Этапы и программа социологического исследования.

Конкретные социологические изучения в собственной сущности являются целостную совокупность теоретических и эмпирических процедур, содействующих получению нового знания об исследуемом объекте для ответа конкретных теоретических и практических социальных неприятностей. Прикладное социологическое изучение имеет последовательность этапов:

1. Подготовительный этап. Обсуждение вопросов СИ с клиентом. Разработка программы СИ – ответ на вопрос «что и как будет изучаться». Разработка организационного замысла («кто участвует и за что отвечает»). Подготовка СИ не может быть сведена лишь к одному ее элементу. Она завершается, в случае если созданы все ее элементы в отдельности и в один момент узнаны все ее связи.

2. Полевой этап либо этап сбора первичной социологической информации. Составление графика работ, что осуществляет сотрудничество между исполнителями в пространстве и во времени. Ответ организационно-технических неприятностей (финансы, инструментарий). Инструктаж начальников опросной сети и интервьюеров. Сбор информации (может осуществляться различными способами). Контроль за работой интервьюеров (логический контроль инструментария и телефонный).

3. Этап обработки информации. Подготовка информации к обсчету (выбраковка, кодировка, ремонт выборки). Ввод информации в ЭВМ. Главные вычислительные работы (одномерное распределение, группировки, классификации, вычисление зависимостей между показателями переменных). Проверка вычислений (для исключения неточностей ввода). Дополнительные вычисления на базе результатов обработки информации (неизвестное количество раз).

4. подготовка и Анализ информации итоговых документов. Качественный анализ информации. Написание текстов. Техническое оформление итоговых документов (информационная справка – разведывательное изучение, информационная записка – описательное изучение, отчёт и аналитическая записка о НИР – аналитическое изучение). На протяжении анализа делаются выводы о подтверждении либо опровержении догадок, выявляются социальные связи, тенденции, несоответствия, парадоксы, новые социальные неприятности. отчёт и Аналитическая записка должны содержать рекомендации и выводы по разрешению той неприятности, изучению которой было
посвящено социальное изучение.

По окончании определения вида и уточнения темы изучения на подготовительном этапе разрабатывается программа изучения. Это один из наиболее значимых социологических документов. Программа представляет собой теоретико-методологическую базу процедур всех этапов изучения: сбора, анализа и обработки информации. Программа как научный документ обязана отвечать последовательности нужных требований.

Программы разных СИ не являются трафаретными. Уникальность программы определяется:

  • Своеобразным содержанием изучаемой неприятности.
  • Теоретическим и практическим опытом социолога.
  • Приоритетами социолога к способам приверженности и научного поиска к определенным школам.
  • Необычным видением неприятности и личным научным знанием.
  • Трансформацией объекта во времени.

Программа социологического изучения — это систематизированное изложение теоретико-методологических предпосылок, неспециализированной концепции исследовательского проекта в соответствии с задачами и основными целями предпринимаемой работы, методических и процедурных баз ее исполнения, выдвигаемых догадок и логически последовательных операций для их проверки

Программа социологического изучения складывается из 2 главных частей: методологической и процедурной.

  1. Методологический раздел программы имеет последовательность ответственных структурных элементов.

определение и Анализ проблемы проблемной обстановке. Проблемная обстановка — это реально существующее в социальной действительности несоответствие, методы разрешения которого на данный момент еще не известны либо неясны. Случаи появления социальной неприятности:

  1. Недостаточная осведомленность о настоящей социальной ситуации, благодаря чего нереально применять имеющиеся знания для регистрирования социальных процессов.
  2. Обнаружение таких процессов и явлений природа которых теоретически неконкретна, а следовательно нет соответствующих методов для их описания, воздействия и прогнозирования со стороны общества.
  3. Социальная неприятность существует и не осознаваться как публичная потребность, потому, что провоцируемые ее последствия не достигли того уровня, на котором они станут очевидными.
  4. Будучи осознанной, социальная неприятность не обязана становиться предметом целенаправленных действий и анализа, т.к. для этого необходимы готовность и активная заинтересованность к практическим преобразованиям. Как раз такая готовность и заинтересованность образуют базу социального заказа.

Определение объекта изучения и его предварительный анализ. Объект — это совокупность явлений, процессов либо определенная сфера социальной действительности, выступающие в качестве факторов проблемной обстановке, на каковые направлена познавательная деятельность социолога.

Определение предмета изучения и его предварительный анализ. Предмет изучения — это определенная сторона либо свойство (свойства), особенности объекта заданные для яркого изучения как раз в данном прикладном изучении.

Определение задач и целей изучения. Цель — это наиболее значимое методологическое требование к программе. Задачи изучения — это совокупность конкретных целевых установок, в которых формулируются главные и дополнительные требования к анализу и решению проблемы.

Формулирование догадки. Догадка есть формой предположения либо допущения об изучаемом объекте, его структуре, изюминках, тенденциях развития, связях с другими объектами. По содержанию догадок довольно изучаемого объекта догадки подразделяются на описательные, объяснительные и прогнозные. Описательные догадки — это предположения о свойствах объекта, характере связей между его отдельными элементами (структурные), о степени тесноты сотрудничества (функциональные). Объяснительные — это такие догадки, каковые содержат предположения о причинно-следственных зависимостях в изучаемых явлениях и процессах. Прогнозные — это такие догадки, каковые раскрывают тенденции изучаемых объектов. По степени общности догадки делятся на гипотезы следствия и гипотезы основания. Догадки-основания несут в себе предположения широкой общности, догадки-следствия — предположения менее широкой общности.

Вычленение главных понятий, их интерпретация и операционализация. Интерпретация — логический анализ главного понятия, его теоретическая трактовка. Операционализация — детализация понятия и дальнейшее членение до отметки конкретно осознаваемых терминов, нахождение их аналогов в реальности (эмпирических индикаторов). Конечной целью всей данной работы есть выработка таких понятий, каковые дешёвы регистрации и учёту. Понятия, обозначающие такие элементарные фрагменты социальной действительности, именуются понятиями-индикаторами. Наряду с этим социолог обязан стремиться обеспечить большое описание изучаемого предмета в понятиях-индикаторах.

  1. Методико-процедурный раздел включает:

Определение неспециализированного замысла изучения.

Построение требуемого замыслом типа выборки.

Определение главных анализа и процедур сбора данных.

Программа конкретного социологического изучения делает 3 главные функции:

1. Теоретико-методологическая функция призвана выяснить требующую собственного разрешения научную проблему и наметить ключевые принципы ее решения.

2. Методическая функция содержится в определении способов сбора эмпирических
данных, интерпретации и описания ожидаемых результатов.

3. Организационная функция пребывает в планировании деятельности
исследовательского коллектива с определением видов предлагаемых результатов
по каждому из намеченных этапов.

предмет и Объект в социологическом изучении — Виктор Вахштайн


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: