Эволюция формы, или групповая эволюция

53] Сейчас мне хотелось бы более подробно разглядеть идею единства сознания, либо интеллекта, которую мы затронули на прошедшей лекции. Было сообщено, что любая эволюция протекает от однородности через разнородность и снова к однородности, и, что:

«Эволюция – это неизменно ускоряющееся развитие всех частиц вселенной, ведущее их всех в один момент путём, усеянным разрушениями, но непрерывающимся и непрекращающимся, от материального атома к такому универсальному сознанию, в котором реализуются всеведение и всемогущество, словом, к полному осознанию Полного Всевышнего».

Она начинается от тех небольших разделений, каковые мы именуем молекулами и атомами, и длится до образования из их скоплений форм и потом до создания из этих форм ещё громадных форм, и без того до появления Нашей системы во всей её полноте. Всё это подчинено закону, и эволюцией 54] атома руководит тот же принципиальный закон, что и эволюцией Нашей системы. Макрокосм повторяет себя в человеке, микрокосме, а микрокосм отражается во всех меньших атомах.

на данный момент, как и в прошлой лекции, я говорю, в первую очередь, о материальном проявлении Нашей системы, но в последующих беседах я буду принципиально уделять главное внимание тому, что мы имели возможность бы назвать психологической эволюцией, либо эволюционным раскрытием и постепенной демонстрацией того субъективного интеллекта, либо сознания, которое стоит за объективным проявлением.

Эта лекция, как и прошлые, будет складываться из четырёх частей. Сперва мы разглядим процесс эволюции, имея в виду эволюцию формы, а после этого разглядим процесс группового развития. Потом мы перейдём к стадиям, каковые составляют цикл эволюции, а напоследок попытаемся сделать практические выводы и извлечь из них урок, что сможем приложить к собственной повседневной жизни.

В первую очередь нам нужно решить вопрос о том, что же такое форма. В словаре мынаходим следующее определение этого слова: «Форма – это внешний вид, либо конфигурация, тела». Наряду с этим акцентируется внешняя сторона, 55] то, что возможно осязать, экзотерическое проявление. К тому же выводу приведёт нас и тщательное изучение этимологии самого слова «проявление» («manifestation»): оно происходит от двух латинских слов, означающих «трогать рукой» (manus – рука, fendere – трогать). Так, к тому, что показано, возможно прикасаться, чувствовать и осязать его. Но оба толкования упускают самое ответственное, исходя из этого нам необходимо отыскать более правильное определение. На мой взор, оптимальнее о проявлении субъективного через объективную форму сообщил Плутарх:

«Мысль – это бестелесная сущность, не имеющая выражения сама по себе, но придающая внешний вид и форму бесформенной материи и становящаяся обстоятельством проявления».

Это весьма занимательное положение, которое в конечном итоге несёт в себе подлинно оккультный суть. Оно заслуживает тщательного осмысления, поскольку в нём заключена концепция, связанная не только с небольшим проявлением – атомом физика либо химика, – но и со всеми формами, каковые образуются посредством этих атомов, включая человека и проявление, и Божества Нашей системы, той великой Жизни, того безграничного, 56] универсального Ума, того вибрирующего энергетического центра, того охватывающего сознания, Которое мы именуем Всевышним, либо Силой, либо Логосом, – того Существования, Которое высказывает Себя через Солнечную совокупность.

В Библии Св. Павел в «Послании к ефесянам» упоминает о том же. Во второй главе послания он говорит: «Мы – Его творение». Правильный перевод с греческого звучит практически как: «Мы – его поэма, либо мысль». Идея апостола содержится в том, что через каждую людскую судьбу либо совокупность всех судеб, составляющих Солнечную совокупность, Всевышний при помощи формы, какой бы она ни была, проводит идею, некую концепцию, либо детализированную поэму. Человек – это воплощённая идея, и таковой вывод направляться кроме этого и из определения Плутарха. Мы видим тут, во-первых, идею самосознающей сущности, а, значит, должны признать существование мысли, либо цели, к выражению которой пытается эта сущность; и, во-вторых, мы видим тело, либо форму, каковые являются в полной мере логичным следствием для того чтобы рвения.

Слово «Логос» – которое так и переводится как «Слово» – довольно часто употребляется в Новом Завете для обозначения Божества. Выдающимся примером этого помогает первая глава Евангелия от Иоанна, где сообщено: «В начале было Слово, и Слово было у 57] Всевышнего, и Слово было Всевышний». Давайте подумаем, что означает «Логос». Практически это указывает «Слово», которое само определяется как «объективное выражение субъективной мысли». Забрав, например, существительное либо какое-то второе слово и проанализировав его объективное значение, мы заметим, что в нём неизменно заключена определённая идея, подразумевающая назначение, цель, либо, быть может, некое абстрактное понятие. Рассуждая подобным же образом об идее Божества, либо Логоса, мы имели возможность лучше осознать непростой вопрос о проявлении Всевышнего, центрального Интеллекта, через посредство материальной формы, будь то Его проявление в маленькой форме химического атома либо в том большом физическом теле, которое мы именуем Солнечной совокупностью.

Несколько дней назад мы с вами узнали, что у всех атомов возможно предполагать наличие того, что учёные всей земли начинают признавать как их характерную изюминку. Атомы демонстрируют показатели ума, зачаточную форму интеллекта. Атом владеет качеством различения, свойствами притяжения и выбора-отталкивания. Слово «интеллект» звучит необычно в связи, скажем, с атомом химии, но его этимология отлично отражает эту идея. 58] Оно происходит от двух латинских слов: inter – между и legere – выбирать. Получается, что интеллект – это свойство сопоставлять, выбирать и различать. В действительности это что-то абстрактное и необъяснимое, что лежит в базе отталкивания закона и великого притяжения – одного из фундаментальных законов проявления. Интеллект представляет собой основное свойство всей ядерной материи и руководит созданием форм, либо совокупностей атомов.

До сих пор мы разглядывали атом сам по себе, но ничего не говорили о построении из атомов форм либо той совокупности форм, которую мы именуем царством природы. Мы обсуждали глубинную природу атома и его наиболее значимую изюминку – интеллект, и обратили особенное внимание на то, из чего создано всё многообразие известных нам форм – всех форм минерального, растительного, человеческого царств и животного. Совокупность всех форм и даёт нам полноту природы в обыденном понимании.

А сейчас от раздельно забранных форм в составе каждого из этих четырех царств природы давайте продолжим отечественную идею до той большей формы, которую мы и именуем самим царством, и заметим это царство как владеющую сознанием единицу, формирующую однородное целое. Так, можно считать, что каждое царство природы 59] снабжает форму для проявления сознания определённого вида либо уровня. Тогда все животные формы составляют ту бoльшую форму, которую мы определяем как само царство, и это животное царство так же входит в состав ещё большего тела. Через это царство может стремиться к проявлению какая-то сознательная судьба, а через совокупность царств, быть может, пробует проявиться ещё более великая субъективная Судьба.

Во всех разглядываемых нами царствах – минеральном, растительном, животном и людской – мы снова сталкиваемся с тремя факторами, очевидно, при условии, что база отечественных рассуждений верна. Во-первых, исходный атом сам по себе есть судьбой; во-вторых, все формы складываются из множества судеб и снабжают связное целое, при помощи которого субъективная сущность осуществляет собственную цель; и, в-третьих, заключённая в форме центральная судьба есть направляющим её началом, источником её энергии, обстоятельством её активности, тем, что удерживает форму как одно целое.

Эта идея прекрасно иллюстрируется, к примеру, в отношении человека. Исходя из темы отечественной лекции, человека возможно выяснить как ту центральную энергию, жизнь либо интеллект, что действует через материальное проявление, либо форму, причем эта форма складывается из множества меньших судеб. Вследствие этого примечателен один феномен, довольно часто 60] замечаемый в момент смерти. На него пара лет назад намерено обратила моё внимание одна из умелых медицинских сестер в Индии. Она продолжительное время была атеисткой, но по окончании нескольких случаев, в то время, когда она замечала данный феномен, начала сомневаться в базах собственного неверия. Она поведала мне, что пара раз в момент смерти над головой умирающего она видела вспышку света, а в один раз (это была женщина очевидно высокого духовного развития, ведшая весьма чистую и благочестивую судьбу) помещение на мгновение как бы осветилась электрическим светом. Сравнительно не так давно один заинтересованный исследователь письменно обратился к нескольким ведущим медикам большого города на Среднем Востоке с вопросом, не замечали ли они чего-либо необыкновенного в момент смерти больных. Кое-какие ответили, что видели голубоватый свет, исходивший из темени умиравших, а один либо двое сказали, что слышали треск в области головы. Последний пример подтверждает слова Екклесиаста о разрыве серебряной цепочки,[10] либо той магнетической связи, которая соединяет внутреннюю сущность, либо мыслителя, со средством его выражения. Оба упомянутых случая наглядно демонстрируют удаление 61] центрального света, либо жизни, с рассеиванием и последующим разрушением формы мириадов меньших судеб.

Так, кому-то из нас в полной мере логичной может показаться догадка о том, что, потому, что химический атом представляет собой маленькую сферу, либо форму, с положительно заряженным ядром, которое удерживает вращающиеся около него отрицательно заряженные электроны, то и все формы во всех царствах природы имеют такую же структуру и отличаются только степенью развития сознания, либо интеллекта. Это разрешает нам вычислять сами царства физическим выражением некой великой субъективной жизни и логически заключить, что любая единица в составе человечества есть атомом в теле данной более великой сущности, которую кое-какие Писания именуют «Небесным Человеком». В итоге мы приходим к тому, что Наша система имеется ни что иное, как совокупность всех всех форм и царств и Тело Существа, высказывающего Себя через неё и применяющего её с целью достижения реализации и определённой цели центральной идеи. Все эти выводы отечественной окончательной догадки отражают те же три нюанса: насыщающую Судьбу, либо Сущность; её проявление через форму либо через многообразие форм; наличие талантливого различать интеллекта.

Мы не можем детально сказать о том, как создаются формы, либо в подробностях разглядывать эволюционный процесс, на протяжении которого атомы 62] объединяются в формы, а сами формы планируют в те бoльшие объединения, каковые мы именуем царствами природы. Коротко данный процесс возможно охарактеризовать тремя терминами: инволюция, либо погружение субъективной судьбе в материю, другими словами принятие живой Сущностью проводника выражения; эволюция, либо применение формы субъективной судьбой, постепенное окончательное освобождение и совершенствование формы самой жизни; и отталкивания и закон притяжения, координирующий материю и дух, в следствии чего центральная судьба приобретает опыт, расширяет собственное сознание и, применяя эту конкретную форму, получает самоконтроля и самопознания. Всё это происходит в соответствии с базисному законупритяжения и отталкивания. В каждой форме заключена центральная судьба, либо мысль, которая начинает собственное проявление, всё глубже и глубже погружается в субстанцию, облекает себя в форму, отвечающую её задачам и потребностям, применяет эту форму как средство выражения и с течением времени меняет эту форму на более адекватную. Так, последовательно проходя через все формы, дух, либо жизнь, прогрессирует до тех пор, пока не выходит на обратную дорогу и не возвращается в собственную исходную точку. Таков суть эволюции, и тут сокрыта тайна космического воплощения. В итоге, дух оставляет 63] форму и приобретает свободу, и развитое психологическое уровень качества и неспешно расширенное сознание.

Мы можем разглядеть эти конкретные этапы и весьма коротко обсудить их. Сперва обратимся к процессу инволюции. Это период, на протяжении которого происходит ограничение судьбы в форме, либо оболочке, – долгий и медленный процесс, протекающий миллионы и миллионы лет. Данный громадный цикл проходят все виды судьбы. Это относится и жизни Солнечного Логоса, проявляющегося через Солнечную совокупность, и жизненного цикла планетарного Духа, проявляющегося через такую сферу, как отечественная планета Земля, и той жизни, которую мы именуем людской; все они собственной энергией вовлекают в данный процесс и ту небольшую судьбу, что функционирует в химическом атоме. Это великий процесс становления, делающий вероятным само бытие и существование. За этим периодом ограничения, всё более плотного заключения и всё более глубокого нисхождения в материю направляться период адаптации, на протяжении которого достигается тесная связь между формой и жизнью и что сменяется периодом совершенствования этих внутренних взаимоотношений. Форма наряду с этим приходит в соответствие с жизненными потребностями и делается годной к применению. А после этого, по расширения жизни и меря роста в ней, происходит параллельная кристаллизация формы и она утрачивает собственное значение как средство выражения. За периодом кристаллизации 64] направляться период распада. Ограничение, адаптация, применение, распад и кристаллизация составляют этапы, каковые проходит жизнь сущности, либо воплощённая мысль того либо иного масштаба, стремящаяся к выражению через материю.

Давайте посмотрим, как это происходит в связи с людской существом. Процесс ограничения особенно заметен на примере принятия физической формы и на примере тех начальных выполненных духа несоответствия лет его жизни, в то время, когда человек полон жажд, идеалов и устремлений, каковые, как ему думается, нереально до конца выразить либо удовлетворить. Потом направляться период адаптации, в то время, когда человек начинает применять то, что имеет, и высказывать себя, как быть может, через мириады тех интеллектов и меньших жизней, что составляют его физическое, эмоциональное и умственное тела. Он активизирует собственную тройственную форму и заставляет её делать его требования и осуществлять его планы, реализуя, так, его жизненный замысел – во благо либо во зло. За этим направляться этап, в то время, когда он применяет собственную форму, как разрешают его возможности, и достигает того, что мы именуем зрелостью. Наконец, на последних стадиях судьбы, форма кристаллизуется и человек осознаёт её неадекватность. А после этого приходит радостное освобождение, которое мы именуем смертью, тот принципиальный момент, в то время, когда «пленённый дух» ускользает из ограничивающих стен физической формы. Отечественные взоры на смерть 65] ошибочны: мы вычисляем её самым страшным и необратимым событием, в то время как в действительности это великое спасение, переход к большей активности и освобождение судьбы из закристаллизовавшейся оболочки и уже неадекватной формы.

Всё это относится ко всем формам, а не только к физическому телу человека. То же самое возможно сообщить и о формах религий и правительств, о формах научной и философской мысли. Интересно замечать это в этом цикле. Всё будет в состоянии постоянного трансформации, изменяется прошлый порядок, и мы переживаем переходный период. Разрушаются ветхие формы во всех сферах мысли, но только чтобы высвободить породившую их жизнь, которая создаст для себя что-то лучшее и более адекватное. Забрать, хотя бы, ветхую форму христианства. Тут чтобы не было недоразумений я обязана сделать одну оговорку. Я не пробую обосновывать несовершенство самого духа христианства либо ошибочность его испытанных и проверенных истин, а только желаю указать, что форма, через которую пробует высказывать себя данный дух, уже выполнила собственное назначение и превратилась в ограничение. 66] Эти фундаментальные идеи и великие истины требуют более адекватного средства выражения. Христианским мыслителям на данный момент необходимо весьма чётко отличать живые истины христианства от закристаллизовавшейся формы теологии. Христос дал животворный импульс. Он провозгласил вечные истины и эти великие и разослал их обретать форму и помогать потребностям страждущего мира. Они были заключены в форму, а после этого последовал долгий период утверждения и постепенного роста данной формы (религиозных доктрин и догм). Прошли века, перед тем как жизнь и форма приспособились друг к другу и христианские совершенства стали выражаться при помощи данной формы. Сейчас же наступил период кристаллизации, и расширяющееся христианское сознание сталкивается с теологическими ограничениями. Громоздкая структура доктрин и догм, выстроенная за многие века богословами и духовенством, неизбежно обязана упасть, но для того лишь, дабы заключённая в ней жизнь освободилась и создала для себя более идеальные средства выражения, каковые разрешат ей выполнить собственное назначение.

То же самое возможно сообщить и о разных школах мысли всей земли. Любая из этих школ при помощи той либо другой своеобразной 67] формы либо последовательности форм высказывает некую идею. Тут крайне важно помнить, что тройственная судьба за всеми формами, однако, ЕДИНА, не смотря на то, что средств выражения большое количество и со временем они перестают отвечать её требованиям.

Но какова же цель объединения и создания бесконечного процесса форм меньших форм? Какова обстоятельство всего этого и для чего это необходимо? Вне всяких сомнений, это необходимо для развития качества, для расширения сознания, для развития свойства осознавать, для роста свойств психэ, либо души, и для эволюции интеллекта. В этом, без сомнений, прослеживается постепенная реализация через Солнечную совокупность главной идеи, либо цели, той великой Сущности, которую мы именуем Логосом, либо Всевышним. Это демонстрация Его психологического качества, потому что Всевышний имеется интеллектуальная Любовь, и исполнение Его непреложного плана, потому что Всевышний имеется интеллектуальная, выполненная любви Воля.

Для типов атомов и всех градаций существует собственная цель и собственный план. Имеется цель для химического атома, имеется точка успехи для людской атома, человека, когда-нибудь реализует собственное главное назначение планетарный атом и откроется великая Мысль, которая лежит в основании Нашей системы. Возможно ли при кратком изучении вопроса светло представить себе 68] данный план? Возможно, нам удастся взять самое неспециализированное представление о нём, в случае если мы подойдём к нему с должной проницательностью и надлежащим почтением, неизменно не забывая о том, что только невежественные смогут догматизировать и только немудрые будут вдаваться в подробности, в то время, когда речь заходит о таких сложных вещах.

Мы видели, к примеру, что химический атом владеет интеллектом, проявляя показатели различающего ума и зачаточную свойство выбирать. Это значит, что маленькая судьба в ядерной форме демонстрирует психологическое уровень качества. В различное время и на различных стадиях атом встраивается в разные формы, всегда обретая что-то соответственно жизни и силе одушевляющей эту форму сущности, но сохраняет наряду с этим собственную однородность. Заберём, к примеру, атом, участвующий в построении формы в минеральном царстве: он демонстрирует не только различающий и выбирающий ум, но и свойство приспособиться. В растительном царстве кроме этого отмечаются два эти качества, но имеется и третье, которое возможно назвать зачаточной чувствительностью. Изначальный интеллект атома что-то взял при переходе от формы к форме и от царства к царству. Возросли его отзывчивость на контакт и неспециализированная осведомлённость. При дискуссии эволюции сознания мы разглядим это более детально. 69] Сейчас же я только желаю продемонстрировать вам, что созданные из атомов формы растительного царства демонстрируют не только различающий приспособляемость и интеллект, но и чувствительность, либо то, что в растительном царстве соответствует чувствам, либо эмоциям, а ведь эмоции – это зачатки любви. Формы животного царства кроме перечисленных выше качеств владеют ещё и инстинктом, либо тем, что когда-нибудь расцветёт в виде ума. И, наконец, человек, что демонстрирует все эти качества в намного большей степени, поскольку четвёртое царство является макрокосмом для трёх меньших царств. Человек проявляет умственную активность, способен испытывать эмоции, либо любовь, и получил ещё один фактор, фактор интеллектуальной воли. Он есть Божеством собственной маленькой совокупности и владеет не только сознанием, но и самосознанием. Подобно Логосу, он создаёт себе тело проявления, но лишь в меньших масштабах, и, подобно Логосу, осуществляет контроль собственную мелкую совокупность посредством отталкивания закона и великого притяжения. Он энергетизирует её и синтезирует собственную тройственную природу в единое связное целое. Как и Логос, он – три в одном и один в трёх.

У каждого атома Нашей системы имеется будущее. Перед первичным атомом стоит грандиозная цель, и в течении эонов оживотворяющая 70] данный атом жизнь будет проходить все царства природы, пока не достигнет собственной цели в людской царстве.

Сейчас мы можем продолжить эту идея и поболтать о том великом Существе, которое есть насыщающей судьбой планеты и удерживает все царства природы в Собственном сознании. Разве не имеет возможности Его интеллект, насыщающий совокупность всех царств и групп, быть целью для человека, людской атома? Быть может, с течением времени, сфера нынешнего понимания Планетарного Логоса станет и отечественной, а Он, как и все великие Судьбы, каковые насыщают планеты Нашей системы, достигнет тех отдалённейших пределов сознания, в которых пребывает сейчас то великое Существование, которое есть насыщающей Судьбой Нашей системы. Нет ничего, что мешает нам заключить, что среди разных степеней сознания, расширяющихся, к примеру, от атома физика и химика до Логоса Нашей системы, не существует пробелов, но происходит постепенное, без резких скачков, эволюция и расширение от одной формы разумного проявления к второй, и в каждой последующей форме жизнь всегда обогащается в качестве путём накопления опыта.

В то время, когда отечественное сознание свыкнется с данной мыслью, в то время, когда мы осознаем, что в базе всего имеется цель и направление 71] и нет ничего, что происходит без участия сознательной воли какой-либо сущности, но всё направлено к определённой цели, мы возьмём ключ к пониманию самих себя и всего, что происходит в окружающем нас мире. В случае если, к примеру, мы осознаем, что сами создаём собственное физическое тело и заботимся о нём, что сами контролируем собственную эмоциональную природу и несём ответственность за развитие собственного интеллекта, в случае если мы поймём, что являемся энергетизирующим причиной в собственных телах и что, в то время, когда мы покидаем эти тела, они разрушаются и распадаются, тогда, возможно, нам будет легче осознать, что делает насыщающая Судьба планеты, влияющая через всевозможные формы (континенты, цивилизации, организации и религии) на Землю; мы осознаем, что происходит на Луне, которая сейчас представляет собой разлагающуюся форму; что происходит в нашей системе и что произойдёт с ней, в то время, когда Логос покинет то, что есть для Него только формой временного проявления.

Давайте сейчас сделаем практические выводы из этих мыслей. Мы переживаем на данный момент период крушения всех форм мысли, в то время, когда религиозная судьба народов уже не такая, какой была прежде, и в то время, когда доктрины и любые догмы подвергаются критике. Рушатся многие 72] ветхие формы научной мысли и сотрясаются базы ветхих философских теорий. Нам выпал жребий жить в один из тяжёлых периодов всемирный истории, период, что характеризуется расколом наций, разрывом прошлых связей и отношений и, по всей видимости, надвигающимся крушением цивилизации. Мы должны ободрять себя тем, что всё это происходит вследствие того что заключающаяся в этих форм жизнь стала такой сильной, что они превратились для неё в ограничение и тюрьму. Мы должны не забывать, что данный переходный период сулит нам величайшие возможности, когда-либо раскрывавшиеся перед миром. Не должно быть ни пессимизма, ни отчаяния, лишь глубочайший оптимизм. Многие сейчас пребывают в смятении по причине того, что колеблется фундамент и смогут быть ниспровергнуты шепетильно выстроенные структуры религиозной мысли, философии и веры, которыми они так дорожат. Отечественное беспокойство разъясняется тем, что мы через чур поглощены формой и через чур увлечены собственной колонией. Но в случае если распад начался, то только чтобы жизнь создала новые формы для собственного предстоящего развития. Разрушение в такой же степени есть работой Всевышнего, как и созидание, и великий всевышний разрушения обязан разбить и стереть с лица земли формы, дабы сделать вероятными 73] работу строителя и более полное выражение духа.

Многим из нас эти идеи смогут показаться необыкновенными, фантастическими и неубедительными. Но, даже в том случае, если это только догадки, они могут быть занимательными и дать ключ к тайне. Мы видим, как рушатся цивилизации, как подрываются религиозные структуры, как убедительно критикуются философии и как содрогаются базы материализма. Но что же такое цивилизации, что такое религии и что такое великие расы? Всего лишь формы, через каковые пытается к выражению великая тройственная центральная Судьба, которая насыщает отечественную планету. Как мы высказываем себя через физическую, эмоциональную и ментальную природу, так и Она высказывает Себя через все царства природы, нации, расы, религии, философию и науку, существующие на данный момент. Потому, что Жизнь эта пульсирует в каждой части Собственного существа, то мы, будучи атомами и клетками этого большего проявления, проходим вместе с ним все переходные периоды и переносимся вместе с ним с одной стадии на другую. С течением времени и по мере расширения отечественного сознания мы будем всё больше и больше выяснять о замысле данной Жизни по мере его осуществления и в итоге сможем помогать Ей в реализации Её сущностного плана.

74] Итак, выделим главную идея сегодняшней лекции. Давайте постараемся понять, что так называемой неорганической материи не существует и что любой атом – это некая жизнь. Давайте поймём, что все формы являются живыми и что любая из них имеется средство выражения заключённой в ней сущности. Давайте осознаем, что это действительно и для совокупности всех форм. И тогда мы возьмём ключ к пониманию самих себя и, быть может, ключ к пониманию тайны Нашей системы.

ЛЕКЦИЯ IV

Jenis


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: