Этапы и уровни социальной диагностики

Разработка диагноза определяет опытную среду деятельности социального работника, связанную с практической постановкой социального диагноза. Чтобы совершить социальный диагноз в технологии социальной диагностики, выделяют последовательность процедурных этапов:

— ознакомление с клиентом;

— постановка задач;

— выделение состава диагностируемых обстановок, параметров обстановки;

— выбор главных показателей либо параметров;

— анализ и измерение показателей;

— оформление и формулирование выводов, заключений по диагнозу.

Уровни социальной диагностики возможно поделить в соответствии как с решаемыми на этих уровнях задачами, применяемыми методами и средствами, так и с организационно-управленческой структурой страны.

Так, обще-социальный уровень социальной диагностики эквивалентен в Российской Федерации федеральному уровню власти; на этом уровне изучается состояние всего общества либо его многочисленных социально-демографических групп: детей, пожилых людей, дам, мужчин, молодёжи. Этим занимаются как национальные, так и негосударственные, свободные научно-исследовательские учреждения отвлечённой и прикладной направленности; университеты, фонды, научные центры, каковые смогут решать как чисто научные, так и задачи.

Также, существует так называемая ведомственная научно-исследовательская совокупность – особые подразделения, аналитические работы при аппарате Президента, Правительства РФ, в соответствующих министерствах. Инструментарий таких изучений в основном социологический, экономический, демографический.

Смогут употребляться очень масштабные способы (общие переписи населения, общероссийские мо???оринги социально-экономического положения семьи). Нужно признать, что процедуры для того чтобы сбора информации достаточно дорогостоящи и режим настоящего времени в них соблюсти нереально.

Необходимо отметить кроме этого региональный уровень организации социальной диагностики, которая проводится как силами научных подразделений в субъектах Федерации, так и соответствующими работами при администрациях субъектов Федерации. В случае если организации федерального уровня детально исследуют какой-либо конкретный регион, имеется совмещение задач и методов двух уровней. При социальной диагностике регионального уровня применяют результаты общероссийских изучений применительно к соответствующей территории. Подобный анализ нужен на региональном уровне не только чтобы знать состояние и динамику процессов социального функционирования в том либо другом регионе и на её базе советовать разные трансформации, но и для практических организационных мер.

Адресная социальная помощь малоимущим слоям населения основана на конкретных социальных показателях цены судьбы, прожиточного минимума, средней заработной платы, средней пенсии, каковые существенно различаются на различных территориях. насыщенности и Известные различия характера территориальных социальных изучений смогут быть растолкованы разными обстоятельствами.

Во-первых, низкий интерес к ним возможно растолковать тем, что социальное самочувствие населения территории не есть социальной проблемой, т.е. не приводит к у органов и общественности, принимающих ответы.

Во-вторых, наличие либо отсутствие в регионе научных либо учебных заведений, имеющих кадры квалифицированных социологов, социальных психологов, экономистов, статистов, демографов, в значительной мере воздействует на уровень развитости прикладных социальных изучений.

Полученная информация не просто принимается к сведению, а является основой для принятия мер, направленных на полное либо частичное устранение существующей трудности.

Наконец, самоё тесное сотрудничество с клиентами, самоё всестороннее изучение социального функционирования на локальном и личном уровне предполагает проведение социальной диагностики, осуществляемой конкретно экспертами в учреждениях социального обслуживания населения. На уровне яркой социальной работы с клиентом функции социальной диагностики пара изменяются. Основной ее целью делается определение социальной неприятности клиента и нахождение верных средств для ее разрешения.

Обеспечение социальной политики на местном, региональном либо, тем более, федеральном уровне кроме этого входит в компетенцию социального работника, но отнюдь не прежде всего. На более больших уровнях социальная диагностика возможно отдельной отраслью деятельности, осуществляемой особыми сотрудниками, каковые интерпретируют собранную ими информацию.

По результатам данной работы смогут быть предприняты какие-либо действия, но не обязательно.

Социальная диагностика – нужная стадия технологического процесса, начало работы в любой сфере обслуживания, с любой любым типом и категорией клиентов социальных неприятностей. Она ни личностно, ни организационно не отделена от вторых этапов социального вмешательства. Ни один социальный работник не занимается лишь социальной диагностикой, но любой социальный работник наряду с другими обязанностями обязан делать функции социального диагноста.

Потом мы разберем понятия (способы) беседа, оценочный анализ, ведение записей, каковые удачно используются в социальной диагностике.

Беседа с клиентом самый совершенно верно возможно выяснена как коммуникация либо сотрудничество. Это наука и искусство. Начинающим работникам, сталкивающимся с данной формой деятельности, нужно владеть пониманием и знанием явных и тайных обстоятельств того либо иного поведения человека. Знание этого содействует терпимости и эффективности работы к людям. Лишь наблюдение и внимательное выслушивание за тем, как люди ищут помощи, сможет перевоплотить субъективные чувства и объективные факты в часть межличностного общения, включающего открытые и закрытые послания, их реакцию и расшифровку на разные уровни общения.

К главным навыкам, нужным для ведения беседы, относятся такие десять правил:

— информировать клиента о длительности беседы;

— затевать беседу по окончании того как клиент осознал обстановку;

— стараться быть доброжелательным, дабы создать свободную непринужденную воздух;

— попытаться заметить обстановку глазами клиента;

— понять опасность вынесения суждений, а не принятия человека таким, как он имеется;

— развивать навыки социального общения, например, улыбнуться, дабы оказать помощь общению;

— сначала избегать вопросов, на каковые возможно ответить «да» либо «нет»;

— не сказать, не домысливать за клиента;

— не через чур спешить, не нервничать;

— обучиться справляться с молчанием и паузами клиента.

Любая беседа в большинстве случаев фиксируется на какой-то главной проблеме к примеру, изучение денежных неприятностей клиента, его заболеваний, обид, взаимоотношений. Любая беседа – знакомство должна иметь четкую схему, т.е. начало, середину, финиш. Любая последующая беседа – встреча с клиентом обязана как-то базироваться на содержании прошлой, наряду с этим должны быть использованы письменные либо записи.

В ходе беседы обращения к одним и тем же трудностям может дать социальному работнику какой-то «ключ». Нужно обращать внимание на умолчания и несоответствия. К примеру, подвергшийся насилию человек может и не желать вмешательства из вне.

Беседа-интервью социального работника отличается от повседневных бесед тем, что они имеют тему, направленную на достижение конкретной цели, временные рамки в большинстве случаев бывают выяснены, предполагается хорошее либо отрицательное развитие взаимоотношений.

Первая встреча клиента и социального работника, кроме чисто информативной функции, имеет, как минимум, три цели:

— рвение заключить альянс с клиентом относительно методов лечения, т.е. социальный работник старается осознать эмоции и мысли клиента;

— старание вселить в клиента чувство надежды, что он справится с обстановкой;

— демонстрация форм и методов работы.

Успешные беседы не зависят лишь от содержания беседы, принципиально важно, в случае если к работнику затем интервью относятся как к человеку, талантливому осознать эмоции клиента, их мысли по поводу их трудностей, и как социальный работник реагирует на субъективные эмоции клиента и применяет их в рабочих отношениях.

Интервью считается успешным, в случае если работник постарается устранить преграды общения, приводящие к непониманию. Социальному работнику при социальной диагностике клиента принципиально важно мочь верно задавать вопросы. Так, социальный работник, задающий вопросы в странной либо обвинительной манере, и не заинтересованным либо недружелюбным тоном, позовёт у клиента недоверия и чувство страха. Задавание громадного количества вопросов выглядит как допрос, а через чур мало вопросов может помешать распознать серьёзные моменты.

Вторым барьером может служить через чур нередкое задавание вопроса «из-за чего», так как оно подразумевает, что клиент обязан растолковывать собственный поведение, это ведет к заниманию им оборонительной позиции. Предпочтительнее затевать вопрос со слова «что», так как он может распознать данные, серьёзную для обоих участников беседы.

Умелое применение вопросов – это что-то мало изученное в практике социальной работы. Оно крайне важно, поскольку это не только сбор информации, но и один из дорог начала процесса трансформации. Изучение громадного количества литературы говорит о том, что независимо от школы, социальные работники должны мочь слушать, замечать и реагировать. Обретение навыков визита клиентов, понимания специфики их жизни, навыки задавания вопросов, решения проблем планирования действий – все это далеко не просто. Дабы стать умелым консультантом, мало быть заботливым и осознающим, нужно еще умело использовать на практике методы работы и многочисленные приёмы.

Хороший эксперт по социальной работе владеет следующими шестью качествами:

— симпатия либо познание – попытка видеть мир глазами другого человека;

— уважение, реагирование на проблему клиента так, дабы передать уверенность в том, что он сможет ее решить;

— конкретность, четкость, дабы тот, кого консультируют, максимально чётко осознавал проблему;

— честность, умение вести себя конечно во взаимоотношениях с клиентом;

— знание самого себя, оказание вторым помощи в познании себя;

— сиюминутность, иметь дело как раз с тем, что происходит на данный момент встречи.

Ответственной чертой в работе с отдельными клиентами, в частности с пожилыми людьми, есть оценочный анализ. Оценочный анализ – это продолжительный процесс, целью которого есть познание людей во связи с окружающей их действительностью: это база планирования того, что нужно сделать, дабы сохранить, улучшить либо поменять состояние человека и окружающей его обстановки. Навык проведения оценочного анализа, получения результатов, зависит от профессионализма и таланта социального работника, в совокупности с людскими взаимоотношениями.

Стоит подчернуть, что для таковой работы нужен человек, могущий организовывать, систематизировать и проанализировать взятую данные, наряду с этим он обязан тонко ощущать обстановку и быть талантливым осознать уникальность каждой конкретной ситуации. Традиционно оценочный анализ в социальной работе пытается следовать по пути, ведущему к источникам (ресурсам), а не по пути потребностей, т.е. должны разрабатываться модели, разделяющие средства и цели.

Хорошие практические результаты вытекают из широкого, безграничного оценочного анализа, а не узкого, ориентированного только на социальные услуги. Очевидно, анализ для того чтобы рода в отношении пожилых людей может побудить к усовершенствованию одолжений: клиенты смогут продолжительнее жить независимо, уровень качества их жизни и тех, кто за ними заботится, улучшится.

В действительности, само собой разумеется, следование принципу удовлетворения потребностей нереально, если не хватает ресурсов. В социальной работе мы постоянно находимся в ситуации, в то время, когда потребности превышают средства, исходя из этого многие работы при оказании помощи придерживаются принципа приоритета. Изучения, касающиеся того, что было распознано в ходе оценочного анализа, говорят о том, что в зависимости от конкретных событий данного клиента планирует громадной количество информации социального, психотерапевтического, экономического, политического и духовного замысла, характеризующей сущность индивида. Оценочный анализ предполагает возможность неточности либо предубежденного отношения социального работника.

Дабы избежать этого, направляться проводить перекрестные испытания данных, а помимо этого:

— развивать в себе самоконтроль, дабы ощутить, в то время, когда вы пробуете нормализовать, через чур оптимистично либо рационально разглядывать полученные эти;

— быть талантливым противостоять владеющим более высоким статусом либо властью и выступать против их мнения, в случае если это нужно;

— разглядывать все оценки как рабочие догадки, каковые должны наполняться содержанием по мере знаний и поступления информации. нужно подметить, что для целостной картины обстановки клиента принципиально важно трудиться в команде, складывающейся из представителей различных дисциплин.

Роль социального работника в навыки и такой команде, которыми он обязан владеть, будут включать в себя:

— партнерство, свойство трудиться с сотрудниками, распределять задания;

— умение вести переговоры, воображать, какой итог хотим лично для социального работника и для других, умение идти на конфронтацию и компромисс;

— работа в сети, отбор и сбор нужной информации, установление связей между людьми и создание групп обоюдной помощи;

— коммуникация (общение), написание действенных отчетов;

— изменение рамок неприятности (предложение более широких подходов, обсуждение других дорог её решения);

— гибкость (умение обучаться у сотрудников);

— оценка и руководство, изменение методов и измерение результатов и целей вследствие этого.

Ведение записей, ранее считавшееся рутинной обязанностью, начинает признаваться как главное умение, причем в ведении записей, где быть может, принимают клиенты и участие. В записях фиксируются вводные факты, свидетельства, эмоции, решения, предпринятые и планировавшиеся действия, мониторинг, обзор, оценочный анализ и вторая значимая информация. Они смогут принимать форму детального отчета, обстоятельного обобщения контакта и каждого факта, форму для записей, в которой записывается закодированная информация, либо смогут включить в себя долгие социальные истории, программы личных замыслов.

Основной целью ведения записей есть улучшение качества одолжений, но их кроме этого возможно применять как:

— материал для обучения и преподавания;

— для административных целей;

— оценки и исследования;

— для иллюстрации недочётов либо отсутствия одолжений;

— для сохранения преемственности при замены работников;

— как помощь в принятии и планировании ответов;

— для управления развитием; для облегчения участия клиента в ответе неприятности.

Как минимум в записях должны находиться:

— сущность неприятности либо ситуации;

— дешёвые и ресурсы и необходимые источники;

— кратковременные, средне – и долговременные цели;

— точка зрения и план действия клиента.

Систематические записи ведутся по четырем отдельным разделам:

— документ оценки;

— карта мо???оринга;

— формы для периодических записей;

— информация о расходах.

Документ оценки возможно создан для сохранения баланса между структурной, заблаговременно закодированной информацией, и для записей личных черт каждого клиента. Его шесть секций охватывают такие главные записи как: возраст, адрес, формальные и неформальные контакты, жилищные и денежные условия и т.д.

Карта мониторинга складывается из одного страницы, на котором изображена матрица – 7 дней семь дней. По вертикали – дни семь дней, по горизонтали – критические периоды дня, такие как приём пищи, время сна. Формы для периодических записей, применяемые каждые три месяца для проверки процесса оказания помощи, считаются самые ценными во время кризиса и перемен. Информация о расходах – это запись израсходованных социальным работником средств на оплату ассистентам.

Ступени развития души. Уровни развития души. Как выяснить уровень души?


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: