Этика психодиагностического обследования

Завершая эту главу, вычисляем нужным хотя бы весьма коротко остановиться на еще одном ответственном вопросе, что появляется в связи с широким применением на практике диагностических методик. Имеется в виду этика психодиагно- стического обследования.К сожалению, в отечественной психодиагностике до тех пор пока неоправданно мало внимания уделяется этическим проблемам, появляющимся в диагностических изучениях. В публикуемых работах очень редко видится обсуждение этических качеств тестирования. В лучшем случае бег- ло упоминается о том, что нужно сохранять в тайне полученные результаты, не воздействовать пагубно на испытуемого. Созданные сейчас в некото- рых бывших советских республиках (к примеру, в Российской Федерации и Украине) этические кодексы психолога страдают обилием неспециализированных мест, а основное — отсутствует совокупность контроля над их выполнением.

стаж работы зарубежных психологов, экспертов в области психодиагно- стики говорит о том, что в разработке, использовании и издании тестов мы сталкиваемся с бессчётными этическими проблемами. Примером норма- тивно-правового регулирования практической, среди них и психодиагностиче- ской, деятельности психолога являются достаточно бессчётные и постоян- но дополняемые документы, принятые Американской психотерапевтической ассоциа- цией (подробнее см. А. Анастази, С. Урбина, 2001). Упомянем только об главных проблемах, каковые много раз обсуждались отечественными зарубежными сотрудниками.

Не обращая внимания на то что существует множество тестов, все они должны отвечать требованиям, каковые достаточно полно обрисованы в «Стандартах для психологи- ческих и образовательных тестов»,а деятельность психолога регулируется «Эти- ческими кодексом и стандартами поведения».Любой пользователь теста дол- жен располагать сведениями о надёжности и валидности применяемого теста, ограничениях, которые связаны с его применением. Нужно уделять громадное вни- мание отбору тестов, интерпретации взятых результатов. Любой из исполь- зуемых диагностических инструментов обязан отвечать целям изучения. Опытные психотерапевтические инструменты должны быть недоступны для каждого, желающего их применять (к сожалению, в бывших советских республиках приобретение тестов зависит только от желания и денег, нужных для их приобретения. Это до- статочно броская иллюстрация «действенности» принятых этических кодексов. Привычное у нас предание гласности — методом публикации «для всех» — отдель- ных тестов делает их невалидными).

Особенные требования предъявляются к работе с компьютеризированными тес- тами. В этом случае постоянно существует риск получения неточных данных. Необходимо кроме этого постоянно помнить о том, что компьютерное тестирование ни при каких обстоятельствах не имеет возможности проводиться конкретно испытуемым, без участия психолога. Неквалифи- цированное использование таких методик содействует появлению у пользователя ошибочных, искаженных представлений о себе, собственных возможностях, часто ока- зывает психотравмирующее действие. Громадное значение придается конфиден- циальности результатов тестирования.

148 Глава 2. Психодиагностика как наука

Ни один из психологов не может быть компетентен в применении всех тес- тов, а исходя из этого нельзя пренебрегать предварительной подготовкой. Применение некоторых тестов предполагает особые знания, а следовательно, обучение. Так, к примеру, работа с Калифорнийским психотерапевтическим опросником,в соот- ветствии с требованиями, принятыми в Соединенных Штатах, требует от психолога наличия спе- циальной лицензии. Обследуемый (клиент) обязан взять в дешёвом для него виде сведения о целях тестирования, и о том, как будут использованы полученные результаты. Помимо этого, он в праве знать о итогах тестиро- вания.

Эксперт в области психодиагностики не просто работает с людьми, но и владеет громадными возможностями действия на них, а это налагает огромную ответственность. Мы должны всегда помнить о том, что результаты отечественных изучений постоянно приобретают личностный суть для обследуемого. Отсюда вытекает наиболее значимое требование опытной этики психолога — не причи- нить морального вреда личности. Психодиагностическим изучениям дол- жен быть чужд дух «наклеивания ярлыков», предвзятого отношения к обследуе- мому. Такое обоюдоострое оружие, как диагностическая методика, тест, возможно доверено лишь экспертам, имеющим нужный стаж работы (а при функционирования совокупности контроля за профессионально-этической де- ятельностью психологов — имеющим соответствующую лицензию1). В другом случае создается возможность нанесения морального урона личности, происходит дискредитация психодиагностических изучений.

Заключение

Более чем вековое развитие психодиагностики, выступавшей на Западе в обли- чье психотерапевтического тестирования, а позднее — психотерапевтической оценки, проис- ходило, в большинстве случаев, вне методологического осмысления данной области психоло- гической науки. Продолжительное время господствовавшие в психотерапевтическом тестирова- нии позитивизм и эмпиризм не только содействовали формированию взоров на его узкоприкладной темперамент, но и разделению практики и теории психологи- ческих измерений, обособлению дифференциальной психологии, претендующей на роль науки об лично-психотерапевтических различиях. Громадное методо- логическое значение для развития фактически психодиагностики имеет выделе- ние и раскрытие специфики психодиагностического способа, что, наровне с классическими для психологии неэкспериментальным и экспериментальным исследовательскими способами, логично завершает формирование представлений о совокупности исследовательско-измерительного аппарата современной его структуре и психологии.

Не обращая внимания на то что психодиагностика основывается не только на измерении, но и на оценке, наиболее значимым ее инструментом был и остается тест. Формирующа- яся в последние десятилетия компьютерная психодиагностика по сегодняшний сутки

Подробнее о зарубежных квалификационных требованиях к психодиагносту см. Бурлачук Л. Ф.,

Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. — СПб.: Питер-Ком, 1999.

Заключение 149

испытывает определенные трудности в разработке психотерапевтических тестов, мак- симально применяющих возможности компьютера. Громаднейшее распростране- ние взяли компьютеризированные предположения известных тестов, использование ко- торых нереально без повторной валидизации и рестандартизации. Многочис- ленные попытки создания так называемых объективных тестов часто приводят к оппозиции объективного и психотерапевтического описания личности, отрицанию субъективности как действительности, содействуют упрочнению обширно распростра- ненного заблуждения в том, что физиологические показатели — единственный источник объективной информации о субъективных явлениях.

Психотерапевтическая диагностика сейчас остро испытывает недостаток в развитии учения о психотерапевтическом диагнозе, что не может быть сведен к измерению. Выража- ясь словами Л. С. Выготского, пускай «заключения будут описательными, полными еще не установившихся, не хватает четких и определенных положений, но они сначала должны быть методологически и методически верно постав- лены, т. е. быть заключениями в подлинном смысле слова».

Одной из наиболее значимых неприятностей психодиагностики возможно назвать преодоление разрыва между лично-психотерапевтическим и социально-психотерапевтическим описаниями личности. Классическая диагностика особенностей, качеств обретает прогностическую достоверность и свою обоснованность в соединении с диагнозом сре- ды (ситуации), по отношению к которой эти качества проявляются и обретают конкретные поведенческие формы.

Представления об лично-психотерапевтических изюминках личности, полученные при ее психодиагностическом описании (измерении), имеют собственный по- нятийно-объяснительный аппарат, личные «внутренние» потребности, нако- нец личный, свободный от исходных концепций путь развития. Предло- женная на страницах данного книжки теория измеренной индивидуальности по- зволяет «опредметить» ту грань личности, с которой имеет дело психодиагностика.

Рассмотренные нами главные этапы диагностического процесса разрешают уяснить специфику данной деятельности психолога, указать на появляющиеся в ее хо- де наиболее значимые неприятности. Так или иначе, психотерапевтическая диагностика затрагива- ет внутренний мир личности, а исходя из этого громадное значение покупают этические нюансы работы диагноста, в отечественных условиях все еще остающиеся благими пожела- ниями, исполнение либо невыполнение которых остается личным делом психолога.

Психометрические базы

Этические принципы работы психодиагноста


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: