Этап 2. постановка и согласование целей

Людям доставляет громадное наслаждение чувство успешного успехи собственных мечтаний и целей, как краткосрочных, так и перспективных. Помешать этому может пара событий.

Во-первых, довольно часто сами жизненные цели неясны и туманны. Бесцельность существования ведет к апатии и скуке, пассивности и пессимизму. Ясная и детальная постановка целей в этом случае сама по себе приносит некое наслаждение, в особенности в случае если появляется чувство того, что личные цели серьёзны и вторым людям, что личные замыслы небезразличны вторым людям и поддерживаются ими (Ромек, Ромек 2003).

Во-вторых, частенько возможно встретить подмену целей средствами их успехи. Сконцентрировавшись на предмете, средстве успехи цели (к примеру, автомобиле либо квартире), люди забывают о том, для чего им данный предмет нужен. Привязываясь к средствам успехи цели, человек легко должен испытывать неприятные эмоции в силу труднодрступности либо порчи предмета.

В-третьих, довольно часто цели ставятся на недостижимом уровне, что не дает человеку наслаждаться от ежедневного приближения к этим целям. Сравнивая собственный состояние с не-, достижимым идеалом, человек концентрируется на различии, которое существует между ним самим и совершенным состоянием, легко обнаруживает это различие и расстраивается. Для переформулирования для того чтобы рода целей употребляется широко известный в поведенческой психотерапии (первоначально предложенный Б. Ф. Скиннером) принцип «последовательного приближения к цели». Сущность этого способа пребывает в том, что человека учат концентрироваться на мелких шагах, ведущих к достижению цели, и снабжать самому себе подкрепление за исполнение этих шагов.

В-четвертых, довольно часто вместо того, дабы концентрироваться на целях (другими словами на наслаждении), люди концентрируются на проблемах. Неприятности, так, затмевают цель, накапливаются в сознании и затрудняют достижение цели. Многие неприятности, кажущиеся неразрешимыми, на практике легко устраняются, в случае если внимание концентрируется на цели и связанных с нею наслаждениях.

Задача этого этапа тренинга пребывает в том, дабы научить участников формулировать хорошие и реалистичные цели и информировать о них в открытой форхме, вовлекая окружающих в достижение собственных целей. Потом участники обучаются согласовывать личные цели с желаниями и целями окружающих.

Упражнение 1 «Познание целей»

Сядьте, заберите 4 листа бумаги, карандаш либо ручку. Напишите вверху на первом странице: «Каковы мои цели в жизни?». Израсходуйте 2 60 секунд, дабы ответить на данный вопрос. Пишите все, что приходит вам в голову, каким бы неспециализированным, абстрактным либо тривиальным написанное ни казалось. Вы имеете возможность включить ко мне индивидуальные, домашние, карьерные, социальные, публичные либо духовные цели. Дайте себе еще 2 60 секунд, дабы просмотреть целый перечень и сделать исправления и дополнения. Отложите первый лист в сторону.

Заберите второй лист и напишите вверху: «Как бы я желал совершить следующие три года?». Израсходуйте 2 60 секунд, дабы ответить на данный вопрос, Израсходуйте еще 2 60 секунд на то, дабы просмотреть перечень. Данный вопрос обязан оказать помощь вам распознать ваши цели сильнее, чем первый. Отложите в этот список и сторону.

Дабы заметить собственные цели с другой точки зрения, напишите на третьем странице: «Если бы я знал, что мне осталось жить 6 месяцев начиная начиная от сегодня, как бы я их прожил?». Данный вопрос нужен, дабы распознать, что принципиально важно для вас, но о чем наряду с этим вы до сих пор кроме того не вспоминали. Опять израсходуйте на ответы 2 60 секунд и еще 2 60 секунд на то, дабы проверить перечень, и отложите лист в сторону.

На четвертом странице выпишите 3 цели, каковые вычисляете самые важными из всех перечисленных. Сравните все четыре перечня.

Обсуждение

Имеется ли темы, проходящие красной нитью через все разнообразие ваших жажд?

Не принадлежат ли все ваши цели к одной категории, к примеру социальной либо личной?

Появляются ли какие-то цели во всех трех первых перечнях?

Не отличаются ли цели, каковые вы выбрали как самые серьёзные, от остальных перечисленных вами целей?

Целесообразно, дабы тренер начал с рассказа о собственных собственных целях.

Упражнение – 15 мин. на одного участника, обсуждение – 5–7 мин. на каждого участника.

Не смотря на то, что данный способ и не раскрывает полностью неосознанные жизненные цели, о которых сказал Адлер, он может оказать помощь вам осознать взаимоотношения между вашими целями и вашей повседневной деятельностью. Полезно повторять это упражнение каждые 6 месяцев, дабы заметить, какие конкретно трансформации случились за это время.

Упражнение 2 «Три жажды»

Вы нашли ветхую запечатанную бутылку, выкинутую волнами на берег. Вы открыли ее, оттуда показался джинн и дал обещание выполнить три ваших жажды. В то время, когда станете обдумывать, что загадать, не забывайте, что жажды должны оставаться в пределах людских возможностей. Они должны быть увлекательными, но правдоподобными.

1. Напишите ваши три жажды.

2. Выберите одно, самоё важное для вас.

3. Напишите о собственном жажде четко и детально как о основной жизненной цели.

4. Что вы делаете либо планируете сделать с целью достижения данной цели?

5. Каковы препятствия для ее успехи?

6. В случае если желаете, повторите пункты 3–5 для оставшихся двух жажд.

Обсуждение

Что вы ощущали, в то время, когда писали о собственной цели, принимая ее действительно?

Из-за чего?

Упражнение – 20 мин. на одного участника, обсуждение – 3–5 мин. на каждого участника.

Упражнение 3

«Времена года моей души»

Не все собственные цели мы ставим осознанно. Время от времени отечественные цели формируются бессознательно, и лишь по окончании того, как мы что-то сделаем, мы начинаем осознавать, чего же нам хотелось в действительности.

Мы можем многому обучиться у природы. В частности, как раз в природе мы замечаем отрадное постоянство изменений. Все растения и животные проходят через цикл времен года. Зима дарит всем покой, а кому-то позволяет погибнуть. Весной жизнь опять пробуждается. Летом она достигает собственного полного расцвета, созревают плоды. Осень разрешает собрать урожай, а после этого природа вступает в следующий цикл становления, нового и исчезновения рождения.

В случае если мы желаем собирать урожай, то постоянство смены времен года должно нас успокаивать. В случае если же мы привязываемся только к мечтам о цветении, то круговорот времен года будет нас огорчать. Совершенно верно так же и в отечественной собственной жизни мы можем достигать зрелости и получить результат только в том случае, если осознаем и примем для себя, что очень многое уходит и изменяется, тем самым создавая предпосылки происхождения нового.

Пускай эта идея послужит вам отправной точкой для размышления. Заберите лист бумаги и составьте перечень приблизительно из пяти пунктов – список того, что в вашей жизни отмирает, делается не сильный, теряет собственную значимость, отступает на второй план. Быть может, заканчиваются и уходят в прошлое дружба, работа, брак. Возможно, изменяются внутренняя позиция либо какое-либо чувство, ваша жизненная философия либо политические взоры. Сосредоточьтесь на том, что изменяется, но наряду с этим не исчезает совсем.

Составьте еще один перечень (также приблизительно из пяти пунктов) – список того, что находится в начале, в стадии становления, что до тех пор пока еще не стало полноценной частью вашей жизни. Это возможно то, что лишь появляется, либо то, что снова возвращается, делается все более серьёзным и желанным. Быть может, это новая дружба, либо зарождающийся интерес к кулинарии, либо растущее желание путешествовать. Попытайтесь писать максимально конкретно, но уложиться в 15 мин..

А сейчас выберите из второго перечня тот пункт, что вам особенно увлекателен. Напишите к нему маленькое пояснение. Какова его предыстория, что именно зарождается? Что оказывает помощь и что мешает его появлению? Может ли это стать для вас серьёзной жизненной целью? Как вы имеете возможность на это настроиться? У вас имеется еще 15 мин. на размышление.

Обсуждение

Какие конкретно эмоции вызывают у вас те явления, каковые теряют собственную значимость?

Как будет смотреться ваша жизнь, в случае если то, что появилось, будет развиваться дальше?

Упражнение – 30 мин. на одного участника, обсуждение – 5–7 мин. на каждого участника.

Упражнение 4

«Бедность, Господь и богатство Всевышний»

Время от времени цели проясняются для нас благодаря экстремальным событиям. Временами мы бессознательно устраиваем себе кризисы чтобы пережить и понять что-то ответственное.

Это упражнение позволяет участникам пережить экстремальные обстановки в воображении и представить себе, к чему в действительности смогут привести трансформации, к каким они неосознанно стремятся.

Кроме того в то время, когда наша жизнь протекает в полной мере благополучно, мы временами испытываем неприятное чувство. Время от времени это связано с тем, что мы стремимся реализовать в далеком прошлом поставленные цели и забываем скорректировать их в соответствии с происходящими в нас трансформациями.

Жизнь вынуждает нас более обстоятельно вспоминать над происходящим и подвергать отечественные цели пересмотру.

Попытайтесь пережить в воображении пара необыкновенных обстановок. Представьте себе, что вы неожиданно впали в крайнюю потребность. Что вы станете делать? Что из вашего имущества вы захотите, пускай кроме того ценой огромных упрочнений, сохранить? Какие конкретно элементы вашего жизненного уклада вы захотите покинуть неизменными и какой ценой? Какие конкретно новые возможности откроет для вас бедность? В чем может заключаться ваш шанс? Обрисуйте, как вы станете функционировать в таковой ситуации, как станете себя ощущать, о чем думать. У вас имеется на это 10 мин..

А сейчас представьте себе, что вам досталось огромное состояние. Что это будет означать для вас? Что вы сделаете в первую очередь? Какие конкретно возможности это для вас откроет? Напишите, что вы станете в данной ситуации делать, какие конкретно станете планировать . Для этого у вас имеется еще 10 мин..

И, наконец, представьте себя в роли Всевышнего. Что вы измените, что нового создадите, дабы сделать данный мир лучшее В течение 10 мин. записывайте то, что придет вам в голову.

Сейчас задумайтесь на время о том, что вам хочется – быть может, уже давно, а возможно, только с недавних пор – поменять в собственной жизни. Какие конкретно цели представляются вам ответственными? Как вы имели возможность бы поменять собственные жизненные замыслы? Запишите собственные мысли.

Обсуждение

В какой ситуации было сложнее всего пребывать?

Из-за чего?

Упражнение – 30 мин. на одного участника, обсуждение – 3–5 мин. на каждого участника.

Упражнение 5 «Свободен!»

В этом упражнении мнимая экстремальная обстановка окажет помощь участникам заметить новые цели, каковые могли быть скрыты пеленой устаревших иллюзий и условностей.

на данный момент вы переживете что-то наподобие шока, и это, быть может, окажет помощь вам посмотреть на собственную жизнь по-новому. У каждого из нас имеется множество целей и желаний. Кое-какие из них мы поймём и стремимся к их удовлетворению. О вторых мы догадываемся, но предпочитаем оставлять их в полутьме. А часть отечественных жажд скрывается, возможно, в самых чёрных глубинах отечественного бессознательного. Что случится, в случае если мы станем более светло и четко осознавать цели и наши желания?

Представьте себе, что вы приняли чудесную пилюлю, которая на время ликвидирует все сдерживающие факторы, усвоенные моральные нормы и правила. Вы освобождаетесь от робости, нерешительности, тревожности, от внутренней цензуры и любого внешнего давления. Воздействие чудесной пилюли длится на протяжении семи дней.

Что вы станете делать все это время? Что вы станете сказать? Как будет смотреться ваша жизнь? Как вы станете себя ощущать? Напишите, как бы вы прожили эту семь дней. У вас имеется на это пятнадцать минут.

А сейчас поразмыслите, имели возможность бы вы сделать что-то из того, что вы записали, и без чудесной пилюли? К каким целям вы имеете возможность стремиться и без нее? Запишите собственные мысли (5 мин.).

Обсуждение

Как серьёзны для вас такие жажды, для выполнения которых вправду нужна чудесная пилюля?

Упражнение – 20 мин. на одного участника, обсуждение – 3–5 мин. на каждого участника.

Упражнение 6 «Объявления»

Делая это упражнение, участники смогут сформулировать и проговорить вслух цели, каковые они уже поняли. Они имеют возможность утвердиться в этих целях и принять их как само собой разумеющееся.

У каждого из нас имеется цели, каковые мы держим в голове, в сердце и в душе. Кое-какие из них помогают нам необычными «алиби-целями» – в конечном итоге мы вовсе не желаем их осуществлять. Другие цели являются амбивалентными («пятьдесят на пятьдесят»). Мы с равной возможностью можем как стремиться к их достижению, так и избегать их реализации. Но имеется и такие цели, каковые мы весьма желали бы осуществить.

К чему вы хотите попасть в собственной жизни? Вы имеете возможность на данный момент набросать объявления о целях, каковые для вас крайне важны. Это смогут быть различные объявления: приобретение недвижимости либо квартиры, предложение рабочих мест, обмен либо «Различное». Вы имеете возможность написать объявления о поиске партнера, приятеля, ребенка, консультанта, сотрудника и т.п. либо же изобрести полностью новую разновидность объявлений.

Показывайте любой раз, что именно вы ищете, каковы ваши конкретные пожелания и что вы готовы предложить вместо. Снабдите тексты объявлений собственными координатами. Где бы вы желали опубликовать собственные объявления? В случае если вам не удается подобрать подходящую газету либо издание, придумайте новые.

Обсуждение

Легко ли было сформулировать то, что вы готовы предложить вместо желаемого?

Упражнение – 30 мин. на одного участника, обсуждение – 3–5 мин. на каждого участника.

Упражнение 7 «Чудесная лавка»

Участники смогут сосредоточиться на значительных для них жизненных целях и посредством воображения понять следующую закономерность, дабы купить что-то новое, нам постоянно приходится платить. Упражнение выстроено так, что участники смогут оказывать помощь друг другу. Условием его проведения есть достаточно близкое знакомство участников группы между собой.

Это упражнение даст вам возможность взглянуть на самих себя. Вы сможете проявить любое желание и, как в сказке, взвесить, чего это желание будет вам стоить.

Устройтесь эргономичнее. Пара раз глубоко вдохни1е и выдохните и всецело расслабьтесь.

Представьте себе, что вы идете по узенькой тропинке через лес. Вообразите окружающий вас ландшафт. Осмотритесь около. Сумрачно либо светло в окружающем вас лесу? Что вы слышите? Какие конкретно запахи вы чувствуете? Что еще вы ощущаете?

Неожиданно тропинка поворачивает и выводит вас к какому-то ветхому дому. Вам делается весьма интересно, и вы заходите вовнутрь. Стенки оборудованы выдвижными ящиками и стеллажами, как в мелочной лавке. Везде стоят стеклянные сосуды, банки, коробки. Это вправду ветхая лавка, причем чудесная.

Сейчас представьте себе, что ваш напарник (либо терапевт) – продавец в данной лавке. Вам очень рады! Тут вы имеете возможность взять все, чего вы желаете от судьбы. Но имеется одно правило: за исполнение каждого жажды вы должны дать что-либо либо от чего-то отказаться. Тот, кто захочет воспользоваться чудесной лавкой, может подойти к продавцу и сообщить, чего он желает. Продавец задаст вам лишь один вопрос: «Что ты дашь за это?» Вы должны решить, готовы ли вы дать что-либо и что именно это будет.

«Продавец» никак не комментирует слова «клиента». Через некое время к «продавцу» сможет подойти следующий член группы.

Обсуждение

Какие конкретно трудности появились при исполнении этого упражнения?

Упражнение – 30 мин. на одного участника, обсуждение – 3–5 мин. на каждого участника.

Упражнение 8

«Превращаем неприятности в цепи»

Это упражнение дает участникам возможность составить неспециализированное представление о собственных повседневных проблемах и сформулировать самые важные из них в виде целей.

Инструкцию к этому упражнению терапевт может раздать участникам группы.

У каждого из нас имеется собственные неприятности. Кое-какие из них мы должны принять и жить с ними так, как можем. Но к счастью, многие отечественные неприятности смогут быть решены, в случае если мы сможем представить их для себя в виде целей, которых мы желали бы достигнуть. Давайте попытаемся сделать это.

1. Составьте перечень неприятностей, каковые вы желали бы как возможно скорее решить. Следующие вопросы окажут помощь вам в этом:

• Что я вправду желаю делать, иметь, чего желаю достигнуть?

• Что еще может доставить мне наслаждение?

• В каких сферах судьбы я желал бы усовершенствовать собственные способности?

• Что сейчас занимало мои мысли, тяготило либо сердило меня?

• На что я значительно чаще жалуюсь?

• Что формирует мне больше всего забот?

• Что заставляет меня ощущать себя тревожно либо напряженно?

• Что позволяет ощущать себя уютно?

• Что меня больше всего расстраивает?

• Что стало сейчас меня злить?

• Что я желал бы поменять в моем отношении к самому себе?

• Что мне нужно поменять в себе?

• На что у меня уходит через чур много времени?

• Что мне весьма сложно делать?

• От чего я скоро устаю?

• Как я имел возможность бы лучше распределять собственный время?

• Как я имел возможность бы разумнее расходовать собственные деньги?

2. Сейчас обрисуйте проблему, которую вы желали бы решить в первую очередь. Представьте ее максимально объективно.

3. Сформулируйте цель, которую вы имели возможность бы достигнуть. Что вам нужно сделать чтобы ваша неприятность прекратила существовать либо, по крайней мере, стала менее острой?

Обсуждение

Ответ на какие конкретно вопросы привёл к наибольшим сложностям? Как вы думаете, из-за чего?

Упражнение – 30 мин. на одного участника, обсуждение – 3–5 мин. на каждого участника.

Упражнение 9 «Сон о будущем»

Посредством направленного воображения участники смогут интуитивно прояснить для себя собственные цели, желания и ожидания.

Мы владеем необычной свойством по-различному принимать время. Время от времени нам думается, что год пролетает как одна секунда, а бывает и так, что секунды растягиваются на годы. Помимо этого, мы можем в мыслях возвращаться в прошлое либо, напротив, заглядывать в будущее. Эту поразительную свойство возможно применять чтобы прояснить для себя глубоко запрятанные жажды.

Сядьте эргономичнее и закройте глаза. Пара раз вдыхайте поглубже, и с каждым выдохом пускай вас покидают все заботы, все мысли, все накопившееся напряжение.

Сейчас представьте себе часы – каждые часы с циферблатом и тремя стрелками: часовой, минутной и секундной. Держите их перед собственным внутренним взглядом, и пускай они показывают какое-нибудь время. Замечайте за тем, как часы начинают идти вперед. Воображайте себе во всех подробностях, как

движется секундная стрелка, что сейчас происходит с минутной, как перемещается часовая. Смотрите на них пристально и замечайте за всеми тремя стрелками в один момент (30 секунд).

А сейчас представьте себе, что часы неспешно начинают бледнеть и вы засыпаете. Вы находитесь именно в том месте, где вам не редкость легко заснуть. Сон переносит вас в желаемое будущее.

В этом сне появляются разные образы: одни из них видны в полной мере четко, другие только чуть намечены. Кое-какие из вас услышат звуки, шорохи, слова… Кто-то почувствует запахи либо светло почувствует собственные перемещения… Пристально посмотрите, какую картину будущего представило вам ваше бессознательное. Свяжите появившиеся образы с вашими осознанными жаждами.

В случае если данный сон о будущем внезапно растает либо прервется, вы имеете возможность возвратиться к картине с часами и опять понаблюдать за стрелками. Это разрешит вам снова сосредоточиться. За эти пара мин. вы сможете пережить те серьёзные события, на каковые сохраняете надежду в будущем (3–5 мин.).

А сейчас возвращайтесь назад. Не спеша откройте глаза, выпрямитесь, потянитесь.

Обсуждение

Обрисуйте собственный сон о будущем. Наряду с этим вы имеете возможность дополнить его новыми подробностями, каковые придут вам в голову.

Упражнение – 15 мин. на одного участника, обсуждение – 5–7 мин. на каждого участника.

Упражнение 10 «Карта будущего»

Представление собственного будущего в виде карты местности разрешит участникам более четко понять собственные цели. Метафорическое выражение целей в виде пунктов на карте, а дорог их успехи в виде дорог и улиц оказывает помощь участникам создать в воображении наглядную картину собственного будущего.

По окончании создания таковой карты любой сможет соотнести цели между собой и осознать, как они сочетаются между собой, какие конкретно препятствия видятся на пути к ним, какие конкретно новые возможности раскрываются.

Начертите карту собственного будущего. Ваши глобальные цели обозначьте как пункты местности, в которых вы желали бы появляться. Обозначьте кроме этого промежуточные громадные и мелкие цели на пути к ним. Придумайте и напишите заглавия для «пунктов-целей», к каким вы хотите попасть в собственной личной и опытной жизни. Нарисуйте кроме этого дороги и улицы, по которым вы станете идти. Как вы станете добираться до собственных целей? Самым маленьким либо обходным методом? Какие конкретно препятствия вам предстоит преодолеть? На какую помощь вы имеете возможность рассчитывать? Какие конкретно местности вам нужно будет пересечь на своем пути: цветущие и плодородные края, пустыни, глухие и закинутые места? Станете ли вы прокладывать дороги и тропы в одиночестве либо с кем-нибудь? У вас имеется 30 мин..

Обсуждение

Где находятся наиболее значимые цели?

Как они сочетаются между собой?

Где вас подстерегают опасности?

Откуда вы станете черпать силы чтобы достигнуть желаемого?

Какие конкретно эмоции вызывает у вас эта картина?

Упражнение – 30 мин. на одного участника, обсуждение – 10 мин. на каждого участника.

Упражнение 7

«Верстовые столбы моего будущего»

В этом упражнении участники составляют перечень того, что им хотелось бы сделать в будущем, дабы упорядочить собственные цели. Преимущество этого метода работы пребывает в том, что он усиливает непрерывности жизни и ощущение направленности.

Возможно посмотреть в собственный будущее без всякой астрологии. У каждого из вас имеется множество желаний и надежд. Кое-какие из них смогут, по всей видимости, претвориться в судьбу, вторым же суждено остаться в царстве представлений и мыслей.

Выясните, как на большом растоянии в будущее вы желаете посмотреть. Возможно, вам весьма интересно заметить собственную жизнь через год либо два, а возможно – через десятилетие?

Сейчас поразмыслите, чего вы желаете достигнуть за это время. Что вы желаете создать? Чему обучиться? Кем стать? От чего вы желали бы отказаться либо освободиться?

Представьте себе, что любая серьёзная цель этого жизненного отрезка есть верстовым столбом на пути судьбы, по которому вы идете. В то время, когда вы доходите до очередного верстового столба, вы имеете возможность сообщить себе: «Это я уже сделал!» Вы-

бирайте лишь такие цели, каковые для вас позитивно окрашены и хороши того, дабы к ним стремиться. Причем их должно быть не больше шести-восьми. Расставьте их в нужной временной последовательности и обозначьте любой верстовой столб несколькими главными словами.

Обсуждение

Как разумными представляются вам ваши цели на будущее?

Упражнение – 20 мин. на одного участника, обсуждение – 3–5 мин. на каждого участника.

Упражнение 12 «Ожидания»

Участникам предоставляется хорошая возможность посмотреть не только на хорошие, но и на негативные догадки о себе и собственной жизни и видоизменить их так, дабы они стали продуктивными.

Отечественные мысли о будущем часто весьма хаотичны. Мы полны опасений и надежд. Время от времени отечественные страхи действуют на нас дисциплинирующе, но часто они подталкивают нас к таким действиям, каковые содействуют претворению в судьбу отечественных тайных опасений.

Сосредоточьтесь на данный момент на собственных осознанных и не совсем представлениях и осознанных ожиданиях о будущем. Обратите внимание как на хорошие, так и на негативные ожидания. В этом случае вы сможете лучше почувствовать возможность контроля над собственными действиями.

Составьте перечень наиболее значимых догадок о собственной будущей жизни. Что вы станете делать? Что будет с вами происходить? Записывайте все, что будет приходить вам в голову в любом порядке. У вас имеется 10 мин..

А сейчас сосредоточьте внимание на негативных догадках. Перевоплотите их в хорошие ожидания, дабы они не сбылись в собственной негативной форме. К примеру, предположение «Я буду болеть» вы имеете возможность заменить на «Я смогу обучиться лучше смотреть за своим здоровьем». Запишите эти новые хорошие ожидания.

Обсуждение

В двух-трех предложениях выразите те мысли, каковые появляются у вас при взоре на эти переформулированные ожидания.

Что вы о них думаете?

Что вы ощущаете?

Упражнение – 10 мин. на одного участника, обсуждение – 5–7 мин. на каждого участника.

Упражнение 13 «Радуга»

Для многих участников медитативное рисование, которым они будут заниматься на протяжении этого упражнения, представляет собой совершенный метод осознания ответственных жизненных целей.

У нас имеется красивая возможность задуматься о будущем, выяснить и осмыслить ответственные для нас цели. Говорят, что на финише радуги стоит горшок с золотом, что каждому, кто его отыщет, дарит счастье и достаток.

Представьте себе вашу личную радугу, созданную дождём и солнцем чтобы порадовать вас.

Пускай те точки, где радуга опирается на горизонт, обозначают будущее и ваше настоящее. Вообразите, что в точке будущего вас ожидает что-то полезное и весьма желательное для вас, идеально подходящее вам.

Нарисуйте радугу, а в том месте, где она уходит за горизонт, нарисуйте цель, которая придет вам в голову на протяжении рисования. Сосредоточьтесь в первую очередь на радуге, на ее цветах, ее изгибе. До тех пор пока вы станете рисовать, вам будут приходить в голову разные мысли, в памяти будут всплывать разные цели. Нарисуйте будущую цель на первом замысле, осознавая, что она возможно не единственной серьёзной целью. Вы имеете возможность рисовать ее символически, либо реалистично, либо совмещая оба эти метода. На это отводится 20 мин..

А сейчас посмотрите на собственный рисунок и в мыслях представьте себе ответы на следующие вопросы:

• Как мне достигнуть собственной цели?

• Что зависит от меня, а что от вторых?

• Какие конкретно препятствия смогут встретиться на пути?

• От чего мне, быть может, нужно будет отказаться?

• Что я побежу?

• Кто, не считая меня, может взять пользу от успехи данной цели?

• Как я отношусь к данной цели? Обсуждение

Оказалась ли у вас законченная картина успехи собственной цели?

Какие конкретно были трудности?

Упражнение – 25 мин. на одного участника, обсуждение – 3–5 мин. на каждого участника.

Упражнение 14 «Стрела»

Это упражнение приобщает бессознательное участников к тайне «прицеливания». Часто мы стремимся к своим целям чересчур быстро либо выбираем неподходящее для их успехи время. Действуя в воображении, мы можем понять, что именно нам нужно делать, дабы двигаться к собственной цели с уверенностью и сосредоточенно.

В жизни нам довольно часто необходимы модели и образцы, каковые давали бы представление о том, как возможно жить и функционировать. А при определенных условиях мы сами можем быть для себя таким примером. Возможно обучиться у себя самого тому, как достигнуть цели.

Сядьте эргономичнее, сделайте пара выдохов и глубоких вдохов и разрешите себе всецело расслабиться.

Закройте глаза и представьте себе, что вы держите в руках лук. Почувствуйте всеми мышцами и ступнями ног, как прочно вы стоите на земле. Держите лук одной рукой, а тетиву с приложенной к ней стрелой – второй. Ощутите, как напрягаются мускулы рук, в то время, когда вы натягиваете тетиву.

А сейчас попытайтесь светло и четко заметить находящуюся в первых рядах вас цель. Обратите внимание на то, как показывает на нее острие стрелы. Сейчас лук натянут и всецело готов к выстрелу, стрела направлена совершенно верно на цель. Почувствуйте, сколько энергии сконцентрировано в самообладании заряженного лука. Вам нужно лишь отпустить стрелу, дабы эта энергия понесла ее к цели.

И вот стрела выпущена. Смотрите за ее полетом и чувствуйте ее устремленность к цели. Ничего больше не существует для стрелы – лишь цель. Никаких сомнений, отклонений в сторону, никаких отступлений. Стрела летит безупречно прямо и входит в середину цели.

Нормально и с уверенностью вы имеете возможность отправить в цель еще пара стрел и, делая это, почувствовать направленную в одну точку концентрированную силу и решительность.

Сейчас возвращайтесь назад и медлительно открывайте глаза.

Обсуждение

Попали ли вы в вашу цель? Как вы думаете, из-за чего?

Упражнение – 10 мин. на одного участника, обсуждение – 3–5 мин. на каждого участника.

Упражнение 15 «Путь к цели»

Это упражнение оказывает помощь участникам наметить ответственную цель и ни на ход не отступать с ведущего к ней пути, не обращая внимания на все препятствия.

Время от времени мы прекрасно знаем, чего мы желаем, но нам не достаточно энергии для осуществления собственных намерений, чтобы в течение долгого времени прилагать упрочнения и не отступать, не обращая внимания на появляющиеся помехи и препятствия.

Поразмыслите о наиболее значимых целях, стоящих перед вами на текущем этапе судьбы, и кратко обрисуйте их несколькими главными словами. Спектр этих целей возможно весьма широким: это смогут быть абстрактные и конкретные цели, труднодостижимые и легкие, далекие и родные. Важное значение тут имеет то, что цель серьёзна для вас и вы вправду желаете ее достигнуть.

Сейчас выберите из перечня ту цель, которая в данную 60 секунд вам ближе всего, которая вас больше всего завлекает. Сядьте эргономичнее и закройте глаза. Сделайте пара выдохов и глубоких вдохов, и пускай вместе с выдыхаемым воздухом вас покинут все заботы, мысли, неотложные дела, уйдет напряжение. Сосредоточьтесь на выбранной цели.

Пускай в вашем сознании всплывет картина либо образ, символизирующий для вас эту цель. Это ваш персональный, личный знак, и образ возможно каким угодно: природным объектом, животным, человеком, предметом.

Не открывая глаз, представьте себе, что перед вами лежит долгая и прямая тропа, ведущая на вершину бугра. Над бугром вы видите как раз тот образ, что символизирует вашу цель. А по обеим сторонам тропинки вы чувствуете присутствие разных сил, каковые пробуют вынудить вас свернуть с пути, помешать вам достигнуть вершины бугра.

Эти силы смогут сделать практически все, что захотят. Не смогут они только одного – уничтожить прямую как луч тропинку, легко светящуюся перед вами. Эти силы символизируют разные отвлекающие обстановки, людей, менее серьёзные цели, негативные настроения. В их распоряжении имеется большое количество способов вынудить вас отклониться в сторону. Они постараются лишить вас мужества либо чем-нибудь соблазнить. Они приведут множество логических аргументов, обосновывающих, что дальше идти ненужно. Они захотят запугать вас либо вызвать у вас чувство вины.

А вы имеете возможность почувствовать себя сгустком ясной воли и неуклонно идти вперед по тропе. Не спешите и давайте себе достаточно времени чтобы понять стратегию каждого «возмутителя самообладания». Чувствуйте направление перемещения. Вы имеете возможность кроме того обменяться парой слов с кем-то из тех, кто пробует отвлечь вас, но затем опять продолжайте собственный путь и чувствуйте себя живой, устремленной вперед волей.

В то время, когда вы достигнете вершины бугра, взглянуть на тот образ, что символизирует вашу цель. Чувствуйте его присутствие, оставайтесь какое-то время рядом с ним и наслаждайтесь его близостью. Почувствуйте, что свидетельствует для вас данный образ, прислушайтесь к тому, что он вам на данный момент может сообщить.

Сейчас пришло время разрешить всем этим образам поблекнуть и отодвинуться на второй план. Заберите с собой то, что выяснилось для вас ответственным, и неспешно возвращайтесь назад. Откройте глаза, потянитесь, выпрямитесь.

Обсуждение

Какие конкретно силы желали вынудить вас свернуть в сторону?

Упражнение – 15 мин. на одного участника, обсуждение – 3–5 мин. на каждого участника.

Упражнение 6 «Смысл жизни»

Для участников, каковые подвержены мыслям о суициде, это упражнение дает красивую возможность прояснить цели собственного существования. Участники группы должны быть близко привычны между собой и доверять терапевту.

Сядьте прямо и сделайте пара выдохов и глубоких вдохов. Закройте глаза и сосредоточьтесь.

Представьте себе древнюю пустую виллу, которая этот-

час необитаема. Осмотрите это строение. Пройдитесь по всем помещениям, налюбуйтесь древней мебелью, светильниками, коврами и картинами.

Сейчас встаньте по лестнице на второй этаж, пройдите через спальню. Обратите внимание на фиолетовую портьеру, мало закрывающую широкую древесную дверь. Отодвиньте портьеру в сторону и откройте дверь.

на данный момент вы видите вторую лестницу, пыльную и всю в паутине. Разумеется, ею весьма в далеком прошлом никто не пользовался. Медлительно встаньте по ступеням и откройте находящуюся наверху дверь.

Вы появились в ветхой библиотеке, наполненной светом, льющимся из окон и проникающим через стеклянную крышу. Постарайтесь прочесть пара названий книг. Внезапно вы подмечаете, что в углу помещения сидит какой-то человек.

Он говорит спокойным, мягким голосом: «Я ожидал тебя». И откуда-то из глубины души к вам приходит чувство, что данный человек владеет всеми знаниями мира и может ответить на все вопросы.

Вы решаетесь задать ему самый серьёзный вопрос: «Для чего я пришел в данный мир?» и в тишине ожидаете, что он вам ответит. Ответ может прийти в словах, в жестах, в переданных телепатически мыслях либо образах. Вы имеете возможность задать этому человеку каждые ответственные для вас вопросы. А сейчас поблагодарите ветхого мудреца и проститесь с ним. Спуститесь по лестнице вниз, опять пройдите по всем помещениям. Покиньте эту виллу и возвращайтесь назад. Вы ощущаете себя обновленным по окончании данной встречи. Потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.

Обсуждение

Взяли ли вы ответ на заданный вопрос?

Готовы ли вы поделиться им с группой?

Упражнение – 5 мин. на одного участника, обсуждение – 3–5 мин. на каждого участника.

Упражнение 17 «Растущие цели»

Поразмыслите, прошу вас, о том, к чему вы стремитесь, о тех состояниях, достижение которых доставляет (либо может доставить) вам наслаждение.

Назовите, прошу вас, четыре таких состояния, воспользовавшись следующим ассоциативным рядом:

1) Зимняя цель – никому не видна и редко осуществляется, потому, что лежит глубоко в почве в виде зернышка. Может вырасти в цель известный и прекрасную при заботе и соответствующем уходе.

2) Весенняя цель – при данных условиях уже проросла, но росток ласковый и беспомощный, возможно легко затоптан.

3) Летняя цель – созрела и цветет, цветы всем видны и очевидны, смогут быть и плоды.

4) Осенняя цель – зрелая и плодоносящая, требует только постоянного полива, цвести и плодоносить при должном уходе будет продолжительно.

По окончании непродолжительной подготовки, на протяжении которой участники формулируют собственные цели на листках бумаги, тренер предлагает каждому поведать группе о собственных целях.

Обсуждение

Имеете возможность ли вы заявить, что эти цели имели возможность бы быть привлекательны и для вас самих?

Вправду ли речь заходит о целях либо мы имеем дело со средствами?

Подготовка – 5 мин., упражнение – 10 мин. на участника, обсуждение – 5-7 мин. на каждого участника.

Домашнее задание

Прочтите еще раз ваш инвентарь целей и удостоверьтесь в надежности, не была ли какая-либо серьёзная для вас цель пропущенной и не включили ли вы в перечень целей что-либо второстепенное и несущественное.

Упражнение 18 «Оценка целей»

Прошу вас, прочтите информационный листок «Критерии цели, дающей наслаждение». Критерии цели, дающей наслаждение:

– Концентрируйтесь на наслаждении, а не на проблеме.

– Сперва думайте о цели, позже ищите средства.

– Разделяйте глобальные цели на мелкие достижимые шаги.

– Ставьте перед собой достижимые цели.

– Концентрируйтесь на целях с большой свободой собственных действий.

– При возможности устанавливайте временные и количественные параметры успехи цели.

Попытайтесь, применяя данный листок, оценить каждую вашу формулировку из прошлого упражнения по шести параметрам. Применяйте легко значки «+» и «-».

Обсуждение

Вебинар \


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: