Эволюция научной картины мира

Кузьмина А.Е. Социология, 1413Б1СО1

Понятия и ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА

Научная картина мира ? целостная совокупность представлений об закономерностях действительности и общих свойствах, выстроенная в следствии синтеза и обобщения фундаментальных научных принципов и понятий. Это – научная точка зрения, подкрепленная фактами, доказанными в порядке опыта. Главная задача – обоснование теорий, их сообщение с окружающим миром, соединение абстракции (теория) с наглядными формами.

В зависимости от оснований деления различают:

1. Общенаучную картину мира, которая включает представления обо всей действительности (о природе, самом познании и обществе). Общенаучная картина мира формируется 2 методами: 1-экстраполяция лидирующей лично-научной картины мира на другие науки; 2-комбинирование из последовательности лидирующих частных картин единой.

2. Естественнонаучную картину мира. В зависимости от предмета познания ? она возможно физической, астрономической, химической, биологической и т.п.

Научные картины мира делают эвристическую роль в ходе построения фундаментальных научных теорий. Они тесно связаны с мировоззрением, являясь одним из серьёзных питательных источников его формирования.

Требования к картине мира:

1. Отображать наиболее закономерности природы и общие свойства;

2. Допускать дополнения, уточнения и исправления в связи с возникновением новых научных представлений;

3. Неизменно проверяться, и соотноситься с трансформациями окружающего мира.

Любая картина мира строится на базе определенных научных теорий и по познания развития и меря практики одни картины мира сменяются вторыми (млжно, как пример, отыскать в памяти П. Сорокина и его «спиральную» либо «маятниковую» концепцию).

Сперва люди вспоминали об устройстве окружающего их мира, эти представления имели форму мифов и передавались от одного поколения к второму. Им на смену приходят представления, основанные на наблюдениях настоящих процессов и явлений природы. Так появилась стихийно-эмпирическая картина мира, которая носила личностный темперамент, и была связана с жизненным опытом конкретного индивида. С возникновением экспериментального естествознания новые взоры на окружающий мир стали основываться на итогах правильных опытов и исходя из этого стали рассматриваться в качестве естественнонаучной картины мира.

Функции научной картины мира:

1. Научная картина мира устанавливает связь между научным знанием и тем настоящим миром. Нормативная ? задает совокупность правил освоения универсума, воздействует на формирование социокультурных и методологических норм научного изучения.

2. Научная картина мира систематизирует научные знания. Что предполагает поиск таких принципов и общих понятий, каковые оказывают помощь осознать роль конкретных закономерностей в общей совокупности научного знания.

3. Научная картина мира как исследовательская программа. Так, происхождение более неспециализированной картины мира, к примеру естествознания, предполагает анализ разных дисциплин, изучающих природу. Еще более широкий и глубочайший анализ ведет к формированию неспециализированной научной картины мира, другими словами научные картины мира разного уровня глубины возможно разглядывать как следствие осуществления соответствующей исследовательской программы.

Свойства современной научной картины мира:

1. Объективность – направлена на изучение сущности самой вещи;

2. Строгость, достоверность, обоснованность, доказательность;

3. Динамичность – постоянное рвение к формированию;

4. Закономерность – воображает мир как совокупность причинно-обусловленных событий.

Революции в различных науках, внося трансформации в конкретные науки, порождают флуктуации картины мира, приводят к пересмотру ранее сложившихся в науке представлений. Наряду с этим новые картины сперва выдвигаются в форме догадок. Картина мира в таковой форме проходит этап обоснования и сосуществует рядом с классической картиной мира. Для сохранности центрального теоретического ядра образуется последовательность дополнительных гипотез и моделей для адаптации к странностям. После этого утверждается новая картина, за счет того, что ее правила, проверенные в опыте, становятся базой для новых фундаментальных теорий.

Представления о мире, каковые вводятся в картинах, постоянно испытывают действие со стороны самых различных элементов публичной судьбе.

Эволюция научной картины мира

1. Хорошая. Строится по принципу механики, ей соответствует образ мироздания как часового механизма. Объяснительный эталон — причинно-следственная зависимость. Прошлое определяет настоящее, настоящее – будущее. Все состояния мира могли быть предсказаны.

2. Неклассическая. С ней связана парадигма относительности, дискретности, квантования, возможности (связана с созданием квантовой теории, термодинамики).

3. Постнеклассическая картина мира. Утверждается парадигма целостности – где биосфера, ноосфера, общество, человек и т.д. являются единую целостность. Главные черты науки выражаются синергетикой, изучающей неспециализированные правила самоорганизации, протекающие в совокупностях. Синергетика изучает открытые, другими словами, обменивающиеся с внешним миром веществом, информацией и энергией, совокупности. В синергетической картине мира царит становление, обремененное необратимостью и многовариантностью.

Ньютоновская (хорошая) научная картина мира. Эпоха ренесанса


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: