философии, правильнее, к тем ее разделам, в которых данный вопрос проработан с громаднейшей ясностью. Из мыслителей нового времени величайшими фигурами выступают в этом замысле Кант, создавший философию морали, и Спиноза, создатель «Этики». Не вдаваясь в подробности неприятности, чему посвящена одна из моих отдельных работ (см. «Истина и Ценность», глава 8), укажем, что этика и мораль противостоят так же, как полное (либо претендующее на абсолют) и относительное, как общее (либо претендующее на всеобщность) и частное, как абсолютное (нравственный императив Канта) и обусловленное чем-либо (признающее только гипотетический императив). Кратко: мораль приказывает, этика рекомендует. Из этого противопоставления вытекает необходимость двух разных определений, каковые я тут только напомню.

Под моралью я осознаю нормативный и окончательный дискурс, вытекающий из противостояния Добра и Зла, разглядываемых в качестве безотносительных, либо трансцендентных, сокровищ. Мораль складывается из запретов и приказов; это совокупность отечественных обязательств. Мораль отвечает на вопрос: «Что я обязан делать?» Мораль претендует на универсальность и единство. Она пытается к добродетели и достигает кульминации в святости (в кантовском смысле, для которого святая воля имеется воля, всецело соответствующая нравственному закону).

Под этикой я осознаю нормативный, но не окончательный дискурс (либо признающий только гипотетические императивы), вытекающий из противопоставления хорошего и плохого, разглядываемых только в качестве относительных сокровищ. Этика складывается из выбора и знания; это осмысленная и подчиненная строгой иерархии совокупность отечественных жажд. Этика отвечает на вопрос: «Как жить?» Она постоянно является принадлежностью индивидуума либо группы личностей. Этика имеется мастерство судьбы; значительно чаще она пытается к счастью и достигает кульминации в мудрости.

Неточностью было бы пробовать делать выбор между этикой и моралью. Никто из нас не в состоянии обойтись без этики, потому что на вопрос о том, как жить, мораль дает только весьма неполный ответ, не растолковывая, как достигнуть мудрости и счастья. И только мудрец способен обойтись без морали – ему хватает любви и знания. Но нам до него на большом растоянии, и потому мораль нам нужна.

Вместе с тем этика – более широкое понятие. Она включает в себя мораль, в то время как обратное тождество ложно; дать ответ на вопрос о том, как жить, свидетельствует кроме другого выяснить место, занимаемое обязанностями; тогда как ответ на вопрос о том, что делать, еще не отвечает на вопрос о том, как жить. Этика – и более фундаментальное понятие, потому что вскрывает подлинную сущность морали (как жажды, принимающего себя за абсолют), и собственную сущность (как морали, лишенной иллюзий и потому свободной). Если бы Всевышний существовал, этика была бы моралью Всевышнего. Но мы не в силах ни всецело достигнуть ее, ни совсем от нее отказаться.

Так, этика являет собой труд, процесс, продвижение. Это, как говорили древние греки, осмысленный жизненный путь, ведущий к хорошей судьбе и наименее плохой из всех вероятных. Это единственная подлинная мудрость.

Этиология (Etiologie)

Изучение обстоятельств. Термин используется в основном в медицине, в противопоставление семиологии либо симптоматике (изучению признаков).

Eschatologie — Эсхатология cast 2 (20.02.2013)


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: