Этапы и источники древнеиндийской философии.

Минобразования РФ

ТУСУР.

КАФЕДРА: СУ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ФИЛОСОФИЯ.

ТЕМА №1

ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.

ВЫПОЛНИЛ: СТУДЕНТ ГР.

ПРОВЕРИЛ ПРЕПОДОВАТЕЛЬ:

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ:

ВВЕДЕНИЕ.

ИСТОЧНИКИ и ЭТАПЫ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ.

ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ СТАРОЙ ИНДИИ.

КОСМОПОЛИТИЧЕСКИЙ Темперамент БУДДИЗМА.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ.

Ознакомимся с главными идеями философии Старой Индии. Определим в чем кроется

живучесть и привлекательность этих идей, более того, из-за чего они не только не стали чем то прошлым и забытым, но и живут, и распространяются далеко за пределы Индии и сейчас.

Первые попытки человека осмыслить окружающий мир, живую и неживую природу,

космическое пространство, наконец , самого себя – направляться отнести к тому периоду

людской существования, в то время, когда человек в ходе эволюции, в первую очередь умственной , начал дифференцировать природу как средство собственного обитания, постепен-

но выделяя себя из нее. Как раз вследствии того, что человек начал воспринимать животный и растительный мир, космос как что-то хорошее и противостоящее ему, у него началось формирование свойств осмысливать реальность, а после этого философствовать,

т. е. делать умозаключения, выводы и выдвигать идеи об окружающем его мире.

Философская идея человечества зарождалась в эру, в то время, когда на смену родовым отношениям приходили первые государства и классовые общества. Отдельные философские идеи, обобщавшие многотысячный опыт человечества, возможно найти в литературных монументах Древнего Египта, Старого Вавилона. самая древней есть философия появившаяся в государствах Древнего Востока: в Индии, Китае, Вавилоне и Египте.

ИСТОЧНИКИ и ЭТАПЫ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ.

Индийская философская идея — старейшая в мире. Ее история начинается с Вед (практически «ведение», «знание»), появившихся, по — видимому, между вторым и первым

тысячелетиями до н. э. и являющихся одним из старейших литературных монументов

человечества. Веды складываются из четырех сборников гимнов (самхит ), песнопений, волшебники-

ческих заклинаний, молитв и т.п.: Ригведы, Самаведы, Яджурведы и Атхарваведы.

Любой из этих сборников со временем обрастал разными комментариями и дополне-

ниями ритуального, волшебного, философского порядка – Брахманами, Араньяками,

Упанишадами. Первые проблески философского подхода к действительности прослежи-

ваются уже в сборниках ведических гимнов, в особенности в старейшем из них — Ригведе.

Основное содержание Ригведы складывается из праздничных песнопений, молитв и заклинаний (их авторство приписывается мудрецам и древнеиндийским поэтам – риши) обращенных к бессчётным божествам ведического пантеона, каковые олицетворяли для старого

индийца в первую очередь процессы природы и различные явления. Но уже в данной ранней книге видны первые проявления сомнений в истинности жреческих ритуалов и заклинаний.

Откроем тексты Ригведы:

(сомнения в существовании всевышних)

Состязаясь, спойте красивую песнь,

восхваляющую Индру (песнь) подлинную,

если она подлинна.

«Нет Индры, — иные говорят, — кто видел его?

кого прославлять нам?»

Индра – в древнеиндийской мифологии есть повелителем различных божеств ( дэвов ).

мыслители Старой Индии начинают думать о первоначале бытия, о происхождении мировозздания, управляющих им закономерностях, обстоятельствах социальных различий и т.д. Веды положили начало философской традиции в Старой Индии, которая

выросла из комментирования вед. Ее наиболее значимое звено – Упанишады ( практически «сидеть

около», т. е. у ног преподавателя, приобретая наставления; время от времени трактуется как «тайное, сокровенное учение» ). По форме Упанишады в большинстве случаев являются диалогом

мудреца — преподавателя с учеником, или же с человеком, ищущим истину и становящимся его

учеником. В общем итоге известно около сотни Упанишад. В них господствует неприятность причины, первоначала бытия благодаря которому разъясняется происхождение всех человека и явлений природы. Господствующее место в Упанишадах занимают учения, полагающие в качестве первоосновы и первопричины бытия духовное начало — Бразман, либо атман. Брахман и атман употребляются в большинстве случаев как синонимы, не смотря на то, что Брахман чаще употребляется для обозначения всевышнего, вездесущего духа, а атман — души. Начиная с Упанишад, Брахман и атман становятся центральными понятиями для индийской философии ( и в первую очередь – веданты ).

Центральной нитью через все Упанишады проходит мысль о тождестве природы сущности и духовной человека, что отыскало собственный отражение в известном изречении: « Тат

Твам аси » («Ты имеется то», либо «Ты — одно с тем»). Упанишады и изложенные в них идеи не содержат логически последовательной и целостной концепции. При неспециализированном преобладании объяснения мира как духовного и бестелесного в них представлены и идеи и другие суждения и, например, делаются попытки объяснения первопричины и сущности явлений человека и первоосновы мира.

Познание и приобретенное знание подразделяются в Упанишадах на два уровня: низшее и высшее. На низшем уровне возможно познать лишь окружающую реальность, Это знание не может быть подлинным, поскольку оно по собственному содержанию есть отрывочным, не полным. Высшее — познание истины, т. е. духовного абсолюта, это восприятие бытия в его целостности .Купить его возможно лишь посредством мистической интуиции, последняя же со своей стороны формируется в значительной мере благодаря йогическим упражнениям. Как раз высшее знание дает власть над миром.

Одна из наиболее значимых неприятностей в Упанишадах — изучение сущности человека, его психики, форм поведения и душевных волнений. Мыслители Старой Индии отмечают сложность структуры людской психики и выделяют в ней такие элементы, как сознание, воля, память, дыхание, раздражение, успокоение и т. п. Подчеркивается их взаимовлияние и взаимосвязь. Несомненным достижением нужно считать чёрта разных состояний людской психики и, например, бодрствующее состояние, легкий сон, глубочайший сон, зависимость этих состояний от первоэлементов и внешних стихий внешнего мира.

В области этики в Упанишадах преобладает проповедь пассивно — созерцательного отношения к миру: высшим счастьем провозглашается спасение души от всяких мирских привязаностей и забот.

В Упанишадах проводиться различие между материальными и духовными сокровищами, между благом, как спокойным состоянием души, и низменной погоней за чувственными наслаждениями . Кстати, как раз в Упанишадах в первый раз высказывается концепция переселения душ ( самасра ) и воздаяние за прошлые действия ( карма ).Тут выражено рвение выяснить причинно — следственную сообщение в цепи людских поступков. Делается кроме этого попытка посредством нравственных правил (дхармы) скорректировать поведение человека на каждой стадии его существования. Упанишады по существу являются фундаментом для всех либо практически всех последующих философских течений, показавшихся в Индии, поскольку в них были поставлены либо разрабатывались идеи, каковые долгое время «питали» философскую идея в Индии.

Говоря о философии Старой Индии нельзя не упомянуть и широкую эпическую поэму Махабхарату, складывающуюся из восемнадцати книг. Громаднейший интерес с философской точки зрения воображает одна из книг– Бхагавад-Гита (божественная

песнь). В отличие от Упанишад, где философия представлена в виде отдельных положений и высказываний, здесь появляются уже развернутые и цельные философские концепции, дающие трактовку мировоззренческих неприятностей, Основное значение среди этих концепций получает учение – санкхъи — и тесно связанной с ним йоги, каковые эпизодически упоминались в Упанишадах. Базу концепции образовывает положение о пракрите (материи, природе), как источнике всего бытия (среди них и психики, сознания) и свободном от нее чистом духе — пуруше(именуемом кроме этого Брахманом, атманом).Так, мировоззрение дуалистично, основано на признании двух начал.

Главное Гиты и — содержание составляют поучения всевышнего Кришны. Всевышний Кришна, в соответствии с индийской мифологии, есть восьмой аватарой (воплощением) всевышнего Вишну.

Всевышний Кришна говорит о необходимости каждого человека делать собственные социальные ( варновые) обязанности и функции, быть равнодушным к плодам мирской деятельности, все собственные помыслы посвящать всевышнему. Бхагавад — Гита содержит ответственные представления Древнеиндийской философии: о смерти и тайне рождения; о соотношении

Пракрити и природы человека; о гунах ( трех материальных началах, рожденных природой: тамас- косное инертное начало, раджас –страстное, деятельное, возбуждающее начало; саттва – возвышающее, просветленное, сознательное начало. Их знаками являются соответственно тёмный, белый цвета и красный. Определяющих жизнь людей; о нравственном законе (дхарме) выполнения долга; о пути йогина (человека посвятившего себя йоге- совершенствованию сознания); о настоящем и не настоящем знании.

Главным преимуществом человека именуют уравновешенность, отрешенность от желаний и страстей, непривязанность к земному.

Главные изюминки индийской философии


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: