Эстетическая культура и эстетическое воспитание

На «умение культура — и Эстетическая способность прочувствовать собственную связанность мира, содержательно пережить и человечески ценностно выразить многообразие и полноту этих взаимоотношений» (В. И. Самохвалова).самоё полное воплощение эстетическая культура приобретает в художественной культуре, будучи наряду с этим намного более широким явлением. Художественная культура, со своей стороны, включает в себя эстетическую культуру и не существует без нее. К примеру, живописец, владеющий художественным опытом и совершенным мастерством, но лишенный эстетического вкуса, не имеет возможности создать художественно значимое произведение искусства, талантливое заставлять вторых людей волноваться вместе с ним. Но отождествлять эти понятия запрещено. Исходя из этого возможно встретить и такое высказывание, как «художественно-эстетическая культура».

Эстетическая культура предполагает активность человека, проявляющуюся в рвении достигнуть желаемый итог, который связан с хорошими переживаниями. Она проявляет свойство человека соотносить принимаемый чувственно внешний мир с переживанием внутреннего характера.

Эстетическая культура имеет эволюционное и гуманизирующее значение для человека и предстает как уровень мироощущения, обусловленного свойством человека постигать реальность как целостность через чувственно-рациональную данность. Исходя из этого эстетическая культура не только задает ценностные ориентиры человеку, но и воздействует на предпочтения во всех видах деятельности.

Эстетическая культура играется громадную роль в существовании человека и влияет на темперамент всех сотрудничеств человека с окружающим миром, направленных на установление гармонии в этих отношениях.

Уровни эстетической культуры

Эстетическая культура представлена на двух уровнях: личном и социальном. На первом уровне речь заходит об эстетической культуре личности, на втором — об эстетической культуре общества.

Эстетическая культура личности -это определенный уровень чувственно-интеллектуальных сил, навыков и способностей конкретного индивида, определяющий его жизнедеятельность и специфику идеала и эстетического вкуса.

При характеристике эстетической культуры личности учитываются такие ее составляющие, как эстетический идеал, эстетические потребности, эстетические предпочтения, разнообразие и совокупность эстетических переживаний.

Самым главным критерием (ядром) эстетической культуры личности, ее проявлением и сущностью есть эстетический вкус.

Эстетическая культура общества — это определенный уровень господствующих в данном обществе эстетических представлений и взглядов людей о мире с эстетических позиций, и совокупность эстетических средств и ценностей, форм и способов их производства, сохранения, потребления и распространения. Эстетическая культура общества имеет собственную структуру, элементами которой можно считать эстетическую культуру человечества, эстетическую культуру общества, эстетическую культуру социальной группы. В каждом отдельном случае она проявляется в изюминках сознания людей, в разнообразии форм их деятельности, в специфике взаимодействия и общения между собой, т. е. в сфере межчеловеческих взаимоотношений. Самым главным критерием эстетической культуры общества, ее проявлением и сущностью есть эстетический идеал, что в культуре реализуется в конкретных эстетических сокровищах.

Эстетическое воспитание:

Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, целях изменялись, начиная со Аристотеля и времён Платона вплоть до наших дней. Эти трансформации во взорах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета.

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов мелкого человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую судьбу. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, их настроение, слова, взоры, жесты, мимика – всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании.

В широком смысле под эстетическим воспитанием знают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это своеобразный вид публично значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специальные университеты) по отношению к объекту (индивид, личность, несколько, коллектив, общность) с целью выработки у последнего совокупности ориентации в мире эстетических и художественных сокровищ в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их назначении и характере. В ходе воспитания происходит приобщение индивидов к сокровищам, перевод их во внутреннее духовное содержание. На данной базе формируется и начинается свойство человека к переживанию и эстетическому восприятию, его представление и эстетический вкус об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует эстетико-ценностную ориентацию личности, развивает свойство к творчеству, к созданию эстетических сокровищ в сфере трудовой деятельности, в быту, в поведении и поступках и, само собой разумеется, в мастерстве.

Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные свойства человека, нужные в разных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, поскольку красота выступает необычным регулятором людских взаимоотношений. Благодаря красоте человек довольно часто интуитивно тянется и к добру.

Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищнице искусства и мировой культуры – все это только нужное условие с целью достижения основной цели эстетического воспитания – формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.

Надеясь на сложившуюся практику воспитательной работы, в большинстве случаев выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания:

  • эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные базы эстетической культуры личности;
  • художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов;
  • самовоспитание и эстетическое самообразование, ориентированные на самосовершенствование личности;
  • воспитание творческих способностей и потребностей.

Среди последних особенную значимость имеют так именуемые конструктивные свойства: личная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение неприятностей, преодоление стереотипов и др.

Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности.

Эстетическое воспитание


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: