Этапы унифицированного процесса разработки

Обсудим назначение, цели, содержание и основные итоги каждого этапа унифицированного процесса разработки.

Этап НАЧАЛО (Inception)

Главное назначение этапа — запустить проект.

Цели этапа НАЧАЛО:

q определить область применения проектируемой системы (ее предназначение, границы, интерфейсы с внешней средой, критерий признания — приемки);

q определить элементы Use Case, критические для системы (основные сценарии поведения, задающие ее функциональность и покрывающие главные проектные решения);

q определить общие черты архитектуры, обеспечивающей основные сценарии, создать демонстрационный макет;

q определить общую стоимость и план всего проекта и обеспечить детализированные оценки для этапа развития;

q идентифицировать основные элементы риска. Основные действия этапа НАЧАЛО:

q формулировка области применения проекта — выявление требований и ограничений, рассматриваемых как критерий признания конечного продукта;

q планирование и подготовка бизнес-варианта и альтернатив развития для управления риском, определение персонала, проектного плана, а также выявление зависимостей между стоимостью, планированием и полезностью;

q синтезирование предварительной архитектуры, развитие компромиссных решений проектирования; определение решений разработки, покупки и повторного использования, для которых можно оценить стоимость, планирование и ресурсы.

В итоге этапа НАЧАЛО создаются следующие артефакты:

q спецификация представления основных проектных требований, ключевых характеристик и главных ограничений;

q начальная модель Use Case (20% от полного представления); а начальный словарь проекта;

q начальный бизнес-вариант (содержание бизнеса, критерий успеха — прогноз дохода, прогноз рынка, финансовый прогноз);

q начальное оценивание риска;

q проектный план, в котором показаны этапы и итерации.

Этап РАЗВИТИЕ (Elaboration)

Главное назначение этапа — создать архитектурный базис системы.

Цели этапа РАЗВИТИЕ:

q определить оставшиеся требования, функциональные требования формулировать как элементы Use Case;

q определить архитектурную платформу системы;

q отслеживать риск, устранить источники наибольшего риска;

q разработать план итераций этапа КОНСТРУИРОВАНИЕ.

Основные действия этапа РАЗВИТИЕ:

q развитие спецификации представления, полное формирование критических элементов Use Case, задающих дальнейшие решения;

q развитие архитектуры, выделение ее компонентов.

В итоге этапа РАЗВИТИЕ создаются следующие артефакты:

q модель Use Case (80% от полного представления);

q дополнительные требования (нефункциональные требования, а также другие требования, которые не связаны с конкретным элементом Use Case);

q описание программной архитектуры;

q выполняемый архитектурный макет;

q пересмотренный список элементов риска и пересмотренный бизнес-вариант;

q план разработки для всего проекта, включающий крупноблочный проектный план и показывающий итерации и критерий эволюции для каждой итерации.

Обсудим более подробно главную цель этапа РАЗВИТИЕ — создание архитектурного базиса.

Архитектура объектно-ориентированной системы многомерна — она описывается множеством параллельных представлений. Как показано на рис. 15.4, обычно используется «4+1»-представление [44].

Рис. 15.4.«4+1»-представление архитектуры

Представление Use Case описывает систему как множество взаимодействий с точки зрения внешних актеров. Это представление создается на этапе НАЧАЛО жизненного цикла и управляет оставшейся частью процесса разработки.

Логическое представление содержит набор пакетов, классов и отношений. Изначально создается на этапе развития и усовершенствуется на этапе конструирования.

Представление процессов создается для параллельных программных систем, содержит процессы, потоки управления, межпроцессорные коммуникации и механизмы синхронизации. Представление изначально создается на этапе развития, усовершенствуется на этапе конструирования.

Представление реализации содержит модули и подсистемы. Представление изначально создается на этапе развития и усовершенствуется на этапе конструирования.

Представление размещения содержит физические узлы системы и соединения между узлами. Создается на этапе развития.

В качестве примера рассмотрим порядок создания логического представления архитектуры. Для решения этой задачи исследуются элементы Use Case, разработанные на этапе НАЧАЛО. Рассматриваются экземпляры элементов Use Case — сценарии. Каждый сценарий преобразуется в диаграмму последовательности. Далее в диаграммах последовательности выделяются объекты.

Объекты группируются в классы. Классы могут группироваться в пакеты.

Согласно взаимодействиям между объектами в диаграммах последовательности устанавливаются отношения между классами. Для обеспечения функциональности в классы добавляются свойства (они определяют их структуру) и операторы (они определяют поведение). Для размещения общей структуры и поведения создаются суперклассы.

В качестве другого примера рассмотрим разработку плана итераций для этапа КОНСТРУИРОВАНИЕ. Такой план должен задавать управляемую серию архитектурных реализаций, каждая из которых увеличивает свои функциональные возможности, а конечная — покрывает все требования к полной системе. Главным источником информации являются элементы Use Case и диаграммы последовательности. Будем называть их обобщенно — сценариями.

Сценарии группируются так, чтобы обеспечивать реализацию определенной функциональности системы. Кроме того, группировки должны устранять наибольший (в данный момент) риск в проекте.

План итераций включает в себя следующие шаги:

1. Определяются все элементы риска в проекте. Устанавливаются их приоритеты.

2. Выбирается группа сценариев, которым соответствуют элемент риска с наибольшим приоритетом. Сценарии исследуются. Порядок исследования определяется не только степенью риска, но и важностью для заказчика, а также потребностью ранней разработки базовых сценариев.

3. В результате анализа сценариев формируются классы и отношения, которые их реализуют.

4. Программируются сформированные классы и отношения.

5. Разрабатываются тестовые варианты.

6. Тестируются классы и отношения. Цель — проверить выполнение функционального назначения сценария.

7. Результаты объединяются с результатами предыдущих итераций, проводится тестирование интеграции.

8. Оценивается итерация. Выделяется необходимая повторная работа. Она назначается на будущую итерацию.

Этап КОНСТРУИРОВАНИЕ (Construction)

Главное назначение этапа — создать программный продукт, который обеспечивает начальные операционные возможности.

Цели этапа КОНСТРУИРОВАНИЕ:

q минимизировать стоимость разработки путем оптимизации ресурсов и устранения необходимости доработок;

q добиться быстрого получения приемлемого качества;

q добиться быстрого получения контрольных версий (альфа, бета и т. д.).

Основные действия этапа КОНСТРУИРОВАНИЕ:

q управление ресурсами, контроль ресурсов, оптимизация процессов;

q полная разработка компонентов и их тестирование (по сформулированному критерию эволюции);

q оценивание реализаций продукта (по критерию признания из спецификации представления).

В итоге этапа КОНСТРУИРОВАНИЕ создаются следующие артефакты:

q программный продукт, готовый для передачи в руки конечных пользователей;

q описание текущей реализации;

q руководство пользователя.

Реализации продукта создаются в серии итераций. Каждая итерация выделяет конкретный набор элементов риска, выявленных на этапе развития. Обычно в итерации реализуется один или несколько элементов Use Case. Типовая итерация включает следующие действия:

1. Идентификация реализуемых классов и отношений.

2. Определение в классах типов данных (для свойств) и сигнатур (для операций). Добавление сервисных операций, например операций доступа и управления. Добавление сервисных классов (классов-контейнеров, классов-контроллеров).

Реализация отношений ассоциации, агрегации и наследования.

3. Создание текста на языке программирования.

4. Создание(обновление) документации.

5. Тестирование функций реализации продукта.

6. Объединение текущей и предыдущей реализаций. Тестирование итерации.

Этап ПЕРЕХОД (Transition)

Главное назначение этапа — применить программный продукт в среде пользователей и завершить реализацию продукта.

Этап начинается с предъявления пользователям бета-реализации продукта. В ней обнаруживаются ошибки, они корректируются в последующих бета-реализациях. Параллельно решаются вопросы размещения, упаковки и сопровождения продукта.

После завершения бета-периода тестирования продукт считается реализованным.

Рандомно подобранные статьи с сайта:

[Вебинар] Основы процесса разработки


Похожие статьи:

admin