Этап 2. интервью с хозяевами жилища.

Изучение «Вещь в интерьере».

Этап 1. Наблюдение.

Форма, вид вещей и метод, каким человек окружает себя вещами, воплощают мировоззренческую совокупность. Главным условием формообразования, определяющим качество и облик вещи, есть свойство вещи принимать участие материальном воплощении и выражении смысла. Как мы знаем, что форма вещи определяется ее функцией. В случае если допустить, что функция вещи только выполнение вещью назначения (на-значения – наделяемого нами значения), то облик и форма вещи определяется свойством владельца и автора вещи реализовывать эти значения (действительность от лат. «res» — вещь), пристраивать их, делать уместными.

Соответственно, перед исследователем стоит задача проследить закономерности того, как неповторимый метод средового и вещественного существования человека либо сообщества воплощает его духовное содержание. Нас интересует знаковое содержание предметов интерьера, участвующих в формировании ясности жилища (художественной и символической): а. владеющих собственной ясностью; б. несущих на себе изображения; в. и фактически изображений в интерьере.

Изучение проводится в пара этапов. Полевая часть изучения включает фиксацию расположения изображений и художественно оформленных предметов в интерьере посредством фотоаппарата, видео либо зарисовки, обнаружение правил, схемы размещения вещей и интервью либо беседу с хозяином жилища. На начальной стадии производится картографирование и фото- видеофиксация жилого пространства. Производится описание и систематизация предметов, наполняющих и создающих данное жилье в соответствии со следующей схемой.

1. Деятельно применяемые предметы утилитарного назначения либо с доминированием утилитарной функции.

2. Предметы с преобладанием эстетической функции, служащие для украшения, придающие стилистическую целостность либо ясность, гармонизирующие среду.

3. символы и Атрибуты социального статуса, классовой принадлежности либо, как минимум, притязания на это.

4. Знаки успеха, публичного либо опытного признания.

5. Аксиологические манифестации – предметы культа, национальной гордости, национальные знаки.

6. Символы локальной идентичности – фото, сувениры, природные объекты «малой отчизны».

7. Символы опытной либо кавзипрофессиональной (хобби) идентичности.

8. Предметы-«весточки» из свидетельства и дальних стран их визита.

9. Вещи, обслуживающие коммуникацию – настольные игры, предметы для общения и игры с детьми.

10. «Непубличные» вещи – связанные со гигиеной и здоровьем, интимные предметы, поломанные и нечистые вещи.

На втором этапе изучения проводится анализ способов размещения предметов в жилом пространстве: морфология, семантка и синтаксис вещей. Анализ проводится по следующим направлениям:

1. Приемы сочетания, примеры сочетаемости вещей и методы, благодаря которому предметы организованы по отношению друг к другу.

2. Стилистическая цельность жилого пространства, приемы, направленные на решение данной задачи, методы согласования однородных предметов, коллекций, ансамблей.

3. Фокусировка пространства, размещения разворачивания и приёмы пространства некоторых объектов так, что на них направляется повышенное внимание либо, по крайней мере, они находятся «перед глазами», под контролем.

Под «фокусом» понимается место либо предмет в помещении, на что в первую очередь направляется внимание находящихся в данной комнате людей. Второй стороной данной стратегии структурирования комнатного пространства есть противоположное воздействие, в то время, когда значимые объекты находятся позади хозяина жилища, помогают ему фоном и снабжают тыл. Место, противоположное «фокусу» — это место, где может расположиться человек, в то время, когда его внимание направлено в «фокус»; в гостиной это кресло либо диван, а в спальне кровать. На протяжении изучения проверяется догадка о функционально-символическом различии изображений и предметов, располагаемых в «фокусе» и «анти-фокусе».

4. При анализе предметного наполнения интерьера обращается внимание на вещи, применяемые в качестве «экспозиционного оборудования»: этажерки, трюмо, серванты, каминные полки и т.п. и выставленные в том месте предметы.

Этап 2. Интервью с хозяевами жилища.

Данное изучение направлено на обнаружение предпочтений жизненного пространства, поиск материальных показателей пространства, характеризующих уют и комфорт для конкретного индивида, и отражающих его социально-антропологические установки. Методическая задача при проведении неформализованного интервью содержится в том, дабы очертить практическую территорию ответственности респондента в обустройстве жилого пространства, осознанные и оформления зон размещения и латентные мотивы предметов. Целесообразно проводить первичное интервью перед визуальной фиксацией помещения исследователем, повторное – по окончании проведения анализа изображений и детального изучения.

При проведении интервью одной из задач есть обнаружение инварианта либо «потребительского стандарта» размещения символических и эстетически выраженных вещей в пространстве жилого помещения, обобщенных представлений о том «как должно быть» и «как принято». Результатом исполнения данной задачи будет набросок карты «обычного» размещения интересующей нас группы вещей в типовом жилом пространстве.

Второй задачей будет обнаружение осознанных ответов в художественном оформлении жилой среды, средств знаковой индивидуации пространства, поиск внутриличностных корелляций и мотивов данной планировки. И, наконец, решается задача по статистическому обзору и классификации средств гармонизации жилища и выражению личного стиля жителя жилья.

Изучение проходит в два этапа: программированное описание жилой среды и интервью с ее жителем. При анализе жилой среды выделяются методы персонификации индивида в жилище:

1. Аффилативные связи: репрезентации принадлежности к сообществам, представление связи с конкретными людьми;

2. Ценностные репрезентации: представление собственных сокровищ, почитания и веры.

3. Эстетические объекты, представление собственных художественных вкусов и пристрастий произведения искусства, репродукции, коллекции музыкальных записей, библиотека, соответствующее воспроизводящее оборудование.

4. Хронологические знаки: приметы времени, отметки событий, хронологически выраженные характеристики предметов и мебели;

5. Рекреативные репрезентации: вещи и предметы, показывающие на хобби, – инструменты для рукоделия, спортивные принадлежности, аппаратура, игрушки и т. д.;

6. Представление увлечений и интересов: постеры, афиши, автографы, спортивные таблицы и театральные программки.

Изучение проходит в форме словесного описания жилой среды с фото и видеофиксацией. Итог изучения оформляется в мультимедийной презентации и отчёте.

Интервью направлено на обнаружение материально-пространственных предпочтений индивида и установление корреляций с его эмоциональными реакциями и пространственным поведением на среду.

В изучении используются разные проективные методики, разрешающие распознать сенсорно-тоническую реакцию на среду. Глубинное интервью направлено на обнаружение следующих параметров и признаков жилого пространства:

— архетипы пространства, значимые элементы родительского дома, родовые (этнические) установки;

— образ судьбы обладателя жилища: режим дня, интенсивность и ритмичность передвижений в пространстве и перемещений предметов;

— отношение обладателя к значимым чертям пространства: освещение и свет, движение и чистота воздуха, звуковая картина, открытые пространство и маршруты, цветовые и графические характеристики предметов, пластические характеристики форм и пр.;

— виды деятельности жителей жилища и связанные с этим пересечение и зонирование функциональных территорий;

— интенсивность социальных сотрудничеств: домашние посиделки, интимное уединение, дружеские вечеринки, прием почтенных гостей, которые связаны с этим декорирование и модификация пространства;

— форма, ритм и интесивность рутинных действий: сон, туалет, прием пищи, уборка, готовка, стирка, глажка и пр.,

— окказиональные и феноменальные события, их мотивация, декорации и сценарии: ремонт, приобретение аксессуаров и мебели, праздничные события, заболевание домочадцев;

— ритуальные и художественные действия в жилом пространстве: молитвы, слушание музыкальных композиций, совместное чтение и пр.,

— место природных объектов и стихий в жилом пространстве, отношение воде, огню, животным и растениям, физическое место, занимаемое этими объектами.

Аналитическая часть изучения направлена на установление корреляций, противоречий и связей между принципами и образом пространства его формообразования, между интерпретацией и репрезентацией.

Итог изучения предоставляется в виде письменного отчета, текстов интервью и опросов, иллюстраций.

Этап 2 (вариант). Изучение предпочтений жизненного пространства (включая интервью).Изучение предполагает применение группы способов визуальной антропологии с целью обнаружения характерологических и культур-антропологических качеств личности клиента при проектировании параметров жилой среды.

Довольно часто клиент не совсем прекрасно воображает, как будет смотреться проект в действительности, и конечный итог его иногда разочаровывает. Самый глубинный пласт пространственных предпочтений человека связан с культурным архетипом. Предпочтения открытого либо замкнутого пространства, его простоты либо сложности заложены на уровне генотипа. Серьёзным есть наличие либо отсутствие соседства, специфика и степень натуральности материалов в интерьере, образ наружного ландшафта и т.д и т.п. К примеру, классическая общинная скученность русских будет противоречить хуторскому типу усадьбы прибалтов. В скотоводческом культурном архетипе чаще видятся высокие дома, а в почведельческом — одноэтажные дома.

Изучение сочетает в себе последовательность способов: контент-анализ, социологическое интервью и анализ документов. Контент-анализ в большинстве случаев употребляется при анализе письменного текста, где исследуются количественные и качественные характеристики текста: лексика, синтаксис, экспрессия – как выражение личных черт характера, состояния либо социального статуса пишущего. Способ анализа личных документов — это изучение оригиналов документов, написанных людьми, например, это письма, ежедневники, мемуары, которые содержат какие-то яркие чувства людей. Имея перед собой фотоматериал, мы упрощаем задачу получения от клиента нужной информацим, это естественнее, чем вопросы. Мы предлагаем применение фотографии как стимульного материала с целью проведения изучения витальных сокровищ клиента. Как мы знаем, что пространственные запечатления предпубертатного оказывают громаднейшее влияние для складывание эталонного образа пространства, как жилого, так и ландшафного. Наряду с этим необходимо учитывать, что в качестве такового может служить не только родительская квартира, но и соседская, и не только ландшафт родного места, но и посещенный в юные годы курорт. Изучение проводится в сочетании нескольких процедур:

1. Рассматривание домашних фотографий клиента, сопровождающееся его комментарием. При демонстрации заинтересованности исследователя всеми чертями разглядываемых объектов, уточнения и особое внимание направляются на предметно-пространственные составляющие изображений.

2. Комментированное рассматривание иллюстраций, относящихся к периоду детства клиента – изданий моды, туристических проспектов, фото интерьера, сельских и городских пейзажей. Так мы можем подвигнуть клиента на принятие либо отторжение тех либо решений и иных образов.

Обсуждение изображений оказывают помощь отыскать клиенту собственный место в изображении, облегчают психотерапевтическое присоединение либо отторжение, что было бы затруднено при пользовании только вербальным выражением предпочтений. При работе с клиентом, обсуждение проводится около следующих тем: откуда он родом, где жили его предки, как смотрелись весёлые события его жизни в родительском доме, каковы методы уединения, чем наполнено «чувство уюта». Это окажет помощь определиться с архетипом образа степени открытости и будущего жилья либо закрытости жизненного пространства.

СРЕЗАЕМ ЗАМКИ на воротах ДОМА РУССКИХ НЕМЦЕВ // Зайцы // Дом в деревне зимний период


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: