Этапы и стадии проведения психодиагностического обследования.

Психодиагностическое обследование — деятельность психолога, конечным результатом которой есть психотерапевтический диагноз. Выделяются три главных этапа П.о.:

1) сбор данных в соответствие с задачей изучения;

2) интерпретация и переработка взятых данных;

3) вынесение ответа (диагноз либо прогноз).

Этап сбора данных завершается понятием взятых результатов в виде, что задан типом методики (построение профиля личности, перевод сырых оценок в стандартные размеры, расчет коэффициента интеллекта и т. д.).

В ходе переработки и интерпретации диагностических данных традиционно выделяют два пути: клинический (качеств.) и статистический (количеств.).

Клинический подход ориентирован на опыт исследователя, интуицию; его изюминкой есть доверие к «субъективному суждению».

Статистический подход предусматривает учет объективных (количеств.) показателей, их статистическую обработку в виде, напр., уравнения регрессии. В полноценном П. о. нужно гармоничное сочетание клинического и статистического подходов, а не их противопоставление.

На определенном этапе П. о. часто появляется необходимость упорядочения диагностических показателей, сведение их в совокупность.

Интеграция разнородных разрешённых может осуществляться на эмпирическом и теоретическом уровне.

В первом случае разрабатывается какая-либо схема сопоставления результатов отдельных методик без обращения к их теоретическим концепциям.

Теоретический уровень обобщения диагностических данных существенно сложнее. Тут требуется систематизация взятых результатов на базе теории и выражение их в понятиях данной теории.

На этапе принятия ответа:

П. о. завершается разработкой программы действий, каковые нужно осуществить применительно к данному случаю, напр., дополнительные занятия по формированию тех либо иных свойств у обучающегося, направленное терапевтическое действие с учетом личностных изюминок больного и т. д., для осуществления связи с взятыми результатами.

Итоги П. о. должны быть представлены в психотерапевтических понятиях, дешёвых неспециалисту.

В случае если разглядеть более подробно главные этапы психодиагностики, то возможно взять пошаговое описание психодиагностического обследования.

  • На первом месте запрос, формирующий цель обследования. Запрос сформулирован на обыденном житейском языке, исходя из этого данный практический запрос необходимо перевоплотить в психотерапевтическую проблему и решить научно.
  • Следующим шагом есть сбор предварительной информации (анамнеза), на момент обследования личности, нужной для решения проблемы:
  • биография, история судьбы человека;
  • определить семью, сведения о семье, ближайшем окружении, взять медицинское заключение;
  • информация об успешности исполнения ведущей деятельности лица.
  • Наблюдение за обследуемым предполагает работу в разных обстановках.
  • выбор и Формулирование гипотез диагностических способов для их проверки (методики);
  • Программа психодиагностического обследования составляется предварительно, она содержит список способов, цель, описание режима обследования, условий, используемого оборудования. Программа должна быть реализована с подробной фиксацией результатов, занесенных в протокол.
  • Само диагностирование, их анализ и обработка результатов.
  • Первичная интерпретация взятых результатов в большинстве случаев производится по каждой методике раздельно, при целостной интерпретации принимаются во внимание сведения из анамнеза и наблюдений.
  • Формулирование главных заключений и выводов, вытекающих из взятых результатов и предварительный прогноз на базе сделанных выводов.
  • Определение, что полезно сделать в отношении диагностируемого лица. Определяется темперамент психологически нужных действий (коррекция, развивающие меры, консультация, тренинги, психотерапия).

При психотерапевтическом обследовании обязана приниматься во внимание этическая сторона, обследуемый не должен испытывать неудобство. Запрещено применять методики без особого обучения.

13.

Психотерапевтический диагноз – довольно завершенный итог деятельности психолога, направленный на выяснение сущности лично-психотерапевтических изюминок с целью: — оценки их актуального состояния, — прогноза предстоящего развития, — разработки рекомендаций, определяемых практическим запросом.

Структурированность психотерапевтического диагноза — приведение разнообразных параметров психологического состояния человека в определенную совокупность.

Психотерапевтический диагноз серьёзен для психотерапевтического прогноза поведения (за исключением диагностики текущего психологического состояния).

В случаяхпереживаемого неблагополучия требуется оказание не просто консультативной, но и помощи психотеропевта. В случае если страдания человека складываются в клиническую картину человек и заболевания обращается к доктору, то помощь психотеропевта носит медицинский темперамент и оказывается доктором-психотерапевтом либо психологом под управлением доктора.

виды и Уровни психотерапевтического диагноза по Л.С. Выготскому

Психотерапевтический диагноз (ПД) – конечный итог деятельности психолога, направленный на выяснение сущности лично-психотерапевтических изюминок личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза разработки рекомендаций и дальнейшего развития, определяемых задачей психодиагностического обследования.

Предмет ПД – установление лично-психотерапевтических различий в норме и в патологии.

Л. С. Выготский :

-симптоматический (либо эмпирический). Диагноз ограничивается констатацией определенных особен-ей либо признаков, на основании кот строятся практические выводы. Этот диагноз не явл фактически научным, потому что установление признаков ни при каких обстоятельствах машинально не ведет к диагнозу. Тут работу психолога возможно заменить машинной обработкой данных.

— тиологический диагноз. Учитывает не только наличие определенных изюминок (признаков), но и обстоятельства их происхождения.

– типологический диагноз(верховный ур-нь), закл в определении значения и места взятых данных в целостной, динамической картине лич-ти. Диагноз неизменно должен иметь в виду сложную структуру лич-ти.

Диагноз неразрывно связан с прогнозом. Содержание диагноза и прогноза сходится, но прогноз строится на умении так осознать внутреннюю логику самодвижения процесса развития, что на базе настоящего и прошлого намечает путь развития. Рекомендуется разбивать прогноз на отдельные периоды и прибегать к долгим повторным наблюдениям. Развитие теории психологич диагноза в наст время явл одной из самые важных задач психодиагностики.

14.

1. стиль и Содержание зависят от специализации и теоретических установок психодиагноста, исходя из этого они не имеют единой стандартной правил и формы написания, но должны соответствовать потребностям, уровню и интересам подготовки тех, кто это заключение взял.

2. В заключении и содержании в обязательном порядке должны быть указаны цели психодиагностического изучения.

3. Заключение должно ориентироваться на воздействие, т.е. должны даваться советы относительно программы обучения, типа лечения, опытной пригодности и т.д..

4. Заключение действенно в случае если в нем отражены отличительные особенности конкретного индивида, т.е. те черты, результаты обследования которых были существенно выше либо ниже средних показателей.

5. Содержание заключения складывается из интерпретации взятых данных и выводов. Математические, статистику, конечно графические результаты смогут прилагаться раздельно.

6. Любая описательная сама действий система и оценка индивида оценок должны быть четкими.

15.

1.Классификация способов психодиагностики

Классификация способов психодиагностики призвана уменьшить практическому работнику выбор методики, максимально соответствующей его задаче. Исходя из этого такая классификация обязана отражать сообщение способов, с одной стороны — с диагностируемыми психологическими особенностями, иначе — с практическими задачами, для решения которых эти способы разрабатываются. Критерии ответа этих задач и должны предопределять выбор диагностируемых особенностей, а за этим и методик, направленных на эти свойства и наилучшим образом соответствующих имеющимся условиям.

Непременно, не существует взаимнооднозначного соответствия между методиками и задачами. самые ценные методики владеют универсальностью — они смогут удачно использоваться для ответа различных задач. В овладении этими методиками и в процедурах их проведения имеется технологические показатели, заслуживающие независимого учета. По этим показателям методики группируются в независимую операционально-технологическую классификацию.

диагностики и Основные методы исследования.

Одним из самые доступных и обширно используемых в социальной психологии способов изучения есть наблюдение. Наблюдение — это научно-целенаправленное и в некотором роде фиксируемое восприятие исследуемого объекта. К преимуществам наблюдения относятся: естественность, независимость от умений испытуемых оценивать собственные действия, возможность оценить отдаленные последствия воспитательных воз— действий и др. Недочётами являются: пассивность, наличие элементов субъективизма, недоступность данному способу некоторых скрытых проявлений (переживания, мысли, мотивы) и т.п.

самые типичными обстановками, в которых действенно использование наблюдения, являются следующие:

получение сведений о психологическом явлении в “чистом” виде;

— сбор первичной информации, не требующей громадной выборки исследуемых объектов;

— оценка фактов, взятых помощью вторых способов (к примеру, анкетирования);

— проверка рекомендаций и др.

Вторым действенным способом изучения есть опыт. Опыт — это активное вмешательство исследователя в жизнедеятельность испытуемого с целью создания условий, при которых обнаруживается какой-либо социально-психотерапевтический факт. Преимуществами опыта являются: активная позиция наблюдателя, возможность повторения, строго контролируемые условия проведения. К недочётам относятся: искусственность условий, громадные затраты для контроля значимых факторов.

Опыты бывают естественными, лабораторными и формирующимися. Естественный опыт характеризуется малыми трансформациями простых воспитания и условий обучения. Наряду с этим типе опыта стараются минимально изменять условия и контекст, в котором протекает интересующий диагноста психологический феномен. Лабораторный опыт отличается строгой стандартизацией условий, разрешающих максимально изолировать исследуемое явление, отвлечься от изменяющихся условий внешней среды. Формирующий опыт предусматривает внедрение в педагогическую практику результатов изучения с последующим изучением трансформаций, каковые появляются благодаря аналогичных новаций.

Обширно распространен опрос. Опрос — это получение информации, заключенной в словесных сообщениях испытуемого. Различают следующие виды опроса: анкетирование, интервью, беседа. В ходе анкетирования данные приобретают в виде письменных ответов опрашиваемых (опрощеных). Интервью предполагает получение информации методом устных ответов опрощеных на вопросы, задаваемые в устной форме. Способ беседы основан на получении информации в ходе двухстороннего либо многостороннего дискуссии интересующего исследователя вопроса.

Моделирование. Это способ изучения, в базе которого лежит построение моделей изучаемого явления. Модель является копией объекта, интересующего исследователя, либо явления в каком-либо нюансе. Модель постоянно является упрощением (редукцией) исследуемого явления. Она предназначена для выделения самого главного (с позиций целей изучения) в изучаемом объекте. Такое упрощение облегчает процесс качественного и количественного анализа

Тестирование. Систематический перебор разных признаков, которые связаны с гипотетическим скрытым причиной, снабжают тесты. ТЕСТ в психодиагностике — это серия однотипных стандартизированных кратких опробований, которым подвергается испытуемый — носитель предполагаемого скрытого фактора. Более строгое определение: тест — объективное и стандартизированное измерение выборки поведения.

Разные тестовые задания призваны распознать у испытуемого разные симптомы, которые связаны с тестируемым скрытым причиной. Сумма результатов этих кратких опробований говорит об уровне измеряемого фактора (тут, для большей ясности, имеется в виду самая несложная схема подсчета тестового балла).

За внешней простотой научных тестов прячется громадная исследовательская работа по их апробации и разработке. Относится к способам диагностики, для которых, в отличие от способов изучения, характерен выговор на измерение (т.е. численное представление) некоей психотерапевтической переменной. Процедура тестирования может проводиться в форме опроса, наблюдения либо опыта.

К тестам, как способам правильной психодиагностики предъявляется последовательность особенных требований. Это:

1. Социокультурная адаптированность теста — соответствие тестовых оценок и заданий изюминкам культуры, сложившимся в обществе, где этот тест употребляется, будучи заимствованным в второй стране.

2. однозначность и Простота формулировок тестовых заданий — в словесных и иных заданиях теста не должно быть таких моментов, каковые смогут по-различному восприниматься и пониматься людьми.

3. Ограниченное время исполнения тестовых заданий — полное время исполнения заданий психодиагностического теста не должно быть больше 1,5-2 часов, т. к. сверх этого времени человеку тяжело сохранить собственную работоспособность на достаточно большом уровне.

4. Наличие тестовых норм для данного теста -репрезентативные средние показатели по этому тесту, — т.е. показатели, воображающие громадную совокупность людей, с которыми возможно сравнивать показатели данного индивида, оценивая уровень его психотерапевтического развития.

Норма теста — средний уровень развития громадной совокупности людей, похожих на данного испытуемого по последовательности социально — демографических черт. Для уверенности в достоверности результатов психодиагностических изучений нужно, дабы применяемые психодиагностические способы были научно обоснованы, т. е. отвечали последовательности требований. Такими требованиями являются

1. Валидность — “полноценность”, “пригодность”, “соответствие”.

Имеется пара разновидностей валидности. Валидность теоретическая , эмпирическая, внутренняя, внешняя.

Валидность методики проверяется и уточняется в ходе ее достаточно долгого применения.

2. Надежность — характеризует возможность получения посредством данной методики устойчивых показателей. Надежность психодиагностической методики возможно установить двумя методами:

-путем сравнения результатов, приобретаемых по данной методике различными людьми

-путем сравнения результатов, приобретаемых по одной и той же методике в разных условиях.

3. Однозначность методики — характеризуется тем, в какой степени приобретаемые с ее помощью эти отражают трансформации как раз и лишь того свойства, для оценки которого эта методика используется.

4. Точность — отражает свойство методики тонко реагировать на мельчайшие трансформации оцениваемого свойства, происходящие на протяжении психодиагностического опыта. Чем правильнее психодиагностическая методика, тем уже с ее помощью возможно оценивать градации и выявлять оттенки измеряемого качества, не смотря на то, что в практической психодиагностике не всегда требуется довольно высокая степень точности оценок.

2. Классификации психодиагностических способов по Й. Шванцаре; В.К. Гайде, В.П. Захарову; А.А. Бодалеву, В.В. Столину

Психодиагностические способы объединяют в группы по различным основаниям. Вот кое-какие самый распространенные классификации способов психодиагностики.

Классификации способов по Й.Шванцаре.

Й.Шванцара объединяет психодиагностические способы в группы по следующим основаниям:

1. по применяемому материалу (вербальные, невербальные, манипуляционные, тесты карандаша и бумаги и т.д.);

2. по количеству приобретаемых показателей (простые и комплексные);

3. тесты с верным ответом и тесты с возможностью разных ответов;

4. по психологической активности испытуемых:

  • интроспективные (сообщение испытуемого о личном опыте, отношениях): анкеты, беседа;
  • экстроспективные (оценка и наблюдение разнообразных проявлений);
  • проективные. Испытуемый проецирует неосознаваемые особенности личности (внутренние конфликты, скрытые влечения и др.) на малоструктурированные, многозначные стимулы;
  • аккуратные. Испытуемый осуществляет какое-либо воздействие (перцепционное, мыслительное, моторное), качественные особенности и количественный уровень которого являются показателем интеллектуальных и личностных линия.

2. Классификации психодиагностических способов по В.К.Гайде, В.П.Захарову.

Авторы этих классификаций объединяют психодиагностические способы по следующим основаниям:

1. по качеству: стандартизованные, нестандартизованные;

2. по назначению:

  • общедиагностические (тесты личности по типу опросников Р.Кеттелла либо Г.Айзенка, тесты неспециализированного интеллекта);
  • тесты опытной пригодности;
  • тесты особых свойств (технических, музыкальных, тесты для пилотов);
  • тесты достижений;

3. по материалу, которым оперирует испытуемый:

  • бланковые;
  • предметные (кубики Кооса, сложение фигур из комплекта Векслера);
  • аппаратурные (устройства для изучения изюминок внимания и т.д.);

4. по количеству обследуемых: личные и групповые;

5. по форме ответа: устные и письменные;

6. по ведущей ориентации: тесты на скорость, тесты мощности, смешанные тесты. В тестах мощности задачи тяжелы и время ответа не ограничено; исследователя интересует как успешность, так и метод ответа задачи;

7. по степени однородности задач: гомогенные и неоднородные (отличаются тем, что в гомогенных задачи схожи между собой и используются для измерения в полной мере определенных личностных и интеллектуальных особенностей; в неоднородных тестах задачи разнообразны и используются для оценки разнообразных черт интеллекта);

8. По комплексности: тестовые наборы и изолированные тесты (батареи);

9. по характеру ответов на задачи: тесты с предписанными ответами, тесты со свободными ответами;

10. по области охвата психологического: интеллектуальные тесты и тесты личности;

11. по характеру умственных действий: вербальные, невербальные.

3. Классификации психодиагностических способов по А.А.Бодалеву, В.В.Столину

Авторы объединяют способы психодиагностики в группы по различным основаниям:

1. по чёрту того методического принципа, что положен в базу данного приема:

  • объективные тесты (в которых вероятен верный ответ, другими словами верное исполнение задания);
  • стандартизованные самоотчеты:
  • тесты-опросники, открытые опросники
  • шкальные техники (семантический дифференциал Ч.Осгуда), субъективная классификация
  • лично-ориентированные техники (идеографические) типа ролевых репертуарных решеток
  • проективные техники
  • диалогические техники (беседы, интервью, диагностические игры);

2. по мере вовлеченности в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степени его влияния на итог психодиагностики: объективные и диалогические. Первые характеризуются минимальной степенью вовлеченности психодиагноста в процедурупроведения, интерпретации и обработки результата, вторые — громадной степенью вовлеченности. Мера вовлеченности характеризуется влиянием опыта, опытных навыков, личности экспериментатора и других его черт, самой диагностической процедурой. Ниже приведена шкала, на которой находится целый континуум психодиагностических способов от полюса объективных до полюса диалогических.

ОБЪЕКТИВНЫЕ ДИАЛОГИЧЕСКИЕ

тесты опросники шкальные техники беседы интервью диагностические игры патопсихологический опыт кое-какие проективные методики

Заключение

Современная психотерапевтическая диагностика определяется как психотерапевтическая дисциплина, разрабатывающая изучения и методы выявления лично-психотерапевтических и лично-психофизиологических изюминок человека. Под психодиагностикой подразумевается кроме этого и область психотерапевтической практики, работа психолога по обнаружению разнообразных качеств, психологических и психофизиологических изюминок, черт личности.

Существует как классификаций способов психодиагностики. Но ведущим основанием методической классификации психодиагностических методик есть мера «объективности-субъективности», которой владеют ее результаты. При объективных методик влияние исполнителя (психолога-диагноста) на результаты минимально. При субъективных методик результаты, наоборот, зависят от интуиции и опыта исполнителя. При проведении объективных и субъективных методик от исполнителя требуется делать совсем разные технологические операции. Исходя из этого эта классификация именуется «операциональной».

Не существует твёрдой границы между двумя классами — объективными и субъективными методиками. Между крайними вариантами существует последовательность промежуточных вариантов методик, владеющих и определенными показателями объективности, и определенными показателями субъективности.

Средства, которыми располагает современная психодиагностика, по собственному

качеству подлежат разделению на две группы: строго формализированные, и методики малоформализованные.

*** К строго формализованным методикам относятся тесты, опросники, методики

проективной психофизиологические методики и техники. Для них свойственны

определенная регламентация, объективизация процедуры обследования либо опробования

(правильное соблюдение руководств, строго определенные методы предъявления

стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и

др.), стандартизация (установление представления проведения и единообразия обработки

результатов диагностических опытов), валидность и надёжность. Эти методики

разрешают собрать диагностическую данные в довольно маленькие сроки и в таком виде, что позволяет количественно и как следует сравнивать

индивидов между собой.

1. Тесты

2. Опросники.

3. Методики проективной техники

Это несколько методик, предназначенных для диагностики личности. Для них

характерен в большей мере глобальный подход к оценке личности, а не обнаружение

отдельных ее линия. Значительным показателем проективных методик есть

применение в них неизвестных стимулов, каковые испытуемый обязан сам

дополнять, трактовать, развивать и т. д.

4. Психофизиологические методики

Особенный класс психодиагностических способов составляют психофизиологические

методики, диагностирующие природные изюминки человека, обусловленные

фундаментальными особенностями его нервной совокупности.

17) Классификация малоформализованных методик в психодиагностике .

К малоформализованным методамотносятся беседа, наблюдение, анализ продуктов деятельности, биографический способ, интроспекция, эмпатическое слушание. Эти способы разрешают фиксировать кое-какие внешние поведенческие реакции испытуемых в различных условиях, и такие особенности внутреннего мира, каковые тяжело распознать вторыми методами, к примеру, переживания, эмоции, кое-какие личностные изюминки. Применение малоформализованных способов требует высокой квалификации диагноста, потому, что обычно нет интерпретации проведения результатов и стандартов обследования.

Хорошими сторонами данных способов выступают:

— вариативность и гибкость психодиагностической процедуры;

— возможность глубокого проникновения в неповторимую жизненную обстановку;

— высокая эффективность при изучении изменчивых явлений;

— рвение к всестороннему описанию личности.

В качестве недочётов нужно отметить следующее:

— субъективизм диагностических суждений;

— сильная зависимость приобретаемых результатов от квалификации психолога;

— большие временные затраты на их проведение;

— непригодность с целью проведения групповой диагностики (не считая наблюдения).

Разглядим подробнее любой из этих способов.

1. Способ наблюдения- один из самые объективных и надежных способов психологии. Поднаблюдениемпонимается — целенаправленное, систематическое восприятие исследуемого объекта, на базе регистрации избранных единиц (показателей, показателей), характеризующих изюминки изучаемого явления.

Объектом наблюдения являются:

— отдельные лица в разных обстановках социального сотрудничества

— многочисленные и малые группы, общности.

Предметом наблюдения выступают вербальные и невербальные акты поведения отдельного человека, группы либо нескольких групп в определенной ситуации и социальной среде:

а) речевые акты, их содержание, последовательность, направленность, частота, длительность, интенсивность, экспрессивность, особенности семантики, лексики, грамматики, фонетики, синхронизация;

б) ясные перемещения, экспрессия лица, глаз, тела, звуков;

в) перемещение, перемещения и неподвижные состояния людей, расстояние между ними, направление и скорость перемещения, соприкосновения;

г) физическое действие: касание, толчки, удары, помощь, общие усилия, передача, отнятие, задержка;

д) сочетание перечисленных показателей.

Объективное наблюдение направлено не на внешние действия сами по себе, а на их психотерапевтическое содержание. Тут поведения и внешняя сторона деятельности — только исходный материал наблюдения, что обязан взять собственную психотерапевтическую интерпретацию и быть осмыслен в рамках определенной теории. В зависимости от характера проводимого его этапа и исследования вероятными задачами наблюдения смогут быть:

— предварительная ориентировка в объекте;

— их рабочих проверка и выдвижение гипотез;

— уточнение результатов, взятых посредством вторых способов;

— иллюстрация концептуальных положений.

Чтобы наблюдение было действенным, оно должно отвечать последовательности требований:

— оно должно быть избирательным, т.е. исходить из четко поставленной цели, выделять определенный нюанс изучаемого объекта;

— оно должно быть плановым и систематическим, т.е. строиться на базе определенного замысла и проводиться в течении определенного времени;

— принципиально важно как возможно подробнее зафиксировать замечаемое явление, т.е. нужна полнота наблюдения;

— обязательно нужно определять ситуации наблюдения, выделять единицы и показатели наблюдения, и методы их фиксации.

Для большого учета всех этих требований, в большинстве случаев, составляется программа наблюдения, которая в формализованном виде включает в себя задачи наблюдения: и следующие пункты цели, объект наблюдения, предмет, замечаемые обстановки, единицы наблюдения, инструментарий наблюдения.

Ситуации наблюдения должны выбираться с таким расчетом, дабы изучаемое свойство в них проявлялось самый полно. Под единицами(показателями) наблюдения принято вычислять дешёвые наблюдению простые либо сложные действия объекта наблюдения. К примеру, для определения тревожности у школьников при ответе на экзамене такими единицами смогут быть: речевая запинка, мышечный тремор, покраснение либо побледнение лица. Причем, каждому из этих показателей смогут приписываться разные баллы, характеризующие их значимость для оценки и выявления интересующего психологического свойства.

Для регистрации единиц наблюдения употребляются соответствующие методические документы:

а) Карточка наблюдения — предназначена для регистрации первичных показателей наблюдения в строго формализованном виде и, в большинстве случаев, в закодированном виде (к примеру, трм — тремор, взм — вазомоторика, зпк — запинка). На протяжении наблюдения наблюдатель может применять пара карточек (по одной на каждую единицу наблюдения);

б) Протокол наблюдения — рекомендован для комбинированной регистрации результатов наблюдения в формализованных и неформализованных процедурах по нескольким объектам наблюдения. Он отражает в себе метод сотрудничества разных карточек наблюдения;

в) Ежедневник наблюдения — рекомендован для фиксации результатов наблюдения. В нем отмечаются не только сведения об объекте, но и действия исследователя на протяжении наблюдения, дается оценка инструментария.

Преимуществами способами наблюдения являются:

— фиксация признаков и непосредственное восприятие в настоящем времени;

— оперативность получения информации;

— конкретность и объективность данных;

— более правильное измерение степени интенсивности актов либо способов поведения;

— возможность проверки опосредованных способов опросников информации (и получения анкет);

— снятие влияния установок на стереотипность соответствующих форм и ответов вопросников психотерапевтической защиты;

— возможность целостной оценки социальной обстановке.

К числу недочётов направляться отнести:

— сильное влияние психических состояний и установок наблюдателя;

— перцептивная готовность на подтверждение собственной догадки;

— возможность утомления исследователя благодаря монотонии;

— влияние на исследователя замечаемых им лиц;

— трудности интерпретации благодаря каузально-атрибутивных искажений;

— большие затраты времени;

— неточности личностного и психотерапевтического происхождения:

а) гало-эффект, основывающийся на обобщенном впечатлении наблюдателя, тенденции к оценке обстановки в черно-белых красках;

б) эффект снисхождения, что пребывает в тенденции давать через чур хорошую оценку происходящему под влиянием вправду хорошей, но личной черты;

в) неточность центральной тенденции, которая содержится в рвении усреднять оценки замечаемых процессов, т.к. крайние показатели поведения видятся реже;

г) логическая неточность, основывающаяся на ложности суждения о тесноте связи каких-либо качеств человека (любезность= кротость);

д) неточность контраста, т.е. подчеркивание линия замечаемого, противоположных имеющимся у наблюдателя.

е) стереотипы первого впечатления опытного, этнического, возрастного замыслов (к примеру имеющиеся у наблюдателя стереотипы, ранее сложившиеся по отношению к детям по большому счету, милиционерам по большому счету и т.п., сказываются в отношении замечаемых лиц — представителей этих же категорий).

Виды наблюдения. Существует пара разновидностей способа наблюдения в зависимости от: степени формализованности — контролируемое и неконтролируемое; степени участия наблюдателя в исследуемой обстановке — включенное и невключенное; условий организации — открытое и скрытое; места проведения — полевое и лабораторное, регулярности проведения — систематическое и случайное. Эти виды наблюдения наглядно представлены в таблице.

Таблица 1.

Основания различий видов наблюдения Изюминки
Позиция наблюдателя — Наблюдатель не вступает в общение с замечаемыми людьми (невключенное наблюдение); — Участник-наблюдатель включается в действия замечаемых всецело, открыто (включенное открытое наблюдение); — Естественный участник наблюдатель включается в действия замечаемых инкогнито; — Самонаблюдатель регистрирует факты собственных действий, состояний (самонаблюдение);
Уровень стандартизации процедур — Запрограммированное — с регистрацией строго выделенных показателей наблюдения с применением карточек (контролируемое наблюдение); — Незапрограммированное — без строгого выделения фиксируемых показателей, регистрация которых производится в свободной форме (неконтролируемое наблюдение);
Требования к обстановке наблюдения — Лабораторное — со строго заданными параметрами замечаемой обстановке; — Полевое — естественное, не ограниченное условиями наблюдение обстановки;
Регламентированность времени наблюдения — Систематическое — со строго определенной регулярностью регистрации показателей; — Случайное — не предусмотренная программой фиксация фактов.

Контролируемое в один раз предусматривает обстановке наблюдения и конкретные методы регистрации фактов. Значительно чаще оно используется в изучениях описательного и экспериментального замысла, в то время, когда психолог знаком с изучаемым явлением и его интересуют лишь его описательные характеристики.

Неконтролируемое наблюдениеприменяется в целях предварительного знакомства с проблемой. При его проведении отсутствует детальный замысел действий наблюдателя, выяснены только самые неспециализированные черты обстановки. Эта разновидность наблюдения активно используется на начальной стадии изучения человека, группы и дополняется вторыми способами сбора информации.

Открытое наблюдениепредполагает оповещение замечаемых о том, что за ними ведется наблюдение.

При скрытом наблюдениинаблюдаемые не знают, что являются объектом изучения. Эта разновидность наблюдения самый действенна, т.к. разрешает распознать увлечения человека и действительные интересы, совокупность взаимоотношений в группе, наличие микрогрупп, их направленность, неформальных фаворитов и т.д.

Включенное наблюдениепредполагает яркое участие психолога (наблюдателя) в происходящих событиях. Исследователь может не выделяться, как наблюдатель (скрытоевключенное наблюдение), осуществляя изучение объекта (к примеру преступной группы, группы наркоманов и т.п.) как бы изнутри, что разрешает ему распознать скрытые социальные явления.

При предварительного информирования людей о проводимом наблюдении говорят о подключенном открытом наблюдении (к примеру, совместное с наблюдателем исполнение производственных задач, спортивные игры и т.д.). Таковой вид наблюдения нужен тогда, в то время, когда наблюдатель может дать верную оценку явлению, только прочувствовав его на самом себе.

Невключенное наблюдениеосуществляется со стороны. Наблюдатель не есть участником происходящих событий. Оно возможно как скрытым, так и открытым.

Полевое наблюдение- наблюдение, осуществляемое в естественных для замечаемых людей условиях жизнедеятельности (по месту работы, в походе, парке и т.д.).

Лабораторное наблюдениехарактеризуется неестественными условиями, каковые лишь моделируют естественные. Условия, время и место проведения наблюдения определяются психологом (вторым наблюдателем). Такая организация наблюдения разрешает более глубоко изучить интересующие стороны жизнедеятельности людей.

Диагностика ребенка 3-4 года. Речевой и познавательный уровень. Обследование речи.


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: